Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
Статьи. 14 июля 2025 г. · 4 мин. чтения
У ребенка в 3 года активно развивается речь. Тем не менее многие звуки он может все еще произносить неверно.
Для выработки правильного произношения у малыша полезно использовать артикуляционную гимнастику. Она включает в себя несложные и занимательные упражнения, которые тренируют речевые органы.
Давайте рассмотрим подробнее, что представляет собой артикуляционная гимнастика для детей от 3 до 4 лет и как ее проводить.
Зачем нужна гимнастика в 3–4 года?
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые тренируют органы речи: язык, губы, щеки, нижнюю челюсть. В дошкольном возрасте такие упражнения особенно важны, поскольку позволяют добиться правильного произнесения звуков.
Занятия артикуляционной гимнастикой имеют много преимуществ:
— тренируют мышцы речевого аппарата;
— подготавливают его к произнесению звуков;
— развивают дыхательную систему;
— задают правильное положение речевых органов во время произнесения звуков;
— помогают скорректировать ошибки в произношении;
— делают речь ребенка четкой, ясной и понятной;
— приносят малышу положительные впечатления.
Упражнения артикуляционной гимнастики довольно просты. Малыши вполне могут выполнять их дома под руководством родителей. Если возникают трудности, можно обратиться к логопеду. Иногда результат заметнее, если дети выполняют упражнения со специалистом.
Всем ли малышам 3–4 лет нужна артикуляционная гимнастика? Ответ прост: да, она никому не помешает, а лишь улучшит произношение. Многие дети к этому возрасту все еще плохо произносят или совсем не выговаривают некоторые звуки. Обычно это свистящие согласные («с», «з», «сь», «зь», «ц»), шипящие («ш», «щ», «ж», «ч»), сонорные («р», «л», «рь», «ль»). В 3 года такие трудности в произношении являются нормой. Однако, если не уделять внимание каждому звуку и не заниматься исправлением дефектов, то в речи ребенка закрепятся неправильные варианты, и устранить их будет весьма сложно.
Кроме того, в 3 года некоторые из малышей говорят невнятно или вяло. Побудить ребенка произносить слова более отчетливо тоже помогает артикуляционная гимнастика.
Даже если у дошкольника нет особых трудностей с произнесением звуков, занятия гимнастикой будут ему полезны. Работа с артикуляционным аппаратом является одним из условий успешного освоения чтения и письма в будущем.
Для речевого развития ребенка 3–4 лет пригодятся наборы от Школы Семи Гномов.
Как проводить артикуляционную гимнастику для малышей в 3–4 года?
Вот основные правила проведения гимнастики в этом возрасте:
🔸 Заниматься лучше ежедневно, выполняя по два-четыре артикуляционных упражнения каждое занятие.
🔸 Новые упражнения нужно вводить постепенно, не забывая повторять те, которые уже усвоены.
🔸 Ребенок должен сидеть перед зеркалом при достаточном освещении, видя лицо взрослого и свое отражение.
🔸 Если малыш болен или устал, занятия стоит отложить.
🔸 Взрослый кратко объясняет и показывает, что нужно делать, а ребенок повторяет его действия.
🔸 Нужно добиваться правильного выполнения каждого действия.
🔸 Заранее самостоятельно проделайте все упражнения, прежде чем приступать к занятиям с ребенком.
🔸 Обязательно хвалите малыша даже за малейшие успехи.
Статические упражнения
Это упражнения артикуляционной гимнастики, которые предполагают удержание определенной позы. В таком положении ребенку нужно оставаться на протяжении 5–10 секунд. Взрослый может отсчитывать время про себя. После этого нужно расслабить речевые органы и вернуться в исходное положение.
Примеры эффективных упражнений:
1. «Лягушонок». Широко открыть рот, язык должен спокойно лежать в ротовой полости.
2. «Одеяло». Раскрыть рот и расслабить язык, чтобы он лежал на нижней губе.
3. «Иголочка». Раскрыть рот, напрячь язык и вытянуть его вперед.
4. «Миска». Широко открыть рот. Поднять передний и боковые края языка, но не касаться ими зубов.
5. «Грибочек». Присосать язык к верхнему небу и раскрыть рот.
