Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Статьи. 1 июля 2025 г. · 4 мин. чтения

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Родители дошкольников порой сталкиваются с тем, что их ребенок неправильно произносит некоторые звуки. Как правило, больше всего трудностей у детей вызывает звук «р». Однако ребенка можно научить выговаривать этот звук с помощью специальных игровых упражнений по артикуляции.

В этой статье мы расскажем про артикуляционную гимнастику для постановки звука «р».

Как произносится «р»?

Произношение звука «р» взрослому может казаться несложным. Но у малыша артикуляционный аппарат еще недостаточно развит и натренирован. Поэтому детям приходится прилагать усилия, чтобы выговорить этот согласный звук.

Родителям нужно иметь в виду, что звук «р» бывает твердым или мягким («рь»).

Когда мы произносим твердый «р», рот у нас открыт. Кончик языка широкий, напряженный и прикасается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Боковые части языка касаются верхних зубов. Спинка языка немного поднята, поэтому между ней и небом проходит воздушная струя.

Звук «р» произносится на выдохе. Когда мы выдыхаем, кончик языка совершает вибрации под напором воздуха. Голосовые связки тоже вибрируют, и звук получается звонким.

Во время произнесения мягкого звука «рь» происходит то же самое, только середина спинки языка поднимается и продвигается вперед. Попробуйте отчетливо произнести «р» и «рь», громко «порычать». Прислушайтесь к звуку и понаблюдайте за своей артикуляцией.

«Р» — согласный звук, и если за ним следует гласная, то положение губ зависит от нее. Например, на слоге «ро» губы округляются. В любом случае воздушная струя должна выталкиваться с силой и проходить посередине языка.

Ребенку в дошкольном возрасте необязательно знать все тонкости артикуляции «р». Однако нужно показать ему, как правильно располагать язык и какие движения совершать.

В 5–6 лет ребенок уже должен выговаривать «р». Если этого не происходит, то стоит начать заниматься с ним артикуляционной гимнастикой дома или обратиться к специалисту. Логопеды помогают дошкольникам научиться произносить «р» и многие другие звуки.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Что мешает правильному произношению звука «р»?

Если старший дошкольник неправильно произносит «р», нужно понять, в чем причины трудностей. Они могут быть обусловлены физиологией и анатомией, т. е. строением органов речи ребенка.

Одна из распространенных причин — слишком короткая подъязычная уздечка. Она не позволяет языку дотянуться до неба. Можно развить эластичность уздечки, и для этого подойдет артикуляционная гимнастика.

Встречается также неправильный прикус, при котором зубы не могут сомкнуться. Кроме того, заболевания дыхательной системы, такие как хронический ринит, затрудняют проход воздуха и потому искажают произношение.

Другой проблемой может быть слабость мышц языка, которую тоже можно исправить путем упражнений. Также стоит тренировать и другие органы речевого аппарата. Например, когда ребенок пережевывает твердые фрукты, овощи и орехи, то развивает мышцы челюсти.

Обучение правильному произношению «р» не стоит откладывать. Иначе у ребенка появится ротацизм — искаженное произношение «р». Самая распространенная из его разновидностей — горловой ротацизм, или картавость. Также дети нередко заменяют «р» на «л» или другие согласные звуки.

Если дети в школьном возрасте все еще произносят звук «р» неверно, например картавят, это может привести к психологическим проблемам и комплексам. Нередко случается, что, когда школьника высмеивают одноклассники из-за его трудностей с произношением, у него появляется боязнь выступлений, нежелание разговаривать и неуверенность в себе. Вот почему исправлять артикуляцию «р» необходимо уже в дошкольном возрасте.

Овладеть правильным произношением звуков детям от 0 до 7 лет помогут книги из набора «Новый базовый курс. Когнитивное развитие».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Артикуляционная гимнастика для звука «р»

Артикуляционная гимнастика состоит из комплексов упражнений, которые помогают научиться произношению тех или иных звуков. Она служит нескольким целям:
— тренирует мышцы речевого аппарата, в т. ч. языка, губ;
— помогает разработать речевое дыхание;
— обучает движениям, необходимым при произнесении конкретного звука;
— помогает довести артикуляционные навыки до автоматизма;
— позволяет улучшить четкость произношения звуков.

