Учим ребенка считать в уме: самые эффективные методы и приемы

Статьи. 30 января 2025 г. · 4 мин. чтения

Учим ребенка считать в уме

Зачем учить ребенка считать в уме?

Устный счет – важный навык, который необходим для успешного обучения ребенка и его дальнейшего развития. Поэтому родители дошкольников все чаще обращаются к педагогам с такими вопросами: «Как научить ребенка считать числа?», «Как научить ребенка считать устно?» или «Как быстро, легко и правильно научить ребенка считать примеры?».

В современном мире дети, повторяя за родителями, нередко пользуются калькулятором на мобильном телефоне и другими подобными устройствами. Они значительно облегчают жизнь, но не способны заменить навык счета в уме.

Если ребенок часто полагается на электронное устройство для счета, у него притупляется мышление и скорость обработки информации. А в дошкольном и младшем школьном возрасте становление этих способностей играет решающую роль в развитии.

Счет в уме имеет много преимуществ:

– развивает логическое мышление;

– тренирует краткосрочную память;

– улучшает внимание и способность сосредотачиваться;

– позволяет решать любые математические задачи для дошкольников;

– стимулирует развитие речи, когда ребенок «проговаривает» про себя вычислительные операции;

– пригодится на уроках в школе и дошкольных подготовительных занятиях.

Устный счет также развивает самостоятельность ребенка. Например, владея счетом, он сможет сам пересчитывать свои игрушки или проверять сдачу за мороженое в магазине.

Мы расскажем родителям, как научить ребенка быстро считать числа в уме и освоить математику.

Когда и как лучше научить ребенка считать в уме?

Старший дошкольный возраст – благоприятный период для освоения навыков счета в уме. В 5–7 лет дети уже способны освоить устный счет. В этом возрасте дети также овладевают умениями читать и писать.

К 1 классу ребенок уже должен освоить навыки базового счета в пределах 10–20. Это подготовит его к урокам математики в школе. В школьной программе первого класса не отведено много времени для обучения навыку устного счета. Поэтому необходимо начать заниматься счетом с ребенком в дошкольном возрасте.

В 3–4 года можно начать подготавливать малыша к счету. Чтобы вызвать у него интерес к цифрам и вычислениям, можно привлекать игровые материалы. Ими могут быть кубики с цифрами, пирамидки, конструкторы. Раннее обучение поможет сформировать у ребенка представления о числах и развивать математическое мышление.

Торопиться тоже не стоит. Научиться складывать ребенок может не в любом возрасте. До 3 лет малыш не понимает, что подразумевает математическое понятие числа, поэтому едва ли сможет освоить счет.

Учим ребенка считать в уме

Как научить ребенка счету: этапы обучения дошкольников

Обучать ребенка счету следует поэтапно. Не нужно стремиться к тому, чтобы дошкольник научился считать как можно быстрее. Лучше сосредотачивать внимание на правильности вычислений.

Счет в уме предполагает, что дети осваивают несколько умений: пересчитывают предметы про себя, складывают и вычитают числа, решают простые математические задачи.

Рассмотрим подробнее способы обучения счету в уме.

1 ступень. Освойте цифры и числа

Сначала нужно объяснить малышу, что число означает количество предметов. К примеру, у человека две руки, на столе стоят три кружки, у машины четыре колеса и т. п.

Необходимо также объяснить ребенку, что цифры 1–9 – это значки, которые обозначают числа. Для этого пригодятся карточки или кубики с цифрами. Они нужны, чтобы помочь малышу запомнить цифры.

В дошкольном возрасте дети еще не умеют размышлять абстрактными понятиями. Зато они запоминают цифры, которые обозначают конкретные предметы или людей. Можно связывать числа с любимыми героями ребенка: например, семь гномов, три медведя.

2 ступень. Как посчитать предметы

Поначалу ребенку нужно научиться считать от 1 до 5 на наглядном материале и знакомых предметах. Когда малыш освоит этот навык, начинайте считать с ним от 1 до 10. Порядковый счет в будущем поможет освоить сложение и вычитание.

Пересчитывать можно практически любые вещи из окружения ребенка. Считайте с ним конфеты, игрушки, карандаши и другие предметы. Во время прогулки попросите посчитать голубей, уток на пруду или окна в подъезде.

