Как заниматься с ребенком от 0 до 1 года?
Статьи. 10 августа 2023 г. · 4 мин. чтения
Многие родители уже знают, что раннее развитие ребенка с рождения до года чрезвычайно важно, поскольку оно закладывает основы для всей его дальнейшей жизни. В этот период у человека вырабатываются базовые навыки и умения. Развитие ребенка до года происходит по следующим основным направлениям:
🔹 совершенствование восприятия (зрительного, слухового, тактильного, эмоционального),
🔹 речевое развитие,
🔹 двигательное и моторное развитие,
🔹 психическое развитие.
Методики по развитию ребенка до года подразумевают занятия по развивающим книгам. Книги от Школы Семи Гномов направлены на разностороннее развитие ребенка через игру с учетом его психофизиологических возможностей, поэтому их можно и нужно использовать даже в самом раннем возрасте. В них включены родительские странички с рекомендациями о том, как правильно построить занятия с младенцем, чтобы они приносили максимальную пользу и при этом не утомляли его.
Развитие ребенка до года (как мальчика, так и девочки) должно происходить с учетом его возрастных особенностей. Нормы развития каждого малыша индивидуальны, но все же существуют общие закономерности. Эксперты выделяют пять качественно отличающихся друг от друга этапов развития ребенка до года:
от рождения до 1 месяца;
от 1 до 2,5–3 месяцев;
от 2,5–3 до 5–6 месяцев;
от 5–6 до 9–10 месяцев;
от 9–10 до 12 месяцев.
Для каждого периода разработаны рекомендации, которые учитывают физические возможности и потребности детей. Рассмотрим, как необходимо заниматься с ребенком на каждом из этих этапов. Сохраняйте приведенную ниже памятку, чтобы ничего не упустить!
План развития ребенка с рождения до 1 года по месяцам
От рождения до 1 месяца
В 10–15 дней нужно вызывать у ребенка ступенчатое слежение глазами за медленно перемещающимся предметом, например, игрушкой в руках родителя.
С 15–20 дней – тренировать навык удержания головы в положении лежа на животе и сидя на руках взрослого.
К 20 дням – учить ребенка фокусировать взгляд на висящей над ним игрушке, на яркой картинке и на лице взрослого, который ласково обращается к нему.
Большую пользу для развития зрительного восприятия детей от 1 года приносит «Самая первая книжка 0+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 0+». Она содержит черно-белые и цветные картинки, которые младенец может рассматривать, тренируя навык фокусировки зрения. Заниматься по ним стоит таким образом:
1. Показать малышу картинку на расстоянии 30 см и привлечь к ней внимание;
2. Подвигать ее и остановить, повторяя это движение 2–3 раза, чтобы младенец сфокусировал на ней взгляд на несколько секунд;
3. Снова показать картинку, но уже не двигая, а только слегка встряхивая, чтобы заинтересовать ребенка;
4. Каждый день показывать подобным образом новую картинку;
5. После черно-белых картинок перейти к цветным.
От 1 до 2,5–3 месяцев
К 1 месяцу:
- нужно вызывать у малыша первые улыбки;
- побуждать к более плавному отслеживанию перемещающегося предмета, к рассматриванию изображений.
Чтобы развить зрительное восприятие младенца, можно использовать книгу «Цветные картинки» из комплекта «Новый базовый курс. Окружающий мир 0+». Она состоит из картинок, которые изображают различные предметы и животных. Картинку из книги следует повесить в доступном для взгляда малыша месте, например, над кроваткой. Периодически нужно привлекать к ней внимание. Через пару дней картинку стоит сменить, поскольку младенец положительно реагирует на новизну. Вначале нужно заниматься таким образом с черно-белыми картинками, а позже постепенно заменить их на цветные.
С 2 месяцев:
– нужно начинать поддерживать вертикальное положение ребенка;
– поощрять попытки ребенка дотянуться руками до игрушек, которые висят низко над его кроваткой, и потрогать их.
Ближе к 3 месяцам:
– поощрять малыша прислушиваться к голосам близких, вызывать появление гортанных звуков.
– побуждать младенца отталкиваться ногами от пола, при этом удерживая его под мышки.
От 2,5–3 до 5–6 месяцев
С 3 месяцев:
– учить захватывать игрушку, висящую низко над ребенком, держать ее обеими руками и ощупывать.
С 4 месяцев:
– стимулировать эмоциональные реакции ребенка, побуждать его выражать радость при виде родных;
– тренировать ребенка схватывать предметы;
– учить поворачиваться на бок;
– помогать ребенку взаимодействовать с игрушкой, висящей над его грудью;
– вызывать при обращении к ребенку реакцию гуления, т.е. произнесения певучих гласных.
С 5 месяцев:
– учить поворачиваться на живот со спины;
– учить упираться ногами в пол или другую твердую поверхность;
– обучать ребенка брать игрушку из чужих рук;
– развивать произношение отдельных слогов («ба», «ма»): четко выговаривать их и побуждать ребенка к повторению.
Для развития речи малыша можно начинать использовать книгу «Кто как говорит? 0+» из комплекта «Новый базовый курс. Окружающий мир 0+». На страницах этой книги изображены знакомые ребенку животные. Во время занятия взрослым рекомендуется строить с малышом развивающий диалог, задавая ему вопросы и побуждая к действию («Покажи, где цыпленок?», «А как говорит цыпленок?»). Заниматься таким образом можно по 3–5 минут в день.
С 6 месяцев следует:
– обучать ребенка переворачиваться с живота на спину;
– тренировать у ребенка умение сохранять равновесие, придерживая его;
– обучать ребенка перекладывать предмет из одной руки в другую.