Даже если у ребенка нет выраженных проблем с произнесением «р», артикуляционная гимнастика все равно будет ему полезна и даже необходима. Она помогает держать в тонусе мышцы речевых органов и закреплять верное произношение.

Артикуляционная гимнастика сама по себе не предполагает обучение отдельным звукам. Когда дети выполняют ее, то в игровой форме осваивают движения, которые нужны для произношения согласных (как твердых, так и мягких). Например, чтобы произносить «р», малышу надо уметь поднимать язык к небу. Этому можно обучиться с помощью упражнения «Быстрая лошадка».

Выполнять артикуляционную гимнастику следует регулярно, перед зеркалом и под руководством взрослого — логопеда или родителя. Вначале взрослый медленно объясняет и показывает, что нужно делать в упражнениях. Затем ребенок повторяет эти действия. Занятия лучше проводить ежедневно по 5–15 минут. Не прекращайте их, пока ребенок не научится уверенно и правильно произносить звук.

Каждое задание малышу требуется повторить не менее пяти раз. За одно занятие нужно выполнять минимум два-три артикуляционных упражнения, но не слишком превышать это количество. Лучше осваивать их с течением времени.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки звука «р»

Теперь рассмотрим подробнее, как выполнять упражнения артикуляционной гимнастики для буквы «р» (звука «р»).

«Быстрая лошадка»

Цель упражнения — растянуть уздечку языка, сделать ее более эластичной.

Как выполнять:
— широко улыбнуться и показать зубы;
— раскрыть рот;
— щелкать языком по небу, имитируя цокот копыт;
— постепенно увеличивать темп, не двигая нижней челюстью.

«Грибочек»

Цель — растянуть подъязычную уздечку, научиться поднимать язык и удерживать его в этом положении.

Как выполнять:
— улыбнуться и показать зубы;
— раскрыть рот;
— прижать язык к небу, не закрывая рта;
— «отлепить» язык от неба;
— повторить упражнение.

«Леденец»

Цель — укрепить мышцы языка и щек.

Как выполнять:
— заострить язык и упереть его в щеку;
— надавить на него снаружи рукой, чтобы вернуть в исходное положение;
— повторить с другой щекой.

«Маляр»

Цель — разработать гибкость языка.

Как выполнять:
— раскрыть рот и улыбнуться;
— водить языком по небу вперед и назад, не выходя за верхние зубы.

«Играем на гармошке»

Цель — укрепить мышцы языка.

Как выполнять:
— широко улыбнуться, прикасаясь языком к небу;
— закрыть и раскрыть рот, сохраняя это положение;
— повторить упражнение.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

«Дятел»

Цель — укрепить мышцы языка, повысить его подвижность, научиться поднимать и напрягать его.

Как выполнять:
— раскрыть рот и улыбнуться;
— постукивать кончиком языка по альвеолам, издавая звук наподобие «т-т-т»;
— постепенно увеличивать темп, не двигая челюстью.

«Чашка»

Цель — развить подвижность языка.

Как выполнять:
— раскрыть рот;
— расслабить язык и поднять его к верхней губе;
— прогнуть язык посередине, подняв его по бокам;
— вернуться в исходное положение и повторить действия.

«Часы»

Цель — улучшить подвижность языка.

Как выполнять:
— раскрыть рот и широко улыбнуться;
— передвигать кончик языка то к левому уголку рта, то к правому, как стрелки часов, при этом не двигая челюстью.

«Иголочка»

Цель — развить гибкость языка, в т. ч. его кончика.

Как выполнять:
— раскрыть рот;
— вытянуть язык и напрячь его;
— убрать язык в рот, не трогая зубы и губы;
— повторить несколько раз.

Теперь вы знаете, как проводить артикуляционную гимнастику для детей для работы со звуком «р». Приведенные упражнения вы можете выполнять с ребенком дома. Если какое-либо задание пока дается малышу с трудом, нужно заострить на нем внимание и постепенно добиваться правильного выполнения.

Не забывайте, что артикуляционную гимнастику для постановки «р» для дошкольников стоит выполнять регулярно и систематично. В таком случае малыш не только научится четко выговаривать этот звук, но и разовьет артикуляцию в целом.

Предлагаем книги для развития речи, памяти и других навыков у дошкольников.