3 ступень. Считаем вслух

Когда ребенок научится считать предметы, стоит осваивать принципы сложения и вычитания. Задавайте ему вопросы с опорой на предметы: «Вот два стакана, теперь я ставлю еще один. Сколько стало стаканов?» Если малыш затрудняется ответить, посчитайте стаканы один за другим, показывая на каждый из них: «Один, два, три». Попросите повторить за вами. Спустя время ребенок станет сам считать вслух.

Эти маленькие занятия необходимо проводить в игровом формате, чтобы ребенок не заскучал и не устал. Можно учиться сложению с помощью палочек, прибавляя и убирая их.

На следующем этапе ребенок учится считать без помощи наглядных материалов. Он должен проговаривать вслух мыслительные операции по вычислению. Например, родитель спрашивает: «На полке стоят три книжки, к ним поставили еще одну. Сколько книжек стало?». Чтобы ответить на вопрос, ребенку необходимо представить себе эту ситуацию и посчитать: «Три и один – четыре». Или: «Три прибавить один будет четыре».

В 6–7 лет, иногда в 5, дети могут научиться оперировать словами «плюс», «минус», «равно» (к примеру, «два минус один равно один»). Важно, чтобы ребенок не просто механически запомнил эти слова, а понимал, какие понятия они обозначают. Для этого нужно объяснить ему, что значит «прибавить», «отнять», «получится».

4 ступень. Считаем про себя

Конечная цель – научиться считать про себя. Вначале можно учить малыша считать про себя с опорой на предметы, но без их пересчета. Допустим, вы спрашиваете: «Вот лежат пять палочек, я кладу еще одну палочку. Сколько всего палочек стало?». Ребенок должен мысленно сосчитать их, не подсчитывая одну за другой, и назвать правильное число.

Затем ребенка можно обучать считать в уме без картинок и любых объектов. В этом случае он представляет предметы и называет их количество без пересчета.

Учим ребенка считать в уме

Как научить ребенка быстро считать: эффективные методики и способы сложения

Существует множество интересных игровых методик, которые покажут, как правильно научить ребенка считать устно.

1. Опора на состав числа

Эту математическую методику часто применяют при счете от 10 до 20. В ней ребенку нужно запомнить, как «раскладывать» числа на меньшие. К примеру, число 6 состоит из чисел 1 и 5, чисел 2 и 4, чисел 3 и 3.

Когда требуется сложить 8 и 6, то есть «перейти через десяток», то легче сделать это следующим образом:

первое число (первое слагаемое) дополнить до 10 (8 + 2 = 10);

из второго числа вычесть 2 (6 – 2 = 4);

полученные числа сложить (10 + 4 = 14).

Хотя такая операция выполняется в три действия, а не в одно, она помогает при счете двузначных чисел, с которым у детей могут возникнуть затруднения.

Чтобы ребенок запомнил состав числа, можно упражняться с подручными материалами: раскладывать бусины в шкатулки, ягоды по тарелкам и т. д.

2. Счет на карточках или кубиках

Это простой и довольно популярный способ научить считать дошкольника. В нем малышу показывают карточки или кубики, на которых крупным шрифтом написаны цифры. Они пригодятся сначала для того, чтобы запомнить, как выглядят цифры, затем – для порядкового счета, а позже – для изучения сложения и вычитания.

3. Заучивание таблицы сложения

Этот метод предполагает, что составляется таблица с пересечением цифр от 1 до 10. В ней первый ряд сверху – цифры 1, 2, 3, 4... 10, второй ряд – цифры 2, 4, 6, 8... 20 и т. д. Ребенку необходимо запомнить, как она выглядит, и использовать ее при вычислениях в уме.

Нужно показать ребенку, по какому принципу работать с этой таблицей. Чтобы сложить два числа, надо найти их и провести пальцем линии до их пересечения. Когда ребенок станет быстро ориентироваться в таблице, он сможет выполнять те же действия без помощи пальца. Многократные повторения помогут ему запомнить расположения цифр. В итоге ребенок научится представлять таблицу в уме и складывать числа с помощью нее.

Данный метод особенно полезен для тех детей, у кого хорошо развита зрительная память. В дальнейшем этой таблицей можно пользоваться для изучения умножения.

