Упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников
Статьи. 22 января 2025 г. · 4 мин. чтения
Фонематический слух – это умение различать разные звуки речи. Этот навык важен для дошкольника, потому что он закладывает основы для его речевого развития и общения с окружающими.
Зачем развивать фонематический слух в дошкольном возрасте? От фонематического слуха во многом зависит успешность обучения ребенка в детском саду, а затем в школе. Он нужен для того, чтобы отличать друг от друга похожие по звучанию слова (например, «год» и «кот», «том» и «дом») и правильно повторять их, осваивать чтение и письменную речь. При освоении любого иностранного языка развитый фонематический слух тоже необходим.
Мы разберем, как развивать фонематический слух у ребенка 4–7 лет.
Методы и подходы к развитию фонематического слуха
Задания для развития фонематического слуха
Упражнения и задания для дошкольников на развитие фонематического слуха формируют следующие навыки:
– узнавать в словах заданный звук;
– выделять первый звук в слове голосом;
– подбирать слова на определенный звук;
– опознавать первый и последний звуки в слове;
– произносить слова по звукам (сначала короткие, затем – все длиннее);
– ставить звук на правильное место в слове.
Для этого можно заниматься с ребенком простыми упражнениями:
1. Называть слова на одинаковый звук, чтобы ребенок определил его и произнес («сыр», «санки», «солнце», «сок»).
2. Называть слова, которые заканчиваются на один и тот же звук, а ребенок должен его определить («кот», «самолет», «брат», «пакет»).
3. Называть похожие слова, которые отличаются одним звуком. В этом случае малышу нужно опознать и произнести различающиеся звуки («день – лень», «мак – рак», «дочка – точка» и др.).
Игры для развития фонематического слуха
Занятия по формированию фонематического слуха нужно проводить в игровой форме. Тогда они будут не утруждать детей, а вызывать у них интерес и способствовать концентрации внимания.
Организовывать эти несложные игры могут как педагог или логопед, так и родители. В играх участвуют взрослый и ребенок или несколько детей, в том числе в образовательном учреждении. Они тренируют не только фонематический слух, но и внимание, память и мышление. Главное – проводить их регулярно, и тогда уже через месяц будут видны результаты.
Развиваем фонематический слух: примеры упражнений для дошкольников
Упражнения для детей 4–5 лет
🔸 «Громкоговоритель». Взрослый говорит слова или отдельные звуки, а ребенок должен их повторить более громко, можно неоднократно. Потом они меняются местами: ребенок говорит слово, а взрослый повторяет. То же упражнение можно проводить с двумя детьми.
🔸 «Собираем слово». Взрослый произносит слово по звукам, например, «к», «о», «ш», «к», «а». Задача ребенка – назвать слово целиком. Для этого упражнения нужно подбирать короткие слова из 1–2 слогов, в которых все звуки произносятся так же, как пишутся, иначе ребенку будет тяжело правильно назвать буквы. (Например, «корова» не подойдет, потому что в безударной позиции в первом слоге слышится «а» вместо «о».)
🔸 «Договариваем слог». Взрослый произносит короткое предложение, не договаривая последний слог, а ребенок должен подставить его по смыслу: «Птички сидят на вет... (ке)», «По небу летит само... (лет)», «На дворе растет тра... (ва)», «В теплице растет красный поми... (дор)» и т. п.
Задания на развитие фонематического слуха для детей 6–7 лет
🔸 «Ловим звук». Взрослый говорит, какой звук нужно будет «ловить», а потом медленно и отчетливо произносит разные звуки. Когда ребенок слышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Особое внимание стоит уделять похожим звукам. Если надо распознать «с», взрослому нужно чаще произносить другие свистящие: «з» и «ц». Например, так: «т», «с», «к», «с», «з», «ц», «с», «п», «с», «ц», «с» и т. д.
