ТОП-5 обсуждаемых мифов о развитии детей
Статьи. 21 мая 2024 г. · 10 мин. чтения
Мы подготовили для вас разбор популярных мифов о детском развитии и домашнем обучении.
МИФ 1
Развивающие занятия для детей до 1 года – это амбиции родителей, а не потребность ребенка. Младенцу важны только любовь и забота, сон и еда.
Существует мнение, что новорожденным необходимо обеспечить физический и психологический комфорт, а развивающие материалы 0+ – лишь маркетинговый ход для родителей, которые с первых дней жизни хотят обучать младенца всем навыкам на свете.
Первый год жизни – плодотворное время запуска потенциальных детских возможностей. Развитие малыша происходит не по месяцам, он приобретает новые навыки буквально каждый день!
Если изначально новорожденный слабо реагирует на зрительные раздражители, то на десятый день младенец уже следит глазами за предметом больше 15 см и на расстоянии около 20 см.
В 3 недели малыш готов разглядывать черно-белые картинки. Это способствует фокусировке зрения, стимулирует внимание, помогает установить зрительный контакт между взрослым и ребенком, что положительно влияет на его психоэмоциональное состояние. Просмотр контрастных изображений, развешанных на стенах комнаты или на бортиках кроватки, одновременно активизирует все познавательные процессы.
Что должен уметь малыш, например, к полугоду?
- следить за движением предметов;
- различать их размер;
- видеть несколько цветов.
Поэтому занятия, специально подобранные с учетом возрастных особенностей детей, являются платформой для их успешного развития.
Школа Семи Гномов – это система домашнего обучения от самого рождения до школы. В книгах для самых маленьких мы собрали занятия и картинки, которые способствуют гармоничному развитию малыша.
МИФ 2
Бессмысленно начинать подготовку ребенка к школе с самого рождения.
Казалось бы, здесь нет универсального ответа, ведь не бывает двух одинаковых детей, даже близнецы сильно отличаются друг от друга, потому что у каждого человека есть индивидуальные свойства психики, способности и увлечения.
Но в жизни любого малыша есть благоприятные периоды, в которые самой физиологией созданы оптимальные условия для развития определенных навыков, так называемые сензитивные периоды по Выготскому (а также сензитивные периоды Монтессори).
С самого рождения ребенок получает знания и осваивает навыки максимально эффективно в определенном возрасте, потому что из-за пластичной детской нервной системы в эти периоды происходит заметный рост чувствительности к внешним обстоятельствам.
Отсутствие домашней подготовки к школе с ранних лет приводит к тому, что к 5–7 годам ребенку сложнее освоить навыки чтения, письма и счета.
Сензитивный период для развития речи, например, приходится на 1,5 года. Если в этом возрасте лишить ребенка возможности слышать человеческую речь, то это усложнит процесс ее усвоения. Самая известная история игнорирования сензитивного периода развития речи – это случай с детьми-маугли, которые воспитывались среди животных и не слышали человеческую речь в раннем детстве, поэтому и в дальнейшем не смогли научиться говорить, а движения их тел стали походить на пластику животных.
Ответы на вопросы, в каком возрасте и как лучше развивать определенные умения ребенка, можно найти в Школе Семи Гномов. Мы первые, кто предложил родителям комплексный подход в развитии ребенка и подготовке к школе, основываясь на научной методике и психовозрастных возможностях детей. Серия книг «Базовый курс. Когнитивное развитие» учитывает особенности сензитивного периода дошкольного возраста и состоит из 6 книг, направленных на развитие основных навыков, а также включает обучающую настольную игру с фишками. Книги Школы Семи Гномов помогают родителям сформировать фундамент из необходимых знаний и прививают малышам любовь и привычку учиться новому.
МИФ 3
Лепка, рисование, аппликация развивают только творческое мышление ребенка.
Лепка, рисование, аппликация – отличные инструменты для развития речи детей дошкольного возраста, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка.
Очень важно включать в занятия для развития речи дошкольников творческие задания.
Приемы и техники могут быть разными и направленными на развитие конкретных навыков. Качественная организация творческой активности – это подключение ребенка к процессу, в котором он выполняет все новые и новые непривычные ему действия с различными материалами.