4. Методика Марии Монтессори

Этот метод основывается на том, что ребенка обучают счету через красочный наглядный материал. Он напоминает математическую игру: для счета можно использовать монетки, разноцветные камни, ракушки, бусины. К примеру, можно «разложить» 5 рублей на более мелкие монеты (в 2 и 1 рубль) или рассортировать камушки по цвету.

Преимущество этой методики в том, что в ней задействованы осязательные ощущения. Они позволяют ребенку быстрее освоить решение простых математических задач.

Учим ребенка считать в уме

5. Методика Домана

В этой методике для обучения устному счету используют карточки, на которых нарисованы яркие красные кружки. На каждой карточке – разное количество таких кружков.

На начальном этапе обучения родитель должен регулярно показывать эти карточки ребенку и считать кружки вместе с ним. Затем с их помощью ребенок наглядным способом осваивает сложение и вычитание. С объяснениями взрослых дети усвоят, что вместо кружков можно подставить другие предметы, чтобы посчитать их количество.

6. Методика Полякова

Для обучения используют разноцветные кубики и коробку. Их показывают малышу и просят представить, что коробка – это домик, а кубики – гости или жильцы. Сложение и вычитание демонстрируют через игру: «К двум жильцам пришли три гостя» (кубики кладут в коробку), «Два гостя ушли» (кубики убирают).

Согласно этой методике, вначале ребенка до 5 лет учат считать в пределах 10, а затем продолжают те же действия с двузначными числами.

7. Ментальная арифметика

Этой необычной методикой обучения пользуются, чтобы ребенок овладел навыком устного счета больших чисел.

В методике два этапа. На первом этапе ребенка учат использовать абакус – особый вид счет. Он состоит из косточек, которые нанизаны на спицы. Косточками можно отсчитывать на спицах числа от 1 до 9. Когда ребенок задействует несколько спиц, он может набирать большие числа, быстро складывать и вычитать их.

На втором этапе ребенок учится производить те же вычисления в уме, без использования абакуса. Он тренируется на устных заданиях и упражнениях.

Ментальная арифметика может пригодиться в дальнейшем при решении математических задач. Но работа с ней требует огромного терпения и внимательности. Поэтому дошкольнику довольно трудно освоить навыки устного счета через этот способ.

Учим ребенка считать в уме

Как не надо учить ребенка считать: устаревшие методы обучения

Некоторые методы обучения часто применялись в прошлом, но сегодня они признаны неэффективными.

Счет на пальцах. Этот способ кажется удобным при счете в пределах 5–10: «У тебя 5 пальцев на руке, загни 3, сколько получилось? Вот столько и птичек в задаче». Но его можно применять только на начальном этапе обучения. Если ребенок долгое время будет загибать по пальчику, то он привыкнет использовать при счете пальцы и в будущем не сможет обходиться без подручного материала. У малыша также появятся значительные трудности в том, чтобы выйти за пределы десяти при счете.

По линейке. Такой метод напоминает счет на пальцах: «Чтобы сложить 2 и 3, находим на линеечке цифру 2 и отсчитываем вправо 1 сантиметр 3 раза». При этом память и мышление ребенка не развиваются, и он привыкает полагаться на линейку.

Сложение по единице. Иногда взрослые советуют ребенку не прибавлять целое число, а раскладывать его на единицы. Так, 4 + 4 = 4 + 1 + 1 + 1 + 1. Этот способ занимает много времени и тоже тормозит развитие мышления. Поэтому он не подходит для приобретения математических знаний и освоения устного счета.

Учим ребенка считать в уме

Веселая математика: как научить ребенка быстро считать в уме с помощью игр и упражнений

Как можно правильно научить ребенка считать устно в дошкольном возрасте? Не забывайте, что малыши учатся через игру. Чтобы развивать навыки устного счета и математическое мышление, советуем использовать игры и занимательные упражнения.

1. «Сосчитай-ка»

На прогулке или по пути домой из детского сада можно попросить малыша посчитать определенные предметы: все дома, все машины белого цвета и т. п. Поднимаясь по невысокой лестнице, полезно считать каждую ступеньку с ребенком.

