Что такое зрительно-моторная координация и почему её надо развивать?
Статьи. 14 мая 2025 г. · 4 мин. чтения
Родители многих первоклассников сталкиваются с нарушениями зрительно-моторной координации у их ребенка. Это касается даже здоровых детей без отставаний в развитии. Дело в том, что для овладения этим навыком требуются целенаправленные действия.
Расскажем, как должно происходить развитие зрительно-моторной координации у дошкольников.
Что означает развитие зрительно-моторной координации у детей?
Зрительно-моторная координация — это способность человека согласовывать движения при одновременной работе зрительного и двигательного анализаторов. Это значит, что мозг, глаза и руки работают вместе, чтобы обеспечить точность и плавность действий.
Данное умение влияет на следующие зрительно-моторные навыки:
Аккуратное и быстрое письмо. Ребенок должен зрительно контролировать процесс написания букв. Если навыки графомоторной координации формируются плохо, то буквы становятся разного размера, строчки «сползают», и записи в тетрадях оказываются неразборчивыми.
Грамотность. Без достаточного зрительно-моторного развития дети могут не замечать свои ошибки. Они наблюдаются при диктантах и переписывании текста из учебника. Ребенок пропускает буквы или переставляет их местами.
Четкое и плавное чтение. У детей с плохо развитой зрительно-моторной координацией взгляд хаотично перемещается по строчкам, им трудно сосредоточиться. Это приводит к прерывистому, сбивчивому чтению. В таких случаях дети чаще угадывают написанное слово, чем осознанно читают его. Даже ведение пальцем по строкам не помогает избежать ошибок.
Рисование и аппликация. Эти задачи требуют высокого уровня контроля работы глаз и рук. Среди похожих моторных навыков можно отметить вырезание из бумаги и штриховку рисунков. При этих движениях активно формируется мелкая моторика.
Навыки самообслуживания. К ним относятся завязывание узелков, зашнуровывание обуви и пр. Все эти бытовые умения развивают зрительно-моторную координацию.
Если у дошкольника не развита зрительно-моторная координация, в первом классе ему будет сложно осваивать материал и успевать за общим темпом обучения. При зрительных и двигательных нарушениях стоит обратиться к дефектологу и заняться упражнениями по коррекции.
Зрительно-моторная координация у дошкольников: упражнения
Зрительно-моторная координация у дошкольников не развивается сама по себе. Над ней надо работать с малого возраста.
Развитие зрительно-моторной координации начинается с младенчества. Массаж кистей рук помогает улучшить координацию движений и развить мелкую моторику. Для этого родителям нужно по очереди сгибать и разгибать каждый пальчик малыша.
С 3 лет можно вводить самомассаж. Например, многие дети с удовольствием играют с колючим мячиком.
В этом возрасте также можно добавлять пальчиковые игры для зрительно-моторного развития ребенка. Они бывают двух видов: статические и динамические.
Статические упражнения подразумевают удержание определенной позы в течение примерно пяти-десяти секунд. Например:
«Заяц». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх буквой V, а мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем.
«Коза». В этой игре вверх подняты указательные пальцы и мизинцы. Остальные пальцы выпрямлены и сложены вместе, что напоминает мордочку собаки. Нужно несколько секунд держать пальцы напряженными, а затем расслабить их и встряхнуть руками.
Динамические упражнения для формирования зрительно-моторной координации — это последовательные или синхронные движения кистей и пальцев. К примеру:
«Красим стену». Нужно одновременно совершать движения кистями обеих рук вправо-влево.
«Солнышко». Ребенку требуется сомкнуть ладони и развести пальцы в стороны. Затем нужно поочередно постукивать друг о друга подушечками пальцев обеих рук (указательный с указательным, средний со средним и т. д.). Другой вариант упражнения — соприкасаться пальцами с поверхностью стола.
Зрительно-моторные функции развиваются также при занятиях творчеством. Среди них собирание мозаики и пазлов, плетение из бисера, конструирование.
В дошкольном возрасте упражнения для развития зрительно-моторной координации у ребенка включают:
— прослеживание линий взглядом;
— обведение пальцем изображений по контуру;
— рисование карандашом по контуру или по пунктирным линиям.
В старшем дошкольном возрасте малышу нужно начать использовать прописи. В дошкольных прописях для формирования навыков моторики предлагаются различные задания: продолжение ряда по образцу, обводка фигуры, дорисовывание картинки, штриховка.
Важно сразу научить дошкольника правильно держать карандаш или ручку. Карандаш должен лежать на верхней фаланге среднего пальца, фиксироваться большим и указательным.
В заключение отметим: чем раньше вы начнете работать над навыком зрительно-моторной координации у своего ребенка, тем легче и быстрее он научится читать и писать, что пригодится ему в дальнейшем обучении.