Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет

Статьи. 15 июля 2025 г. · 4 мин. чтения

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет

Речевое развитие ребенка невозможно без постановки звуков. Чтобы ребенок овладел правильным произношением, нужно работать с его артикуляционным аппаратом. В этом родителям поможет артикуляционная гимнастика.

Давайте рассмотрим, для чего нужна артикуляционная гимнастика для детей 4–5 лет и как ей заниматься. Мы также разберем конкретные речевые упражнения.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика детям от 4 до 5 лет?

Артикуляционная гимнастика — это подготовительный этап постановки звуков. Ее составляют занимательные комплексы упражнений, которые дети выполняют перед зеркалом под руководством родителей или логопеда.

Эти задания достаточно просты и не требуют специальных приспособлений. В некоторых случаях на занятиях могут пригодиться подручные материалы, такие как кусочки ваты.

Основные задачи комплексов артикуляционной гимнастики:

1. Улучшить фонетическую сторону речи. Зачастую в 4 года дети не выговаривают шипящие звуки («ш», «ж», «ч», «щ»), согласные «р», «рь», иногда также «л», «ль». Упражнения артикуляционной гимнастики помогают научиться произносить их правильным образом.

2. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата. Занятия гимнастикой придают языку и губам гибкость и подвижность. Благодаря этому ребенку становится легче выговаривать звуки.

3. Выработать и закрепить артикуляционные позы. Гимнастика позволяет малышу привыкнуть к определенному положению речевых органов при произнесении звуков.

4. Исправить речевые дефекты. Если у ребенка есть трудности с произношением звуков, которые он в норме должен освоить к возрасту 4 лет, то, прежде чем заниматься коррекцией, стоит начать с артикуляционной гимнастики.

5. Улучшить выразительность речи. Артикуляционные упражнения помогают детям научиться распределять дыхание, произносить звуки и слова более четко и понятно.

Помимо произношения, гимнастика развивает память и внимание малыша. Ведь, чтобы выполнить упражнение, ребенку нужно внимательно наблюдать за действиями взрослого и запоминать их.

Для речевого развития ребенка 4–5 лет пригодятся наборы от Школы Семи Гномов.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой в 4 года?

Вот главные принципы проведения занятий:

1. Подбирайте упражнения по возрастанию сложности. Поначалу стоит предлагать простые задания, чтобы не отбить желание заниматься. Постепенно вводите новые, более сложные упражнения.

2. Контролируйте процесс. Показывайте ребенку каждое упражнение и следите, чтобы он понимал, что нужно делать. Если какие-то действия он выполняет неправильно, тактично поправьте его, объясните и покажите еще раз. Добивайтесь правильного выполнения артикуляционной гимнастики.

3. Соблюдайте регулярность. Желательно заниматься ежедневно, уделяя занятиям от 5 до 15 минут.

4. Закрепляйте навыки. Каждое упражнение нужно повторить минимум пять раз. Если оно предполагает удержание определенной позы, то в этом положении надо оставаться примерно пять-десять секунд. Взрослый может отсчитывать секунды вслух или про себя.

5. Поддерживайте интерес ребенка. Используйте игровые методы обучения. Не забывайте хвалить и подбадривать малыша, чтобы придать ему уверенность в своих силах.

6. Не перегружайте ребенка. На каждом занятии лучше выполнять не более четырех-пяти упражнений. Важно не допускать переутомления.

Проводить артикуляционную гимнастику можно и в более старшем или младшем возрасте. Она полезна всем детям, поскольку оказывает общеукрепляющее воздействие на органы речи.

Перед занятием артикуляционной гимнастикой полезно заниматься пальчиковыми играми. Они служат в качестве разминки и помогают сфокусировать внимание ребенка. А еще они отлично развивают мелкую моторику, которая положительно влияет на речевые зоны мозга.

Среди пальчиковых игр могут быть следующие:
— сжимать пальцы в кулаки и разжимать их, растопыривая;
— по очереди сгибать пальцы, затем разгибать их, а потом выполнять те же действия с другой рукой;
— потирать ладони друг о друга;
— соединить пальцы «домиком» и поочередно разъединять их;
— сжать руки в кулаки, убрав большие пальцы внутрь, а затем разжать;
— соединить пальцы каждой руки в кольцо и поднести к глазам, чтобы получились «очки»;
— «шагать» указательным и средним пальцами по столу или другой поверхности.

Ознакомьтесь с книгами Школы Семи Гномов для развития ребенка от 4 до 5 лет.

Артикуляционная гимнастика в веселых упражнениях

Предлагаем несколько артикуляционных упражнений, которые подойдут малышу 4–5 лет.

«Рыбка». Смыкать и размыкать губы, широко раскрывая рот.

«Лопатка». Положить язык на нижнюю губу, раскрыв рот, и удерживать его в таком положении.

«Ловим мышку». Вытягивать кончик языка и слегка прикусывать его между зубами.

«Расческа». Проводить верхними зубами по нижней губе, а нижними — по верхней.

«Посвистим». Для выполнения упражнения понадобится маленький пузырек. Нужно слегка высунуть язык и дуть через него на горлышко пузырька, чтобы тот издавал свистящий звук.

«Катаем шарик». Надувать поочередно правую и левую щеки.

«Тесто». Открыть рот, положить на нижнюю губу язык и прихлопывать его губами, произнося звук «пя-пя-пя».

«Барабан». Улыбнуться, приоткрыть рот и постукивать кончиком языка за верхними зубами, чтобы получался звук «д-д-д».

«Часы с кукушкой». Широко раскрывать рот и показывать язык, затем закрывать его.

«Хоботок». Сомкнуть и вытянуть губы вперед как можно дальше, затем вернуться в исходное положение.

«Ветерок подул». Положить кусочек ваты на край стола и сдувать ее, чтобы она полетела вперед. Щеки при этом не должны раздуваться.

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет

«Играем в футбол». Это более сложный вариант предыдущего упражнения. Нужно скатать из ваты маленький шарик, положить на стол и дуть на него, стремясь загнать его в «ворота». Их можно сделать из кубиков или спичечных коробков.

«Коврик». Приоткрыть рот и опустить нижнюю губу как можно ниже, чтобы были видны зубы. Вернуться в исходное положение и повторить упражнение.

«Закрытое окошко». Плотно сомкнуть зубы, показать их и растянуть губы, сохраняя это положение.

«Занавеска». Улыбнуться, слегка открыть рот и тянуться широким языком к подбородку. Затем снова убрать язык и закрыть рот.

«Тянемся вверх». Открыть рот и положить широкий язык на верхнюю губу. Удерживать это положение, затем убрать язык.

«Холмик». Приоткрыть рот, поместить язык между нижними зубами и нижней губой. Затем убрать язык.

«Кружочки». Держа рот закрытым, выводить кончиком языка круги на внутренней поверхности каждой щеки.

«Лопаем шарики». Надуть обе щеки и резко выдохнуть воздух со звуком «п», приоткрывая рот.

Артикуляционная гимнастика играет огромную роль в выработке правильного и уверенного произношения. Регулярно занимаясь ей с ребенком среднего дошкольного возраста, вы будете наблюдать заметный прогресс в его речевом развитии.