Почему ребенок в 3 года не разговаривает и как помочь ему?

Статьи. 23 декабря 2024 г. · 4 мин. чтения

Речь – важный показатель развития ребенка. В норме активный словарный запас ребенка 3 лет насчитывает около 1000 слов. Это слова, которые он не только понимает, но и произносит, употребляет в соответствии с контекстом. Трехлетний дошкольник умеет строить простые предложения, согласовывать слова, называть окружающие его предметы. Он использует почти все части речи.

Если ребенок в 3 года не говорит совсем, не произносит простых слов («мама», «баба», «дай» и т. д.), не откликается на обращение взрослого к нему, то это определенно сигнализирует о серьезных проблемах в речевом развитии.

Но даже если у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии речи, то это не означает, что нужно подождать, пока малыш сам наверстает упущенное. Ребенок не сможет заговорить сам по себе, без поддержки взрослых. Поэтому родителям важно своевременно выявить причины проблемы и принять необходимые меры по ее решению.

Своевременная диагностика у специалиста поможет определить, почему ребенок в три года не разговаривает.

Причины задержки речи в трехлетнем возрасте

Есть разные причины, по которым ребенок в 3 года говорит плохо или не говорит вообще. Их можно условно разделить на физиологические, психологические и социальные.

Физиологические особенности:

проблемы со слухом, которые влияют на способность ребенка слышать и воспроизводить звуки;

неврологические проблемы (нарушения работы нервной системы);

наследственные особенности (в нескольких поколениях семьи речевое развитие происходит с задержкой);

поражения мозга во время беременности, родов и в первый год жизни ребенка.

У ребенка могут быть следующие речевые расстройства:

темповая задержка речевого развития – уровень речи не соответствует возрасту;

ОНР (общее недоразвитие речи) – нарушено формирование всех аспектов речи: произношения, словарного запаса, грамматики, распознавания звуков. Это более тяжелая форма расстройства речи;

алалия – недоразвитие речи, которое вызвано поражением обоих полушарий мозга.

Психологические причины

Напряженная обстановка и критические ситуации (например, когда малыша ругают за ошибки в речи) могут вызывать у ребенка страх и нежелание разговаривать.

Отсутствие стимулов к общению приводит к тому, что ребенок не видит необходимости самостоятельно говорить. Если родители предугадывают все его желания, то у малыша нет повода их озвучивать.

Социальные факторы

Недостаток коммуникации в семье тоже замедляет речевое развитие. Ребенок учится говорить на примере самых близких людей – своих родителей. В семье, где родители уделяют ему мало внимания, почти не разговаривают с ним и между собой, у него не выработается привычка говорить.

Недостаток социального взаимодействия тоже затормаживает развитие речи. Обычно дети в 3 года начинают больше разговаривать, поскольку посещают детский сад, где их круг общения расширяется. Если ребенок почти всегда находится дома и не получает нового опыта, у него может не возникнуть потребности в общении.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

Прежде чем обращаться к специалисту, нужно определить степень отставания речевого развития у ребенка. Если ребенок в 3 года не выговаривает некоторые звуки (например, картавит), не произносит длинные предложения или не всегда может сразу ответить на вопрос, то это совершенно нормально. В этом возрасте речь дошкольника еще формируется, как и его мышление.

Признаки задержки речевого развития

На отставание в развитии речи трехлетнего ребенка указывают следующие признаки:
◆ у ребенка только появляются первые слова, либо их нет совсем;
◆ ребенок общается с окружающими только жестами и мимикой;
◆ он не повторяет слова и фразы за взрослыми или делает это крайне редко;
◆ речь ребенка непонятна, почти все звуки искажены;
◆ ребенок часто меняет местами звуки или целые слоги либо вообще не произносит их;
◆ он не понимает простую просьбу («возьми мячик») и не может ее выполнить;
◆ ребенок не откликается, когда его зовут по имени.

