Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Статьи. 16 июля 2025 г. · 4 мин. чтения
Чтобы ребенок научился говорить правильно и уверенно, важно научить его четко произносить звуки. Для этого необходимо проводить работу с его артикуляционным аппаратом. Родители могут помочь в этом процессе с помощью специальных упражнений.
Давайте разберемся, почему артикуляционная гимнастика полезна для детей 5–6 лет. Мы также поговорим об эффективных логопедических упражнениях, которые ребенок сможет выполнять в домашних условиях.
Что нужно знать родителям о занятиях по артикуляционной гимнастике?
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплексы упражнений, которые направлены на тренировку речевых органов (прежде всего языка, губ, щек и зубов). Ее проводят родители или специалисты по развитию речи: логопеды, дефектологи. Взрослые направляют детей и наблюдают за тем, насколько правильно они выполняют упражнения.
Проведение артикуляционной гимнастики у детей от 5 до 6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дошкольники дольше сохраняют концентрацию внимания, чем, например, в 3–4 года. Дети уже способны быстро осваивать новые упражнения.
Тем не менее к возрасту 5 лет у многих малышей сохраняются трудности с некоторыми звуками: «р», «рь», иногда также «л», «ль». Поэтому упражнения артикуляционной гимнастики направлены в том числе на отработку правильных движений, которые совершаются при произнесении этих согласных. Проведя гимнастику в качестве разминки, можно переходить к работе с конкретным звуком.
В старшем дошкольном возрасте артикуляционной гимнастикой нельзя пренебрегать. Если ребенок не научится к 1 классу произносить все звуки родной речи, то столкнется с проблемами в обучении. Первокласснику с речевыми дефектами будет нелегко выражать свои мысли так, чтобы его понимали окружающие. Более того, он будет испытывать сложности при письме и чтении. Вот почему важно вовремя заниматься улучшением произношения.
Артикуляционная гимнастика является предварительным этапом перед постановкой звуков. Она повышает гибкость речевых органов, помогает укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить точность и силу движений, которые необходимы для произношения.
Гимнастика проводится в игровой форме, что позволяет увлечь ребенка и пробудить в нем интерес к занятиям. Перед артикуляционными заданиями малыш может размять пальчики и выполнить дыхательные упражнения, например сдувать с ладони салфетку или представить перед собой свечу и «задуть» ее.
Для речевого развития ребенка 5–6 лет пригодятся наборы от Школы Семи Гномов.
Как проводят артикуляционную гимнастику для детей 5–6 лет?
Основные принципы занятий следующие:
Начинайте с легких упражнений и постепенно усложняйте их. Не давайте слишком сложные задания сразу, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям. Проследите, чтобы малыш выполнял упражнения правильно.
Основывайтесь на принципе наглядности. Показывайте ребенку упражнения и помогайте ему понять, что от него требуется. Он должен видеть ваше лицо и свое. Для этого лучше всего использовать большое зеркало: настольное или настенное.
Следите за правильной посадкой ребенка. Спина должна быть прямой, тело расслабленным. Заниматься нужно в сидячем положении.
Каждое упражнение нужно повторять 5–7 раз. Если оно статическое (т. е. в нем удерживают определенную артикуляционную позу), то в этой позиции надо задержаться на 5–10 секунд под счет взрослого.
Занимайтесь регулярно, но без перенапряжения. Лучше всего проводить артикуляционные упражнения по 10–15 минут ежедневно. Важно, чтобы ребенок не испытывал сильную усталость или боль в мимических мышцах. Предоставляйте ребенку перерывы между упражнениями, чтобы он мог отдохнуть и сглотнуть слюну.
Поддерживайте малыша. Пусть занятия напоминают скорее веселую и увлекательную игру, чем обучение. Хвалите и подбадривайте дошкольника, чтобы у него было желание заниматься дальше. Если он что-то делает неправильно, мягко поправьте его и покажите все действия еще раз.
Подготовьтесь к занятиям заранее. Для выполнения артикуляционной гимнастики специальное оборудование не потребуется. Однако вам стоит попробовать самим выполнить все упражнения, которые вы хотели бы предложить ребенку. Так вы сможете лучше понять, как они выполняются.
Не стоит ждать мгновенных результатов. Улучшения в произношении появляются у ребенка не сразу. Но если прогресс полностью отсутствует после нескольких месяцев регулярных занятий, стоит обратиться к логопеду.
Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в упражнениях
Предлагаем вам картотеку артикуляционных упражнений, доступных старшим дошкольникам.
Тренировка щек
«Хомячок с орешками». Надуть обе щеки и удерживать эту артикуляционную позу максимально долго.
«Полощем рот». Надувать то правую, то левую щеку. Можно набрать в рот воды, как при полоскании.
«Лопаем шарики». Надуть щеки и резко выпустить воздух, нажав на них пальцами. При этом раздастся «пух». Можно сначала выполнять с одной щекой и другой, а затем с двумя одновременно.
«Лягушка на озере». Надувать и втягивать обе щеки.
«Шарик сдувается» Максимально раздуть щеки, а затем постепенно выпускать воздух между сжатыми губами.
Тренировка губ
«Заборчик — дудочка». Улыбнуться, показав зубы; сомкнуть и вытянуть губы; повторить действия.
«Лошадка». Резко выдыхать воздух, направляя его к губам, чтобы получился звук, напоминающий лошадиное фырканье.
«Баранка». Сомкнуть зубы, округлить губы и слегка вытянуть их вперед. Посередине должны быть видны верхние и нижние зубы.
«Дудочка». Вытянуть губы вперед и удерживать их в этом положении как можно дольше.
«Дверца». Медленно раскрыть рот, задержаться в этом положении, закрыть его и повторить все с начала.
«Белочка». Сомкнуть зубы и приподнимать верхнюю губу. Во время выполнения упражнения должны быть видны верхние зубы.
Тренировка языка
«Выглянем в окошко». Приоткрыть рот, улыбнуться, положить язык на нижнюю губу. Выдвигать его вперед и убирать назад, не закрывая рта.
«Вверх-вниз». Слегка открыть рот, высунуть язык и тянуться им то к носу, то к подбородку.
«Комарик звенит». Улыбнуться, открыть рот и, прижимая язык к небу, издавать звук между «дз-з-з» и «дж-ж-ж».
«Ковшик». Приоткрыть рот, поместить язык между верхней губой и верхними зубами и задержаться в этом положении.
«Холмик». Это противоположное упражнение. Нужно слегка открыть рот, поместить язык между нижними зубами и нижней губой и удерживать это положение.
«Вкусный блинчик». Приоткрыть рот, улыбнуться, поставить кончик языка за нижними зубами. Выдвигать язык вперед и слегка покусывать его.
«Чашка — горка». Улыбнуться, раскрыть рот, положить язык сзади нижних зубов, затем поднять его за верхние зубы, потом снова поменять положение языка. Сохранять эти позы по несколько секунд.
«Стрелочка». Высунуть заостренный язык и водить им из стороны в сторону.
Помните, что систематические занятия по артикуляционной гимнастике помогут малышу овладеть четкой и правильной речью и избежать дефектов произношения.