Чем отличается фантазия от воображения?
Статьи. 12 июня 2023 г. · 2 мин. чтения
В развитии малыша и становлении его индивидуальности важную роль играет процесс воображения. Воображение – это способность человека создавать новые образы в своем сознании. Формировать эти образы могут разные психические процессы: мышление, представление, восприятие. Воображение не означает придумывание из ниоткуда: новое создается только на основе переработки личного опыта или внутреннего мира ребенка в процессе его деятельности.
Психологи выделяют два основных типа воображения: активное (произвольное), при котором есть определенная цель, и пассивное (непроизвольное), то есть непреднамеренное. К области активного воображения относится творчество.
Существуют возрастные закономерности выраженности воображения. Их важно понимать для того, чтобы развивать в ребенке возможность воображать и нестандартно мыслить.
Воображение у детей 0-3 лет
В каком возрасте ребенок начинает фантазировать? Младенец еще не может создавать новые образы, он только начинает узнавать об окружающих его предметах. Но способность воображать появляется у малышей в довольно раннем возрасте.
Первые признаки воображения наблюдаются у ребенка в 2-3 года, поскольку в этом возрасте он начинает взаимодействовать с несуществующими предметами в придуманных ситуациях. Ребенок впервые действует не на основе реальных событий, а на основе возникающих у него собственных идей.
При этом воображение ребенка связано с теми предметами, с которыми он взаимодействует. Например, малыш начинает кормить куклу палочкой, как ложкой, то есть совершает действия с одним предметом, а представляет на его месте другой. Возникает это прежде всего в игре с предметами-заместителями. Дети в возрасте 3 лет уже могут выстраивать новый образ, взяв за основу некоторые предметы, существующие в реальном мире.
В этом возрасте у воображения ребенка отсутствует предварительный замысел. Например, малыш собирается нарисовать дом, но первые линии начинают больше напоминать корабль, и ребенок говорит: “Я лучше нарисую кораблик”. Воображение ребенка этого возраста все еще неустойчиво, поскольку не подчинено определенной цели.
Воображение у детей 4-5 лет
У малышей 4-5 лет продуктивное воображение снижается, потому что дети начинают усваивать правила поведения, принятые в обществе. Это вовсе не значит, что ребенок совсем перестает выдумывать и сочинять, однако его воображение меняется. Изменяется характер игры – главной деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Если у детей младшего возраста преобладает предметная игра, то у ребенка в возрасте 4 лет на смену ей приходят сюжетно-ролевые игры, которые предоставляют ему больше возможностей для воображения. В сюжетно-ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета иной, но и себя может видеть другим персонажем, скажем, врачом или волшебником.
Первоначально дети воспроизводят бытовые сюжеты: одевание и кормление кукол, приготовление завтрака. Затем появляются сюжеты, связанные с профессиями и другими «взрослыми» занятиями: игра в доктора, строителя. В них ребенок использует воображение, опираясь на конкретные игровые действия.
Воображение у детей 6-7 лет
В 6-7 лет ребенок начинает по-новому выстраивать воображаемый образ. Теперь элементы реальности играют только второстепенную роль. На первый план выходят оригинальные образы, которые ребенок придумывает самостоятельно.
К концу дошкольного возраста появляются игры с развернутыми сюжетами, например, о полете в космос. Игра позволяет ребенку раскрыть те его возможности, которые он еще не может реализовать в реальности.
У ребенка 6-7 лет воображение переходит из внешнего плана во внутренний. В сюжетно-ролевой игре ребенку нужно вначале представить порядок своих действий и их значение для сюжета игры в целом, перед тем как выполнить их. Такое условие приводит к тому, что ребенок начинает все чаще воображать различные ситуации в своем сознании, прежде чем воплотить их в процессе игры. Так воображение становится полноценным мыслительным процессом.
Последовательный переход к внутреннему, довольно свободному от внешних условностей воображению приводит к развитию творческой активности детей в разных направлениях. У малышей появляются первые самостоятельные сочинения: сказки, стихотворения. Дети охотно делятся своим творчеством со взрослыми и с удовольствием рассказывают родителям о том, что они придумывают.
В этом возрасте у малышей появляется возможность более свободно выражать себя в поле воображения. Но то, насколько ребенок сможет реализовать эту возможность, определяется прежде всего взрослыми. С раннего возраста стоит поощрять ребенка придумывать все больше собственных идей и не бояться высказывать их.
