Сензитивные периоды развития детей

Статьи. 11 апреля 2025 г. · 4 мин. чтения

Сензитивные периоды развития детей

Сензитивный период у детей — это этап, когда ребенок особенно восприимчив к конкретным сигналам. В это время дети становятся более «чувствительными» к обучению определенным умениям.

Сензитивные периоды детства являются оптимальными для развития тех или иных психических способностей. Если обучение начнется слишком рано или поздно, то оно окажется менее эффективным.

Давайте рассмотрим, для чего нужно знание про определенные сензитивные периоды в развитии детей, какие они бывают и в каком возрасте проявляются.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах психического развития?

Понимание особенностей сензитивных периодов необходимо родителям и педагогам, чтобы помочь ребенку развивать нужные навыки в наиболее подходящее для этого время. Поэтому сензитивными этапами формирования основных навыков не стоит пренебрегать.

Сензитивные периоды жизни длятся достаточно долго, однако их нельзя вернуть. Зная особенности каждого из них, родители могут подготовиться к их наступлению на соответствующих возрастных этапах. Это важно для создания благоприятных условий, индивидуальных для каждого малыша, к конкретному возрастному периоду.

Важно помнить, что дошкольный возраст — это ключевой период для обучения и развития. Все дошкольники проходят через сензитивные этапы. Иногда периоды развития по разным направлениям совпадают по времени.

Сензитивные периоды развития детей

Сензитивный период развития речи

Время этого сензитивного этапа приходится на возраст от 0 до 6 лет.

На этом этапе формируются все аспекты речи как психической функции. Среди них правильное произношение звуков, словарный запас, грамматика и умение строить связные фразы и предложения.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори выделила несколько этапов интенсивного развития речи у детей и их характерных черт.

0–4 месяца: ребенок реагирует на услышанные слова, поворачивая голову, и пытается подражать звукам;

1–1,5 года: вслушивается в слова взрослых; у него появляется ранняя речь;

2–2,5 года: активно пополняет словарный запас, начинает выражать свои желания, а также осваивает грамматические нормы языка;

2,5–3 года: вслух проговаривает свои мысли;

3,5–4 года: использует речевое общение более осознанно;

4–4,5 года: решает свои проблемы с помощью речи, разговора со старшими;

5 лет: интересуется буквами, пробует писать отдельные слова, например свое имя;

6 лет: готов и хочет учиться читать.

Важно не упрощать слова и не сюсюкать с ребенком постоянно. Наоборот, нужно знакомить его с богатством родного языка. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему простые вопросы и выслушивайте ответы. Обсуждайте с малышом, как прошел его день в детском саду, что нового он видел и узнал.

Помните, что устная речь предшествует навыку письма. Не имеет смысла учить ребенка читать и писать намного раньше положенного срока. Это может даже навредить интеллектуальному и психическому развитию.

Сензитивные периоды развития детей

Сензитивный период развития самостоятельности

Этот сензитивный этап длится от 0 до 5 лет.

Малыш растет и все больше стремится к независимости. Он хочет все делать сам, как папа или мама. В годовалом возрасте он уже может пить из чашки без помощи взрослых, а к 1,5–2 годам осваивает навык самостоятельного приема пищи. В 3 года ребенок обычно уже умеет одеваться без посторонней помощи.

Очень важно, чтобы родители создавали для ребенка условия, в которых он сможет научиться простым бытовым действиям. Не стоит подавлять его стремление к самостоятельности, иначе в будущем он может вырасти безынициативным и неспособным позаботиться о себе в критической ситуации.

Сензитивный период развития сенсорных навыков

Длится примерно от 0 до 5,5 лет.

Сенсорное развитие — это процесс формирования восприятия и представлений о мире вокруг. Сенсорика включает в себя зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Именно опыт получения информации от органов чувств становится основой для развития мышления. Поэтому стоит пользоваться чувствительностью малыша к различным внешним стимулам.

В этот период важно создать благоприятную среду, которая будет стимулировать ребенка к познанию мира через различные ощущения. Нужно позволить ему рассматривать предметы из его окружения, брать вещи обеими руками, нюхать и пробовать разнообразные продукты, слушать музыку разных жанров. Ему полезно играть не только с игрушками, но и с природными материалами: песком, травинками. Стоит позволить малышу познавать мир таким, какой он есть.

Сензитивные периоды развития детей

Сензитивный период восприятия мелких предметов

Длится от 1,5 до 2,5 лет.

Раннее детство — сензитивный период, когда дети проявляют живой интерес к мелким предметам. Им нравится играть с пуговицами, горохом, крупами. Они любят взаимодействовать с маленькими объектами и деталями игрушек.

В этот период важно, чтобы родители направляли деятельность ребенка в нужное русло и предоставляли ему возможность безопасно играть с мелкими предметами. Например, можно предложить ребенку нанизывать бусины на нитки, перебирать пуговицы и монетки, собирать пирамидки и конструктор.

Развивая движения кистей рук, вы тренируете мелкую моторику ребенка. Она крайне важна для рисования, письма и многих других точных действий.

Сензитивный период развития двигательных навыков

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Двигательная активность нужна не только для развития физических способностей ребенка, но и для формирования здорового образа жизни. Когда наступает ранний возраст, малыш учится ходить, бегать и осваивать окружающее пространство.

Родителям нужно уделить внимание удовлетворению потребностей малыша в движении и активных играх. Они развивают детскую моторику, положительно влияют на здоровье и психику.

Создайте условия для интенсивных физических упражнений. В домашней обстановке можно приучать малыша делать зарядку. На улице вы можете учить его управлять самокатом, кататься с горки, лазать на детской площадке. Для ребенка также полезно плавать в бассейне.

Сензитивные периоды развития детей

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2,5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами общения и поведения в обществе. Социальный опыт малыша отражается в игре (дочки-матери, врач и пациент). У него можно заметить возрастную чувствительность к общению с другими ребятами. Это время, когда ребенку необходимо обучаться социальным нормам, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Именно родители для ребенка являются образцом социального поведения. Учите малыша своим примером благодарить, спрашивать о нужной информации, рассказывать о себе. Посещайте с ним цирки, детские мероприятия, спектакли. Они расширяют кругозор ребенка, что способствует развитию речи и навыков социального взаимодействия. А еще они оставляют множество приятных эмоциональных впечатлений.

Стимулируя развитие определенных навыков у ребенка в соответствующий сензитивный период, вы поможете ему гармонично развиваться и вовремя овладевать нужными умениями.