Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Статьи. 10 июля 2025 г. · 4 мин. чтения

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика играет весьма важную роль в речевом развитии детей. Она помогает развивать мышцы и связки, которые отвечают за произношение звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики обычно проводят в игровой форме. При регулярном выполнении они приносят видимые результаты.

Малышам раннего возраста лучше всего делать гимнастику с родителями дома, в комфортной обстановке. Для этого выработаны общие комплексы упражнений по артикуляции для малышей.

В этой статье мы рассмотрим артикуляционную гимнастику для детей от 2 до 3 лет, способы ее проведения и конкретные задания.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика в 2–3 года?

К возрасту 2–3 лет детям можно начинать заниматься артикуляционной гимнастикой. Она помогает укрепить мышцы речевого аппарата и научить правильным движениям губ и языка. Если ребенок в 2 года плохо говорит и знает мало слов, гимнастика также поможет ему начать разговаривать.

Некоторые думают, что гимнастика нужна только тем детям, которые имеют значительные проблемы с речью. Но это не совсем так. В 2 года дети часто не могут правильно произносить многие согласные звуки (например: «ш», «щ», «с», «л», «р»), и это нормально. Игровые упражнения помогут им быстрее научиться правильному произношению и разовьют органы речи в целом.

Итак, артикуляционная гимнастика для малышей в 2–3 года позволяет:
— научиться произносить звуки речи;
— скорректировать неправильное произношение;
— развить гибкость и подвижность языка, губ, щек;
— подготовить речевой аппарат к произнесению правильных звуков;
— сформировать нужное положение органов речи;
— развить речевое дыхание, силу вдоха и выдоха;
— потренировать мимические мышцы;
— обогатить словарный запас ребенка;
— улучшить настроение малыша.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Как начинать проводить артикуляционную гимнастику?

Первые занятия по артикуляционной гимнастике лучше проводить в домашней обстановке, в которой малыш чувствует себя спокойно и комфортно. Если родители не уверены, что смогут правильно заниматься с ребенком, можно обратиться к специалистам: логопеды подскажут план действий.

Стоит учитывать, что в 2 года детям бывает трудно выполнять сложные упражнения. Их речевые органы еще не развиты в полной мере. Поэтому задания должны быть достаточно простыми для выполнения. Показывайте упражнения медленно и повторяйте их несколько раз. Это поможет ребенку понять, что от него хотят.

Если двухлетний малыш испытывает значительные трудности или боль, отказывается делать упражнение, то не нужно настаивать. Лучше на время оставить это задание и вернуться к нему спустя пару месяцев или даже год.

Все упражнения должны преподноситься в игровой форме. Ласково разговаривайте с малышом, берите его за ручку, задействуйте его любимые игрушки («Давай покажем мишке, как открывать и закрывать ротик!»). В течение каждого занятия выполняйте не более 3–4 упражнений.

Подготовьте зеркало, чтобы малыш мог видеть движения своих речевых органов. Оно может быть настольным или настенным, а вот в маленьком карманном зеркальце ребенку будет трудно разглядеть свое отражение.

Малыш должен быть бодрым и в хорошем настроении. Когда он чем-то расстроен или плохо себя чувствует (например, у него болит живот), не настаивайте на занятиях.

Не стоит заниматься ранним утром или вечером, когда малыш уже устал. Лучшее время для занятий — между 10:00 и 11:00. Кроме того, должно пройти больше одного часа после приема пищи.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Вот несколько простых советов, которые помогут сделать упражнения более эффективными:

1. Проводить гимнастику регулярно. Малышам в 2 года лучше делать упражнения пару раз в неделю.

2. Не переутомлять ребенка. Занятия должны длиться 5–10 минут. Если ребенок устал, сделайте перерыв и продолжите позже.

3. Вести дневник занятий. Фиксируйте в тетради или блокноте, какие упражнения вы делали, что у малыша получается, а что пока нет. Полезно также записывать возникающие вопросы, которые вы можете позже задать логопеду.

