Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
Статьи. 1 июля 2025 г. · 4 мин. чтения
Родители дошкольников порой сталкиваются с тем, что их ребенок неправильно произносит некоторые звуки. Как правило, больше всего трудностей у детей вызывает звук «р». Однако ребенка можно научить выговаривать этот звук с помощью специальных игровых упражнений по артикуляции.
В этой статье мы расскажем про артикуляционную гимнастику для постановки звука «р».
Как произносится «р»?
Произношение звука «р» взрослому может казаться несложным. Но у малыша артикуляционный аппарат еще недостаточно развит и натренирован. Поэтому детям приходится прилагать усилия, чтобы выговорить этот согласный звук.
Родителям нужно иметь в виду, что звук «р» бывает твердым или мягким («рь»).
Когда мы произносим твердый «р», рот у нас открыт. Кончик языка широкий, напряженный и прикасается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Боковые части языка касаются верхних зубов. Спинка языка немного поднята, поэтому между ней и небом проходит воздушная струя.
Звук «р» произносится на выдохе. Когда мы выдыхаем, кончик языка совершает вибрации под напором воздуха. Голосовые связки тоже вибрируют, и звук получается звонким.
Во время произнесения мягкого звука «рь» происходит то же самое, только середина спинки языка поднимается и продвигается вперед. Попробуйте отчетливо произнести «р» и «рь», громко «порычать». Прислушайтесь к звуку и понаблюдайте за своей артикуляцией.
«Р» — согласный звук, и если за ним следует гласная, то положение губ зависит от нее. Например, на слоге «ро» губы округляются. В любом случае воздушная струя должна выталкиваться с силой и проходить посередине языка.
Ребенку в дошкольном возрасте необязательно знать все тонкости артикуляции «р». Однако нужно показать ему, как правильно располагать язык и какие движения совершать.
В 5–6 лет ребенок уже должен выговаривать «р». Если этого не происходит, то стоит начать заниматься с ним артикуляционной гимнастикой дома или обратиться к специалисту. Логопеды помогают дошкольникам научиться произносить «р» и многие другие звуки.
Что мешает правильному произношению звука «р»?
Если старший дошкольник неправильно произносит «р», нужно понять, в чем причины трудностей. Они могут быть обусловлены физиологией и анатомией, т. е. строением органов речи ребенка.
Одна из распространенных причин — слишком короткая подъязычная уздечка. Она не позволяет языку дотянуться до неба. Можно развить эластичность уздечки, и для этого подойдет артикуляционная гимнастика.
Встречается также неправильный прикус, при котором зубы не могут сомкнуться. Кроме того, заболевания дыхательной системы, такие как хронический ринит, затрудняют проход воздуха и потому искажают произношение.
Другой проблемой может быть слабость мышц языка, которую тоже можно исправить путем упражнений. Также стоит тренировать и другие органы речевого аппарата. Например, когда ребенок пережевывает твердые фрукты, овощи и орехи, то развивает мышцы челюсти.
Обучение правильному произношению «р» не стоит откладывать. Иначе у ребенка появится ротацизм — искаженное произношение «р». Самая распространенная из его разновидностей — горловой ротацизм, или картавость. Также дети нередко заменяют «р» на «л» или другие согласные звуки.
Если дети в школьном возрасте все еще произносят звук «р» неверно, например картавят, это может привести к психологическим проблемам и комплексам. Нередко случается, что, когда школьника высмеивают одноклассники из-за его трудностей с произношением, у него появляется боязнь выступлений, нежелание разговаривать и неуверенность в себе. Вот почему исправлять артикуляцию «р» необходимо уже в дошкольном возрасте.
Овладеть правильным произношением звуков детям от 0 до 7 лет помогут книги из набора «Новый базовый курс. Когнитивное развитие».
Артикуляционная гимнастика для звука «р»
Артикуляционная гимнастика состоит из комплексов упражнений, которые помогают научиться произношению тех или иных звуков. Она служит нескольким целям:
— тренирует мышцы речевого аппарата, в т. ч. языка, губ;
— помогает разработать речевое дыхание;
— обучает движениям, необходимым при произнесении конкретного звука;
— помогает довести артикуляционные навыки до автоматизма;
— позволяет улучшить четкость произношения звуков.