2. «В магазине»

Материалы для этой игры можно приобрести или создать самостоятельно из доступных средств. Для этого потребуются условные «товары» (к примеру, фрукты из пластика) и «деньги» (листики или кружочки из бумаги). Ребенок может брать роль как покупателя, так и продавца. Ему нужно посчитать деньги за игрушку или сдачу.

3. «Нарисуй-ка»

Эта игра особенно понравится детям, которые любят рисовать карандашами или фломастерами. Попросите ребенка нарисовать заданное количество объектов: 2 птицы, 5 рыбок и т.д.

4. «Хлопни в ладоши»

Это игровое упражнение подходит для детей раннего возраста, которые только знакомятся с цифрами. Объясните малышу правила игры: вы называете сочетания слов («пять собачек», «шесть матрешек»), а он должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданную вами цифру.

5. «Дом с жильцами»

Принцип этой игры схож с методикой Полякова, описанной выше. Она позволяет освоить сложение и вычитание. В ней понадобятся карточки с цифрами, кубики и коробка.

Положите в коробку кубик и спросите, сколько сейчас жильцов в домике. Ребенок должен назвать цифру 1 и показать карточку с ней. Потом положите еще 1 кубик и задайте вопрос, сколько теперь жильцов. Дошкольник должен поменять карточку на 2. Затем продолжайте игру с другими числами.

6. «Угадай на ощупь»

В этой игре нужны фигурки цифр, которые ребенок может потрогать. Их можно вырезать из плотной бумаги или картона. Закройте или завяжите дошкольнику глаза, и он должен будет на ощупь определить цифру. В более сложном варианте игры ребенку нужно опознать две цифры и сложить их в уме.

7. «Нарисуй на спине»

Начертите пальцем на спине ребенка цифру, а он должен ее опознать. Потом поменяйтесь местами. В процессе этой игры дети лучше запоминают цифры. Чтобы усложнить игру, вы можете написать пример (наподобие «3 + 5»), а от ребенка потребуется решить его и сказать вам ответ.

8. «Цифра потерялась»

Для игры нужны вырезанные из бумаги цифры либо карточки с ними. Разложите на столе перед дошкольником цифры от 1 до 9. Пусть малыш закроет глаза, а вы в это время уберете одну из цифр. Цель ребенка – посмотреть и назвать недостающую цифру. Эта игра тренирует память и внимание.

9. «Назови соседей»

Скажите ребенку число, а он должен назвать его «соседей», то есть числа на один больше и на один меньше. К примеру, «соседи» числа 7 – это 6 и 8.

Учим ребенка считать в уме

Как легко научить ребенка считать в уме: рекомендации для взрослых по развитию простых математических навыков

Вот общие советы о том, как научить ребенка счету:

1. Проводите занятия регулярно, но недолго, чтобы ребенок не утомлялся. Каждый из «уроков математики» должен длиться 5–15 минут в зависимости от его возраста и способности сосредотачивать внимание.

2. Чередуйте математические упражнения с физической активностью.

3. Учить сложению и в целом заниматься математикой с дошкольником лучше в игровой форме.

4. Для начала опирайтесь на наглядные предметы, а затем учите ребенка обходиться без них.

5. Повторяйте пройденные цифры и закрепляйте усвоенные навыки, прежде чем переходить к следующей стадии обучения.

6. Материал «уроков» должен соответствовать уровню ребенка. Не заставляйте дошкольника решать примеры с цифрами больше 20. Не стоит также перегружать ребенка обилием сложных заданий.

7. Если ребенок хорошо справляется, постепенно повышайте сложность заданий. При этом они должны соответствовать возрасту малыша.

8. Помните, что есть различные способы научить считать в уме. Рассмотрите методики обучения и выберите ту, которая подходит именно вашему сыну или дочери.

9. Хвалите и поощряйте ребенка за все его достижения. Если он расстраивается, когда что-то не получается, подбодрите его: «Ты обязательно научишься считать!».

10. Проявите терпение и не ругайте малыша за ошибки. Иначе он будет сомневаться в своих математических способностях и думать: «Я учу математику напрасно». Устный счет – сложный для ребенка мыслительный процесс, но со временем он обязательно освоит его.

Каждый родитель малыша способен помочь ему овладеть устным счетом. А при систематическом подходе и регулярных занятиях этот навык будет доведен до автоматизма.