Четные и нечетные числа для дошкольников
Статьи. 26 марта 2025 г. · 4 мин. чтения
С цифрами малыш начинает знакомиться уже в дошкольном возрасте, и сначала они ему кажутся просто непонятными знаками. Постепенно ребенок узнает, что цифры обозначают числа, которыми считают предметы. Затем он не только запоминает числа в пределах 20, но и осваивает простейшие навыки сложения и вычитания. Теперь можно познакомить его с таким понятием, как четные и нечетные числа.
Расскажем, как объяснить ребенку, что такое четные и нечетные числа, чтобы он научился их различать.
Как объяснить дошкольнику, что такое четные и нечетные числа?
Прежде чем начинать знакомство с четностью, необходимо убедиться, что ребенок хорошо знает последовательность натуральных чисел. Иными словами, дошкольнику должно быть известно, в каком порядке они следуют друг за другом.
Для проверки можно использовать игру «Наши числа». Правила очень простые: взрослый и дошкольник по очереди называют числа. Вы говорите: «Один», ребенок: «Два», и так до 10 или до 20. Потом можно поменять последовательность: малыш начинает ряд, а вы продолжаете.
Теперь можно объяснить ребенку, какие числа называются четными и нечетными. Четное число делится поровну (на 2) без остатка. Нечетное число, наоборот, разделить невозможно, либо при этом будет остаток.
Лучше всего разобраться с этими определениями на наглядных примерах: «Смотри, у нас с тобой 3 помидора. Как их разделить поровну на двоих?» Вероятнее всего, ребенок поймет, что поделить овощи на две равных части невозможно и остается только предложить кому-то третий или разрезать один пополам.
Затем попросите разделить 4 помидора. Обратите внимание ребенка на то, что в этом случае каждому из вас достанется по 2 овоща.
Расскажите ребенку, что четные и нечетные числа чередуются в последовательном ряду, поэтому их легко запомнить:
1 — нечетное число;
2 — четное;
3 — нечетное;
4 — четное;
5 — нечетное;
6 — четное;
7 — нечетное;
8 — четное;
9 — нечетное;
10 — четное;
11 — нечетное
и т. д.
Покажите ребенку любое число и попросите определить, четное оно или нечетное. Если он затрудняется, подскажите ему.
Когда числа в пределах 10 будут освоены, можно переходить к двузначным. Расскажите ему: для того чтобы определить четность у них, нужно смотреть на последнюю цифру. Соответственно, числа, которые оканчиваются цифрами 0, 2, 4, 6, 8, — четные, а 1, 3, 5, 7, 9 — нечетные. Например, 16 заканчивается на цифру 6, значит, это четное число.
Учить ребенка определять четность и нечетность стоит не ранее 6–7 лет. В более раннем возрасте малыш еще не может овладеть понятиями четности и нечетности, поскольку они являются для него абстракциями. А маленькому ребенку сложно мыслить абстрактными категориями. Поэтому не нужно торопиться с обучением.
Четные и нечетные числа для детей на практике
Любая информация усваивается гораздо лучше, если она представлена на конкретных числовых примерах. Особенно это важно для дошкольников. Обучать ребенка различать четные и нечетные числа нужно на любых объектах из его окружения. Иначе он не поймет, зачем ему эти знания и как их использовать.
Предлагайте малышу сосчитать, например, количество яблок на тарелке или книг на полке и определить, четное число получилось или нет. Это эффективнее, чем использовать в изучении таблицы умножения.
Такие упражнения по счету можно применять не только на развивающих занятиях, но и в повседневной жизни, особенно во время прогулки или долгой поездки. Тренируйте определение четности чисел при удобной возможности. Например, на улице можно спрашивать ребенка, четное ли число у номера дома, который он видит перед собой.
Если дошкольнику пока с трудом даются определения четности числа, не надо настаивать. Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся, иначе у него совсем пропадет желание обучаться. Разобраться в понятиях четности и нечетности ребенок сможет и в школе, когда будет продолжать изучать математику.
Свойства четных и нечетных чисел
Свойства четных и нечетных чисел используются для выполнения математических действий: сложения и вычитания. В дальнейшем к ним прибавятся умножение и деление. Ниже представлены основные свойства.
При сложении двух четных чисел всегда получается четное число:
2 + 4 = 6;
4 + 6 = 8.
При сложении двух нечетных чисел тоже получается четное число:
1 + 3 = 4;
3 + 5 = 8.
При сложении четного и нечетного числа получается нечетное число:
2 + 3 = 5;
4 + 3 = 7.
При вычитании применяются те же принципы:
4 – 2 = 2;
3 – 1 = 2;
6 – 3 = 3.
Все эти свойства ребенку необязательно запоминать. Главное — знать последовательность чисел, научиться их считать (складывать и вычитать) и определять, четное число или нет.
О числе «0»
Ноль — четное число. Однако даже не все взрослые смогут определить, к какой группе отнести его. Что уж говорить о детях! Кроме того, не каждый ребенок способен понять, что может получиться, если разделить 0 на какое-либо число.
Дошкольнику лучше просто запомнить, что 0 — это четное число, которое стоит первым в числовом ряду. Если число заканчивается цифрой 0, то оно также является четным: 10, 20 и т. д. При делении 0 на любое число всегда получается 0 (т. е. четное число).
Если ребенок только начал осваивать определение четности чисел в пределах 10, задавайте ему вопросы с простыми числами. А когда он освоит материал, можно переходить к более сложным примерам, которые включают 0 и двузначные числа.
Четные и нечетные числа в заданиях
Чтобы закрепить навык определения четных и нечетных чисел, можно использовать следующие упражнения:
«Отгадай». Вы называете число, а ребенок должен определить, четное оно или нечетное. Затем то же самое с другими числами.
«Чет-нечет». На эту математическую игру похоже «Съедобное-несъедобное». Взрослый бросает мяч и называет число. Задача ребенка — поймать мяч, если число четное, и отбить его, если оно нечетное.
«Где живут числа?» Для этого упражнения понадобятся две фигурки домов, а также карточки с числами от 1 до 20, которые вы можете сделать сами вместе с малышом. Объясните ему, что в одном домике живут четные числа, а в другом — нечетные. Задача ребенка — «расселить» числа, т. е. отнести каждую карточку в нужный домик.
Можно использовать и письменные упражнения, к примеру, представленные ниже.
Задание для определения четных и нечетных чисел
Это число — четное или нечетное? Напиши цифру красным карандашом, если она обозначает четное число, и синим, если оно нечетное.
2, 1, 4, 6, 5, 3, 8, 7, 9, 0, 12, 13.
Задание на подсчет суммы
Сложи эти числа. Какое число получилось: четное или нечетное?
2 + 2 = ?
3 + 2 = ?
4 + 3 = ?
5 + 3 = ?
7 + 1 = ?
1 + 6 = ?
2 + 8 = ?
9 + 1 = ?
10 + 2 = ?
4 + 10 = ?
Теперь обведи по контуру четные цифры в этих примерах красным, а нечетные — синим.
Мы разобрали, как объяснить детям четные и нечетные числа. При помощи наглядных упражнений ваш малыш вполне способен овладеть этими знаниями. А они заложат основы для изучения математики в первом классе.