Упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников

Статьи. 22 января 2025 г. · 4 мин. чтения

Фонематический слух – это умение различать разные звуки речи. Этот навык важен для дошкольника, потому что он закладывает основы для его речевого развития и общения с окружающими.

Зачем развивать фонематический слух в дошкольном возрасте? От фонематического слуха во многом зависит успешность обучения ребенка в детском саду, а затем в школе. Он нужен для того, чтобы отличать друг от друга похожие по звучанию слова (например, «год» и «кот», «том» и «дом») и правильно повторять их, осваивать чтение и письменную речь. При освоении любого иностранного языка развитый фонематический слух тоже необходим.

Мы разберем, как развивать фонематический слух у ребенка 4–7 лет.

Методы и подходы к развитию фонематического слуха

Задания для развития фонематического слуха

Упражнения и задания для дошкольников на развитие фонематического слуха формируют следующие навыки:

– узнавать в словах заданный звук;

– выделять первый звук в слове голосом;

– подбирать слова на определенный звук;

– опознавать первый и последний звуки в слове;

– произносить слова по звукам (сначала короткие, затем – все длиннее);

– ставить звук на правильное место в слове.

Для этого можно заниматься с ребенком простыми упражнениями:

1. Называть слова на одинаковый звук, чтобы ребенок определил его и произнес («сыр», «санки», «солнце», «сок»).

2. Называть слова, которые заканчиваются на один и тот же звук, а ребенок должен его определить («кот», «самолет», «брат», «пакет»).

3. Называть похожие слова, которые отличаются одним звуком. В этом случае малышу нужно опознать и произнести различающиеся звуки («день – лень», «мак – рак», «дочка – точка» и др.).

Игры для развития фонематического слуха

Занятия по формированию фонематического слуха нужно проводить в игровой форме. Тогда они будут не утруждать детей, а вызывать у них интерес и способствовать концентрации внимания.

Организовывать эти несложные игры могут как педагог или логопед, так и родители. В играх участвуют взрослый и ребенок или несколько детей, в том числе в образовательном учреждении. Они тренируют не только фонематический слух, но и внимание, память и мышление. Главное – проводить их регулярно, и тогда уже через месяц будут видны результаты.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Развиваем фонематический слух: примеры упражнений для дошкольников

Упражнения для детей 4–5 лет

🔸 «Громкоговоритель». Взрослый говорит слова или отдельные звуки, а ребенок должен их повторить более громко, можно неоднократно. Потом они меняются местами: ребенок говорит слово, а взрослый повторяет. То же упражнение можно проводить с двумя детьми.

🔸 «Собираем слово». Взрослый произносит слово по звукам, например, «к», «о», «ш», «к», «а». Задача ребенка – назвать слово целиком. Для этого упражнения нужно подбирать короткие слова из 1–2 слогов, в которых все звуки произносятся так же, как пишутся, иначе ребенку будет тяжело правильно назвать буквы. (Например, «корова» не подойдет, потому что в безударной позиции в первом слоге слышится «а» вместо «о».)

🔸 «Договариваем слог». Взрослый произносит короткое предложение, не договаривая последний слог, а ребенок должен подставить его по смыслу: «Птички сидят на вет... (ке)», «По небу летит само... (лет)», «На дворе растет тра... (ва)», «В теплице растет красный поми... (дор)» и т. п.

Задания на развитие фонематического слуха для детей 6–7 лет

🔸 «Ловим звук». Взрослый говорит, какой звук нужно будет «ловить», а потом медленно и отчетливо произносит разные звуки. Когда ребенок слышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Особое внимание стоит уделять похожим звукам. Если надо распознать «с», взрослому нужно чаще произносить другие свистящие: «з» и «ц». Например, так: «т», «с», «к», «с», «з», «ц», «с», «п», «с», «ц», «с» и т. д.

В другом варианте упражнения можно произносить не отдельные звуки, а целые слова. Если в слове есть нужный звук, ребенок делает хлопок. Например, если задан звук «ж», то взрослый может говорить слова «жук», «жара», «живот», «жаба», «абажур», «животное», «желток» и т. д., чередуя их со словами без этого звука, такими как «шар», «дар», «шум» и прочими. Произносить все слова нужно громко и четко, при необходимости растягивая звуки.

🔸 «Похлопаем-потопаем». Это более сложная вариация предыдущего упражнения. Взрослый задает два разных звука. Когда он произносит первый звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а на втором звуке – топнуть ногой. Их нужно чередовать с другими звуками.

🔸 «Ловим слог». Принцип схожий: заранее оговаривается слог, который ребенок должен «поймать» хлопком. Взрослый также вставляет похожие по звучанию слоги. К примеру, если задан слог «ши», он часто произносит «щи», «чи» и т. п. Желательно, чтобы слог был в начале слова, тогда ребенку будет легче его распознать.

🔸 «Ловим слово». Это упражнение выполняется по тому же принципу: среди созвучных слов дошкольник должен опознать нужное. Например, если задано слово «коза», то педагог или родитель может произнести такую последовательность: «коса» – «коза» – «кора» – «карась» – «коза» и т. д. Рекомендуется заранее написать эти слова, но не показывать их ребенку.

🔸 «Вспомни слова». Правила простые: ребенку нужно вспомнить и назвать как можно больше слов на заданный звук. Например, на звук «а» – арбуз, аист, альбом, акварель, Африка и т. д. Если дошкольник пока затрудняется, можно подсказать ему («Какая птица есть на букву «а?»). Сначала стоит упражняться таким образом с простыми и часто встречающимися звуками, затем – с более редкими, в особенности шипящими («ш», «ж», «щ», «ч») и свистящими («с», «з», «ц»).