Даже если у ребенка нет выраженных проблем с произнесением «р», артикуляционная гимнастика все равно будет ему полезна и даже необходима. Она помогает держать в тонусе мышцы речевых органов и закреплять верное произношение.
Артикуляционная гимнастика сама по себе не предполагает обучение отдельным звукам. Когда дети выполняют ее, то в игровой форме осваивают движения, которые нужны для произношения согласных (как твердых, так и мягких). Например, чтобы произносить «р», малышу надо уметь поднимать язык к небу. Этому можно обучиться с помощью упражнения «Быстрая лошадка».
Выполнять артикуляционную гимнастику следует регулярно, перед зеркалом и под руководством взрослого — логопеда или родителя. Вначале взрослый медленно объясняет и показывает, что нужно делать в упражнениях. Затем ребенок повторяет эти действия. Занятия лучше проводить ежедневно по 5–15 минут. Не прекращайте их, пока ребенок не научится уверенно и правильно произносить звук.
Каждое задание малышу требуется повторить не менее пяти раз. За одно занятие нужно выполнять минимум два-три артикуляционных упражнения, но не слишком превышать это количество. Лучше осваивать их с течением времени.
Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки звука «р»
Теперь рассмотрим подробнее, как выполнять упражнения артикуляционной гимнастики для буквы «р» (звука «р»).
«Быстрая лошадка»
Цель упражнения — растянуть уздечку языка, сделать ее более эластичной.
Как выполнять:
— широко улыбнуться и показать зубы;
— раскрыть рот;
— щелкать языком по небу, имитируя цокот копыт;
— постепенно увеличивать темп, не двигая нижней челюстью.
«Грибочек»
Цель — растянуть подъязычную уздечку, научиться поднимать язык и удерживать его в этом положении.
Как выполнять:
— улыбнуться и показать зубы;
— раскрыть рот;
— прижать язык к небу, не закрывая рта;
— «отлепить» язык от неба;
— повторить упражнение.
«Леденец»
Цель — укрепить мышцы языка и щек.
Как выполнять:
— заострить язык и упереть его в щеку;
— надавить на него снаружи рукой, чтобы вернуть в исходное положение;
— повторить с другой щекой.
«Маляр»
Цель — разработать гибкость языка.
Как выполнять:
— раскрыть рот и улыбнуться;
— водить языком по небу вперед и назад, не выходя за верхние зубы.
«Играем на гармошке»
Цель — укрепить мышцы языка.
Как выполнять:
— широко улыбнуться, прикасаясь языком к небу;
— закрыть и раскрыть рот, сохраняя это положение;
— повторить упражнение.
«Дятел»
Цель — укрепить мышцы языка, повысить его подвижность, научиться поднимать и напрягать его.
Как выполнять:
— раскрыть рот и улыбнуться;
— постукивать кончиком языка по альвеолам, издавая звук наподобие «т-т-т»;
— постепенно увеличивать темп, не двигая челюстью.
«Чашка»
Цель — развить подвижность языка.
Как выполнять:
— раскрыть рот;
— расслабить язык и поднять его к верхней губе;
— прогнуть язык посередине, подняв его по бокам;
— вернуться в исходное положение и повторить действия.
«Часы»
Цель — улучшить подвижность языка.
Как выполнять:
— раскрыть рот и широко улыбнуться;
— передвигать кончик языка то к левому уголку рта, то к правому, как стрелки часов, при этом не двигая челюстью.
«Иголочка»
Цель — развить гибкость языка, в т. ч. его кончика.
Как выполнять:
— раскрыть рот;
— вытянуть язык и напрячь его;
— убрать язык в рот, не трогая зубы и губы;
— повторить несколько раз.
Теперь вы знаете, как проводить артикуляционную гимнастику для детей для работы со звуком «р». Приведенные упражнения вы можете выполнять с ребенком дома. Если какое-либо задание пока дается малышу с трудом, нужно заострить на нем внимание и постепенно добиваться правильного выполнения.
Не забывайте, что артикуляционную гимнастику для постановки «р» для дошкольников стоит выполнять регулярно и систематично. В таком случае малыш не только научится четко выговаривать этот звук, но и разовьет артикуляцию в целом.