От 5–6 до 9–10 месяцев
С 6–7 месяцев:
– учить ребенка ползать, подзывая его к себе;
– стимулировать взаимодействие с предметами, поощрять самостоятельное активное ползание;
– учить сначала по примеру взрослого, а затем только по его указанию выполнять простые действия: трясти погремушкой, класть в коробку игрушки и вынимать их.
С 7 месяцев:
– вырабатывать навык самостоятельно переходить из лежачего положения в сидячее.
С 8 месяцев:
– побуждать ребенка садиться из стоячего положения;
– обучать вставать и идти из одного места в другое, держась за опору;
– учить подражать новым простым слогам: «ла-ла», «га-га» и др.;
– поддерживать стремление малыша вползать на возвышенность и спускаться с нее.
Ближе к 9 месяцу:
– побуждать малыша подражать разным интонациям;
– обучать перелезать через невысокие препятствия, например, бревно;
– побуждать ребенка искать объекты, которые расположены в разных местах комнаты («Где стульчик?», «Где мишка?»).
Чтобы научить младенца узнавать на картинках игрушки и другие предметы из ближайшего окружения, стоит использовать книгу «Мои любимые игрушки 0+», входящую в комплект «Новый базовый курс. Окружающий мир 0+». Для этого нужно показывать ребенку рисунок в книге, сопровождая этот процесс вопросами: «Посмотри, какая красивая неваляшка. Где неваляшка? Покажи неваляшку».
С 9 месяцев:
– тренировать умение сохранять равновесие в разных положениях: сидя, стоя, переступая через предметы.
На развитие мелкой моторики направлены книги из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 0+». Во втором полугодии первого года жизни с малышом можно проводить первые занятия по рисованию карандашами. Делать это лучше следующим образом:
1. Перед занятием нужно подготовить все необходимые материалы: чистые листы бумаги, цветные карандаши.
2. Сесть рядом с младенцем и показать, как провести карандашом линию на листе. Ребенок наверняка захочет повторить за взрослым.
3. Вложить в руку малыша карандаш, чтобы он учился держать его правильно: большим и указательным пальцем, придерживая средним. Когда ребенок пытается рисовать, стоит называть цвета карандашей, тем самым способствуя их запоминанию.
4. После «тренировки» на листе бумаги можно переходить к занятиям по книге. Сначала нужно обсудить картинку, прочитать ребенку текст предложенного задания, а потом переходить к выполнению. Во время занятия нельзя забывать хвалить малыша даже за небольшие успехи.
По книге «Мастерская. Развивающий набор для творчества 0+. Рисуем карандашами 0+» можно заниматься по 3 минуты в день. Она содержит несложные, но интересные для ребенка задания: например, нарисовать волны на море, по которому плывет корабль.
От 9–10 до 12 месяцев
С 9–10 месяцев:
– обучать ребенка использовать предметы по назначению: сжимать резиновые игрушки, катать мячи;
– для развития мелкой моторики предлагать расстегивать кнопки, снимать кольца со стержней, открывать коробки и закрывать их;
– учить находить конкретную игрушку среди других;
– взаимодействовать через потешки: взрослый выполняет движения за ребенка, играя его ручками и ножками, затем ребенок сам повторяет движения за взрослым. Используйте различные потешки типа «Ладушки, ладушки», «Сорока-белобока» и т.д.
С 10 месяцев:
– учить подражать новым словам;
– учить использовать облегченные слова для обозначения известных ребенку объектов (поезд— «ту-ту», машина — «би-би») и первые полноценные слова («мама», «баба» и т.д.).
К 10–11 месяцам:
– учить ходить, придерживаясь за стену или держа взрослого за руки, и подниматься на возвышения;
– обучать приседать на корточки, самостоятельно вставать и садиться.
К 11–12 месяцам:
– объяснять, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по некоторым свойствам: зайцы разного цвета, матрешки разного размера и т. п.;
– учить выполнять первые сюжетно-игровые действия с игрушками: качать, одевать и т. д.;
– побуждать взаимодействовать с мелкими предметами, например, собирать пирамиду из колец или перебирать бусы;
– обучать выполнению несложных поручений («Уложи куколку в кроватку»); стимулировать выполнение одинакового действия с разными игрушками (кормить куклу, собачку и т. д.).
Для расширения зоны восприятия ребенка и развития его мышления подойдут книги набора «Активити с наклейками. Комплект 0+». Организовывать занятия по ним следует так:
1. Начать с рассматривания картинок в книге. Сначала нужно рассмотреть изображения на левой части разворота, затем – на правой, комментируя их: «Посмотри, какие красивые сердечки. Это большие картинки. Сердечко большое. Где большое сердечко? Вот большое сердечко».
2. Рассмотрев книгу несколько раз, можно начать использовать наклейки: на странице с наклейками найти подходящую и предложить ребенку приклеить ее на нужную картинку. Если у малыша пока не получается, вы можете приклеить ее сами по его указанию.
Заниматься с малышом по книге с наклейками стоит не более 2–3 минут в день, чутко следя за его состоянием. Рассматривание ярких, привлекательных картинок поможет сформировать у него эстетическое восприятие, а приклеивание наклеек разовьет зрительно-моторную координацию.
Мы подготовили гайд с основной информацией о развитии ребенка до года, который можно скачать бесплатно и всегда держать под рукой.
Необходимо помнить, что важное условие для развития ребенка – активное общение со взрослым. Поэтому родителям важно много разговаривать с младенцем, показывать ему новые предметы и действия и учить на своем примере. Не следует допускать переутомления малыша: если у него появляются признаки усталости, то лучше прекратить занятие. Нужно также создавать для ребенка позитивную эмоциональную среду: ласково подбадривать его, помогать ему и радоваться его первым успехам. Тогда развивающие занятия будут приносить малышу радость и удовольствие!