🔸 «Ловим лишний слог». Взрослый в медленном темпе произносит цепочки из слогов, например, «та – та – та – са – та», «ши – ши – щи – ши – ши». Ребенку нужно топнуть ногой, когда он слышит слог, отличающийся от остальных (в данном случае эти слоги – «са» и «жи»).

Упражнения на развитие фонематического слуха

Игровые методики для развития фонематического слуха

🔸 «Назови звук». Эта игра тренирует умение ребенка выделять один и тот же звук в разных словах. Взрослый должен назвать 3–4 слова, в которых встречается определенный звук, а от ребенка требуется опознать и назвать его. Пример: «кот», «кубик», «домик», «ковер» – звук «к». Если в игре участвуют несколько детей, то можно спрашивать их по очереди и подсчитывать правильные ответы, чтобы определить победителя.

🔸 «Найди звук». В этой игре нужны карточки с различными изображениями, допустим, с овощами или фруктами. Взрослый произносит звук, а ребенок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает ее. Например, услышав звук «б», малыш переворачивает карточку с бананом. Затем играющие меняются местами. Игра продолжается, пока игроки не перевернут все картинки. Тот, кто перевернул больше карточек, становится победителем.

🔸 «Ищем парочки». Это игра для детей, которые уже знают буквы. В ней понадобятся два вида карточек: с буквами и с картинками. Ребенок должен взять наугад букву и найти картинку с предметом, название которого с нее начинается. После этого игрок забирает ее себе. Побеждает тот, у кого к концу игры окажется больше картинок. Если у ребенка хорошо получается, в следующий раз можно усложнить задачу: попросить искать предмет, в названии которого этот звук стоит не в начале, а в конце или в середине.

🔸 «Испорченный телефон». Эта известная игра подходит для компании от четырех детей и более. Один участник загадывает любое слово и невнятно говорит его на ухо тому, кто сидит рядом. Тот пытается понять слово и передает его соседу, и так по цепочке. Последний игрок громко произносит слово так, как он его понял. После этого сравниваются задуманное слово и конечный результат и разбирается, что изменилось, что неверно услышали.

🔸 «Вставай на звук». Каждому ребенку ведущий (взрослый) присваивает звук. Затем ведущий называет разные звуки. Каждый из детей должен встать, когда слышит свой звук. Можно провести аналогичную игру, называя не звуки, а слова, с которых они начинаются.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Роль фонематического слуха в других областях развития

Связь с речевым развитием и чтением

Фонематический слух необходим для развития речи детей и обучения грамоте. Он позволяет ребенку различать парные по глухости-звонкости согласные, не путать созвучные слова, правильно употреблять формы слова в письменной речи.

Если фонематическое восприятие у дошкольника нарушено, то у него образовывается задержка речевого развития. Он неправильно воспринимает звучание слов, переставляет звуки и целые слоги местами или не проговаривает их совсем. Взрослые и ровесники с трудом понимают его, в результате чего ребенок не может полноценно выражать свои мысли.

Ребенок с фонематическими нарушениями также допускает множество серьезных ошибок при письме («хвст» вместо «хвост», «стака» вместо «стакан» и т. д.). Поэтому важно вовремя заниматься развитием фонематического слуха у детей.

Как развивать фонематический слух через музыку и рифмовки

Занимательные двустишия помогут развить фонематический слух через игру. От дошкольника 6–7 лет требуется дополнить в них последнее слово по смыслу, чтобы получилась рифма. Примеры таких рифмовок:

От кота бежала мышка,
На сосне висела... (шишка).

Мышь несет мышатам сыр,
В этом сыре много... (дыр).

Обувь ставим мы на пол,
Свежий хлеб кладем на... (стол).

В цирке выступали пони,
А еще – большие... (кони).

Идут на завтрак Ваня и Маша,
У них в тарелках горячая... (каша).

В соседнем доме живет мальчик Глеб,
Он пошел в магазин, чтоб купить там... (хлеб).

На нашей грядке вырос лук,
А над ним летает... (жук).

Не едет машина,
Порвалась на ней... (шина).

В лесу растут большие елки,
На них зеленые... (иголки).

Морковку любит есть зайчишка,
А медом лакомится... (мишка).

Едет Емеля на печке,
Щуку поймал он в... (речке).

Упражнения на развитие фонематического слуха

Для дошкольников пригодится также музыкальное упражнение «Угадай инструмент». Взрослый показывает малышу детские музыкальные игрушки: трубу, барабан, свисток и т. д. Ребенок должен послушать и запомнить звуки, которые они издают. После этого он отворачивается и пытается угадать, на каком из этих инструментов взрослый сейчас играет. Эта игра также обогащает словарный запас дошкольника, поскольку ему необходимо запомнить названия музыкальных инструментов.

Мы разобрали, как развить фонематический слух у ребенка. Развитие фонематического слуха – это последовательный процесс, который требует времени. Применяя упражнения в повседневной жизни, помните о постепенном усложнении заданий и индивидуальных особенностях ребенка. Необязательно превращать занятия в урок. Напротив, используйте игровую форму, которая поможет заинтересовать и увлечь детей.

Проводите занятия регулярно и задействуйте различные методы и упражнения, чтобы они не были однообразными и скучными. Следите за тем, чтобы ребенок не слишком уставал. Если спустя несколько месяцев у малыша все еще наблюдаются серьезные трудности, обратитесь к логопеду или дефектологу для коррекции.

Занятия по развитию фонематического слуха – залог успешного обучения ребенка!