Думаете, сложно? Дорогие родители, возьмите на вооружение нашу готовую систему домашнего обучения. Занятия по книгам Мастерской Школы Семи Гномов не только стимулируют творческое мышление и воображение, но и способствуют развитию мелкой моторики, что очень важно на этапе подготовки детской руки к письму.
МИФ 4
Надо развивать сильные стороны ребенка и не мучить его, «подтягивая» слабые.
В дошкольном возрасте важно «подтягивать» слабые стороны, замечать сильные и давать детям больше возможностей их проявлять.
До 7 лет нельзя запускать те направления, которые даются ребенку нелегко. В этом возрастном периоде развиваются все необходимые навыки на психологическом, интеллектуальном, физиологическом и эмоциональном уровне.
Если у ребенка что-то не получается, и вы решили не уделять этому внимание, в дальнейшем несформированная способность будет негативно влиять и на сильные стороны в том числе.
Как аккуратно «подтягивать» слабые стороны без перегрузки для психики ребенка?
- создавать вокруг него ситуации для общения, но не настаивать;
- ориентировать не на героические успехи, а посильные ему достижения;
- фиксировать положительные результаты и поощрять за них.
Есть еще один интересный метод – «подмена», когда один навык развивается за счет другого. Например, есть мнение, что занятия музыкой также положительно влияют на развитие математических способностей, так как участки мозга, отвечающие за них, располагаются настолько близко, что активно участвуют в момент занятий «соседа».
В общем, паниковать не стоит! Чтобы ребенок обучался постепенно и нигде не отставал, ему просто нужна система, которая будет учитывать особенности его развития в разном возрасте.
В Школе Семи Гномов мы учитываем психовозрастные возможности ребенка, а это главный секрет успешных занятий. Слишком простые и чересчур сложные задания одинаково бесполезны для ребенка. Поступательное развитие «шаг за шагом», ощущение успеха и удовольствия от процесса обучения формируют любовь и привычку к занятиям, поэтому дают самый надежный результат.
МИФ 5
Ребенка нужно хвалить за любой результат.
Похвала – это инструмент воспитания. Ребенку нравится слушать про себя хорошие слова, чувствовать, что он порадовал родителей, поэтому он будет стараться повторить действия, которые вызвали приятные эмоции. Однако похвала только результата способствует формированию определенных паттернов поведения. Например, малышу захочется продолжать делать только то, что у него получается хорошо; он станет избегать нового и всего того, что у него получается хуже.
Если же хвалить малыша даже за то, что получилось не очень хорошо, у него может сформироваться такая норма. Исчезнет мотивация добиваться более высоких результатов, ведь он и на этом уровне уже молодец. Например, малыш криво наклеил наклейку в задании. Можно сравнить другие упражнения и указать, где у него получилось лучше, при этом важно поощрить его усилия и старание.
Как правильно хвалить ребенка? Есть простой принцип: достижение должно соответствовать возрасту.
Логично похвалить двухлетнего малыша за использование горшка, расчески или кружки, для пятилетнего – это норма, не требующая поощрения.
- 1–3 года – необходимо хвалить за действия с предметами по их назначению, навыки самообслуживания и выражение мыслей с помощью речи;
- 3–5 лет – поощрять самостоятельность, интерес к обучению, соблюдение социальных норм, творческие и физические умения, а также понимание потребностей другого человека;
- 5–7 лет – одобрять желание узнавать новое, умение выражать и контролировать чувства и эмоции, формулировать фразы, фантазировать.
Если вам кажется, что разбираться в психологических тонкостях раннего детского развития вам не по плечу, не нужно расстраиваться. Мы понимаем, что всем родителям иногда просто необходима помощь с малышом, тем более в организации домашнего обучения. В наших книгах есть комплексное решение для занятий с детьми, направленное на развитие когнитивных навыков и творческих способностей ребенка.
Обучение — это приключение! Наши книги — это не просто развивающие материалы, скучные прописи и рабочие тетради. Мы предлагаем интересные задания в игровой форме, которые нравятся детям, развивают любознательность и прививают любовь к процессу обучения.