Очень важно, что при переходе воображения во внутренний план у 6-7-летнего ребенка появляется еще одна способность: подчинять свое воображение определенному замыслу и следовать плану. Благодаря этой особенности воображения ребенок может создавать свои первые полноценные творения, пусть и несложные: рисунки, поделки из бумаги, выдуманные истории. В этом возрасте важно научить ребенка доводить свои замыслы до конца, помочь сделать его воображение продуктивным.
Чем отличается фантазия от воображения?
Важное место среди проявлений творческой деятельности детей занимает фантазия. Малыши любят фантазировать, и родители часто радуются, когда их ребенка называют фантазером. Иногда у мам и пап появляется вопрос: воображение и фантазия – это одно и то же или нет?
Разница между этими близкими понятиями состоит в том, что воображение – психическая функция, проявляющаяся уже на самых ранних этапах развития. Фантазия возникает позднее, она выражает способность человека представлять себе иную реальность и верить в ее существование. Фантазия – художественный вымысел, который основан на способности ребенка или взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в его подсознании. Например, фантазией может быть рисунок сказочного животного. В отличие от нее, воображение – это мыслительный, познавательный процесс.
Фантазии ребенка могут быть причудливыми и далекими от реальности. Они не всегда вызывают у ребенка стремление воплотить в жизнь свой творческий замысел. Фантазии детей зачастую бывают подчинены бессознательным желаниям и не имеют цели.
Воображение и фантазия: различия
Воображение | Фантазия |
---|---|
Проявляется уже в раннем детстве | Проявляется позже воображения |
Мыслительный и познавательный процесс | Художественный вымысел, представление, результат |
Связан с реальностью | Имеет мало связей с реальностью |
Воображение у взрослого и ребенка
Воображения ребенка и взрослого существенно различаются.
В детстве воображение развивается независимо от развития интеллекта. Дети могут вообразить меньше, чем взрослые, но они меньше контролируют свое воображение и больше доверяют ему. У взрослых процесс воображения либо происходит параллельно интеллектуальной деятельности, либо снижается по сравнению с тем, что было в более раннем возрасте. Поэтому именно детство считается наиболее благотворным периодом для развития воображения.
Воображение малышей пластично, они быстро усваивают информацию об окружающем мире и перерабатывают ее. Из полученной информации у ребенка впоследствии могут формироваться новые образы и представления.
Какую роль воображение играет в жизни ребенка?
Воображение – основа для творческой деятельности и развития личности. Оно развивает абстрактное мышление и память, помогает искать решения в новых ситуациях. Если ребенок обладает развитым воображением, то ему становится легче выдумывать игры, подробно отвечать на вопросы и рассказывать истории.
Иногда случается, что отдельные проявления воображения, которые бывают у каждого ребенка, со временем угасают, если не встречают активной поддержки со стороны взрослого. Поэтому мамам и папам стоит поощрять творческую активность малышей и развивать их способность к воображению.
Как развивать воображение у малыша?
Чтобы развивать воображение у детей, родители могут использовать разные способы. Больше всего этому способствуют следующие виды познавательной активности:
● Чтение, поскольку оно позволяет ребенку вообразить себя на месте персонажа, представить вымышленную ситуацию и даже придумать ее продолжение;
● Развитие речи: чем больше словарный запас ребенка, тем больше образов он может создать в своем воображении;
● Игры на развитие воображения, например, игра в ассоциации, когда ребенку предлагают представить себя животным или сказочным персонажем и рассказать о том, что он стал бы делать;
● Творчество в различных его проявлениях: рисование, аппликация, лепка, сочинение историй и любая другая деятельность, которая позволяет ребенку создавать оригинальные образы и воплощать их с помощью материальных предметов.
В процессе творчества необходимо не опираться только на шаблоны и полные инструкции, а свободно творить и выдумывать новые образы, даже если малышу пока трудно выразить их в форме рисунка или поделки из бумаги.
Воображение развивается у ребенка наиболее активно, когда он заинтересован в происходящем. Поэтому стоит предлагать ему занятия, которые ему интересны, и поддерживать его инициативу.
Развитое воображение позволяет ребенку не только придумывать и воплощать собственные идеи, но и испытывать радость от творчества и выражения себя. Обязательно поддерживайте и поощряйте у малыша стремление к воображению, и тогда придумывать новое будет для него увлекательным занятием!