4. Подбадривать и хвалить ребенка. Это помогает поддерживать заинтересованность малыша.

5. Не торопить ребенка. Пусть он осваивает гимнастику в своем темпе. Спешить не нужно: если у ребенка не получится выполнить какие-либо упражнения, он научится этому, когда станет немного старше.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Пальчиковая гимнастика для разминки

Артикуляционная гимнастика начинается с подготовительной части. Ее могут составлять игры с пальчиками, упражнения для мимики или дыхательные техники.

Про пальчиковую гимнастику не стоит забывать, так как она развивает мелкую моторику рук, которая влияет на речевое развитие. Вот несколько простых игр:

1. Поочередно прижимать подушечку большого пальца к остальным, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.

2. Сжать правую руку в кулак и по очереди разжимать пальцы. Затем повторить то же самое с левой рукой.

3. Сложить ладони обеих рук вместе, прижать пальцы друг к другу и постукивать их кончиками друг о друга (большой — с большим, указательный — с указательным и т. д.).

Развивать мелкую моторику в творческих упражнениях детям от 0 до 7 лет помогут книги серии «Мастерская».

Дыхательная гимнастика

Занятия такой гимнастикой помогают научиться распределять дыхание при произнесении звуков. Вот несколько простых дыхательных упражнений, которые можно включить в разминку:

«Свечка». Малышу нужно представить, что перед ним одна, две или три свечи, как на торте, и сильно подуть, чтобы «погасить» их.

«Мячик». Дайте ребенку небольшой мяч. Пусть он опустит его вниз, наберет воздух в грудь, а затем поднимет вверх на выдохе.

«Шарик». Вы надуваете один шарик, а ребенок старается сделать то же самое с другим. Когда вы начинаете медленно спускать его, ребенок должен одновременно выдыхать.

Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 2–3 лет

После разминки можно приступать к гимнастике. Приведем самые интересные и популярные из артикуляционных упражнений для детей от 2 до 3 лет. Перед началом занятий вы можете сами попробовать выполнить их, чтобы затем уверенно показывать малышу, что нужно делать.

«Дверца». Когда взрослый говорит «открываем», ребенок должен широко раскрыть рот, а при слове «закрываем», наоборот, закрыть.

«Лягушка». Малышу нужно улыбнуться как можно шире, не размыкая зубы.

«Улыбочку!» В этом упражнении, наоборот, надо улыбаться, не показывая зубов.

«Зайчик». Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Посередине должны быть видны сомкнутые зубки.

«Стрелка». Ребенку нужно приоткрыть рот и вытянуть вперед заостренный язык.

«Слоник пьет воду». Ребенок вытягивает губы вперед, как хобот слоника, и втягивает воздух, будто пьет водичку. Можно немного причмокивать.

«Снежный ком». Ребенок закрывает рот и касается кончиком языка то одной, то другой щеки с внутренней стороны, как будто катает шар из снега.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

«Часики». Нужно открыть рот и двигать кончиком языка из одного уголка рта в другой, как будто это стрелки часов.

«Сладкий мед». Ребенок улыбается, его рот приоткрыт. Широким языком нужно облизнуть верхнюю губу.

«Шарики». Ребенок надувает и сдувает обе щеки, как будто это воздушные шарики.

«Хомячок». Нужно надуть щеки и удерживать их в таком положении настолько долго, насколько получится.

«Хомячок проголодался». Теперь надо втянуть щеки и попробовать удержать эту позу. Взрослый может руками помочь малышу.

«Птенцы». Нужно широко раскрыть рот, а потом быстро открывать и закрывать его, как птенчик, который хочет есть.

Теперь вы знаете, как проводить артикуляционную гимнастику с ребенком 2–3 лет. Не забывайте, что работа с артикуляционным аппаратом требует времени. Двухлетнему малышу необходимо, чтобы упражнения были занимательными и веселыми. Тогда ребенок будет выполнять их с удовольствием, незаметно для себя развивая произношение звуков.

Ознакомьтесь с книгами Школы Семи Гномов для раннего развития ребенка от 2 до 3 лет.