В этих случаях нужно незамедлительно обращаться к логопеду или неврологу. Вероятно, потребуется также помощь дефектолога – педагога, который занимается коррекцией развития детей.

Советы по подготовке к первичному визиту специалиста

Прежде чем обратиться к специалисту, понаблюдайте за речевым поведением вашего ребенка. Рекомендуем составить список наблюдений о речевом и общем развитии малыша: когда он начал говорить первые слова, как он взаимодействует с окружающими, какие звуки произносит. Если ребенок еще не говорит ни одного слова, об этом обязательно нужно напрямую сообщить логопеду. Может понадобиться помощь и других специалистов: невролога, сурдолога (в случае проблем со слухом).

Бывают ситуации, когда ребенок понимает значение слов и реагирует на них, откликается на обращения и просьбы, но самостоятельно не разговаривает. В этом случае занятия с логопедом или другими специалистами будут способствовать развитию активной речи.

Как помочь ребенку начать говорить?

Чтобы ребенок начал разговаривать, нужно активно заниматься его речевым развитием. Занятия стоит проводить в игровой форме, тогда малыш не заскучает и не будет быстро утомляться. В этом помогут игры и упражнения для стимулирования речи.

Артикуляционные упражнения:

◇ сложить губы в трубочку и вытянуть их;
◇ надуть щеки на несколько секунд;
◇ растянуть губы в широкой улыбке (сначала показать зубы, затем – без зубов);
◇ напрячь язык и вытянуть вперед и т. д.

Каждое упражнение нужно выполнять несколько раз и регулярно повторять такие занятия.

Игры для развития дыхания

Чтобы ребенок начал произносить звуки, он должен уметь контролировать речевое дыхание. В этом помогут различные игры. Можно вырезать из бумаги или салфетки снежинку, положить на ладонь ребенка и показать, как ее сдувать. Другой вариант – запустить в ванне кораблик и предложить малышу на него дуть, чтобы тот плыл.

Повторение звуков

Спросите ребенка, как «говорит» какое-то животное (например, кошечка – «мяу-мяу»). Если он пока не может ответить, скажите сами, а потом попросите повторить.

Для занятий с ребенком рекомендуем также использовать книгу «Развитие речи 3+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 3+» от Школы Семи Гномов. Упражнения в ней научат малыша, например, называть различные предметы обуви, головные уборы, детали одежды.

Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Развитие речи 3+, с. 4, 5

«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Развитие речи 3+», с. 4, 5

Взаимодействие в семье

Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Проговаривайте все, что с ним происходит. Допустим, он взял ложку, тогда вы говорите ему: «Смотри, это ложка». Полезно вместе рассматривать книжки с картинками и рассказывать ребенку, что на них изображено.

Не забывайте, что ваша речь – образец для малыша. Поэтому вам нужно в разговоре с ним произносить слова правильно и отчетливо.

Нужно ли привлекать специалистов?

Если ребенок не выговаривает отдельные звуки, говорит мало или вообще не говорит, то стоит обратиться к логопеду. Он поможет определить причины задержки речевого развития, поправить произношение звуков и убрать дефекты речи. Логопед занимается с детьми от 2 лет.

Если вы выяснили, что отсутствие речи у ребенка имеет психологические причины, то понадобится консультация детского психолога. Он поможет устранить причины стресса у ребенка, избавить его от излишней тревожности или скованности.

Проблема задержки речи вполне решаема, даже когда ребенок не говорит в 3 года. Но для этого требуется правильный подход. Не нужно игнорировать признаки, указывающие на дефекты речи. Вместо этого следует вовремя обратиться к специалистам, а также регулярно заниматься с малышом развитием речи.

Помните, что ребенку с задержкой речи требуется ваша помощь и поддержка. Почаще разговаривайте с ним, задавайте вопросы, вовлекайте ребенка в диалог. Тогда у него будет желание разговаривать, делиться своими эмоциями и впечатлениями.