6. «Горка». Широко раскрыть рот, кончик языка прижать к нижним резцам, а спинку поднять вверх. Язык должен выгнуться.
7. «Трубочка». Открыть рот и загнуть боковые края языка вверх.
Динамические упражнения
Этот вид упражнений означает многократное повторение движений языка.v Каждое задание нужно повторить пять-семь раз. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял упражнения быстро, если ему это пока трудно. Главное — не скорость, а правильность выполнения.
Предлагаем следующие упражнения из нашей картотеки:
1. «Змейка». Раскрыть рот, максимально выдвинуть вперед узкий язык, после чего убрать его в ротовую полость.
2. «Катушка». Открыть рот. Упереть кончик языка в нижние передние зубы, а по бокам прижать язык к верхним зубам. В таком положении «выкатывать» язык вперед и убирать его.
3. «Качели». Приоткрыть рот и касаться языком по очереди то верхних передних зубов, то нижних.
4. «Пятачок». Вытянуть губы трубочкой и, не размыкая, совершать ими круговые движения сначала по часовой стрелке, затем в обратную сторону.
5. «Заборчик — дудочка». Улыбнуться, показав зубы; после этого вытянуть губы трубочкой; снова сделать улыбку и т. д.
6. «Гармошка». Открыть рот и прижать язык к верхнему небу. Не отрывая языка, опустить нижнюю челюсть, а затем снова поднять ее.
7. «Полет». Для выполнения упражнения понадобится кусочек ваты. Нужно положить его на кончик носа ребенка, чтобы тот попробовал его сдуть ровной струей воздуха.
Артикуляционная гимнастика в сказках и упражнениях
У малышей проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровом формате, чтобы заинтересовать их. Можно построить занятие в форме увлекательного рассказа или сказки, которая сопровождается играми-упражнениями.
Действия героев будут подводить к тому или иному упражнению, которое показывает взрослый. Вы можете придумывать новые варианты одного и того же рассказа на разных занятиях, чтобы поддерживать интерес ребенка.
Пример сказки:
Давай я расскажу тебе сказку про веселого Язычка. Жил-был Язычок. Он жил в своем домике. Знаешь, что это за домик? Это рот. Покажи, где живет Язычок. (Ребенку нужно широко раскрыть рот.) Вот он, Язычок.
Однажды Язычок крепко спал. Покажи, как он спит. (Открыть рот и распластать язык на нижней губе.) Но вот он проснулся, потянулся. Как потягивается Язычок? Вот так. (Открыть рот и тянуться языком вверх, к носу.) Потом он выглянул в окошко и посмотрел по сторонам. Как он это делал? (Двигать языком вправо-влево.)
Решил Язычок попить чаю. Он взял красивую чашечку. Давай покажем, какая чашечка была у Язычка. (Широко раскрыть рот и коснуться кончиком языка альвеол, а боковые края языка прижать к верхним зубам, чтобы придать ему форму «чашки».) А к чаю у него было вкусное варенье. Как Язычок лакомился вареньем? (Облизнуть сначала верхнюю губу, затем нижнюю.)
Потом Язычок пошел гулять в парк. Там он увидел большие воздушные шарики. Покажем, какие были шарики? (Надуть щеки.) А еще в парке ребята катались на лошадке. Язычок тоже решил прокатиться. Знаешь, как он катался на лошадке? (Приоткрыть рот и щелкать языком за верхними зубами, имитируя цокот копыт, постепенно ускоряя темп.)
Но вот в парке поднялся сильный ветер. Знаешь, как он дул? (Вытянуть губы в трубочку и с силой выдувать воздух.) Язычок решил пойти домой. Когда он вернулся, то решил нарисовать, что видел сегодня. Порисуем вместе с Язычком? (Достать языком до неба и выводить на нем линии.)
Вечером Язычок устал и решил лечь спать. Перед сном он почистил зубы. Как он это делал? (Провести языком по верхним и нижним зубам: сначала по их внешней поверхности, затем по внутренней.) Какой хороший день был у Язычка! Он заснул и видел счастливые сны. Давай снова покажем, как спит Язычок. (Открыть рот и распластать язык на нижней губе.)
Мы разобрали правила выполнения артикуляционной гимнастики. Помните, что, занимаясь ей с ребенком, вы значительно улучшаете его произношение и речь в целом.