В другом варианте упражнения можно произносить не отдельные звуки, а целые слова. Если в слове есть нужный звук, ребенок делает хлопок. Например, если задан звук «ж», то взрослый может говорить слова «жук», «жара», «живот», «жаба», «абажур», «животное», «желток» и т. д., чередуя их со словами без этого звука, такими как «шар», «дар», «шум» и прочими. Произносить все слова нужно громко и четко, при необходимости растягивая звуки.
🔸 «Похлопаем-потопаем». Это более сложная вариация предыдущего упражнения. Взрослый задает два разных звука. Когда он произносит первый звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а на втором звуке – топнуть ногой. Их нужно чередовать с другими звуками.
🔸 «Ловим слог». Принцип схожий: заранее оговаривается слог, который ребенок должен «поймать» хлопком. Взрослый также вставляет похожие по звучанию слоги. К примеру, если задан слог «ши», он часто произносит «щи», «чи» и т. п. Желательно, чтобы слог был в начале слова, тогда ребенку будет легче его распознать.
🔸 «Ловим слово». Это упражнение выполняется по тому же принципу: среди созвучных слов дошкольник должен опознать нужное. Например, если задано слово «коза», то педагог или родитель может произнести такую последовательность: «коса» – «коза» – «кора» – «карась» – «коза» и т. д. Рекомендуется заранее написать эти слова, но не показывать их ребенку.
🔸 «Вспомни слова». Правила простые: ребенку нужно вспомнить и назвать как можно больше слов на заданный звук. Например, на звук «а» – арбуз, аист, альбом, акварель, Африка и т. д. Если дошкольник пока затрудняется, можно подсказать ему («Какая птица есть на букву «а?»). Сначала стоит упражняться таким образом с простыми и часто встречающимися звуками, затем – с более редкими, в особенности шипящими («ш», «ж», «щ», «ч») и свистящими («с», «з», «ц»).
🔸 «Ловим лишний слог». Взрослый в медленном темпе произносит цепочки из слогов, например, «та – та – та – са – та», «ши – ши – щи – ши – ши». Ребенку нужно топнуть ногой, когда он слышит слог, отличающийся от остальных (в данном случае эти слоги – «са» и «жи»).
Игровые методики для развития фонематического слуха
🔸 «Назови звук». Эта игра тренирует умение ребенка выделять один и тот же звук в разных словах. Взрослый должен назвать 3–4 слова, в которых встречается определенный звук, а от ребенка требуется опознать и назвать его. Пример: «кот», «кубик», «домик», «ковер» – звук «к». Если в игре участвуют несколько детей, то можно спрашивать их по очереди и подсчитывать правильные ответы, чтобы определить победителя.
🔸 «Найди звук». В этой игре нужны карточки с различными изображениями, допустим, с овощами или фруктами. Взрослый произносит звук, а ребенок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает ее. Например, услышав звук «б», малыш переворачивает карточку с бананом. Затем играющие меняются местами. Игра продолжается, пока игроки не перевернут все картинки. Тот, кто перевернул больше карточек, становится победителем.
🔸 «Ищем парочки». Это игра для детей, которые уже знают буквы. В ней понадобятся два вида карточек: с буквами и с картинками. Ребенок должен взять наугад букву и найти картинку с предметом, название которого с нее начинается. После этого игрок забирает ее себе. Побеждает тот, у кого к концу игры окажется больше картинок. Если у ребенка хорошо получается, в следующий раз можно усложнить задачу: попросить искать предмет, в названии которого этот звук стоит не в начале, а в конце или в середине.
🔸 «Испорченный телефон». Эта известная игра подходит для компании от четырех детей и более. Один участник загадывает любое слово и невнятно говорит его на ухо тому, кто сидит рядом. Тот пытается понять слово и передает его соседу, и так по цепочке. Последний игрок громко произносит слово так, как он его понял. После этого сравниваются задуманное слово и конечный результат и разбирается, что изменилось, что неверно услышали.
🔸 «Вставай на звук». Каждому ребенку ведущий (взрослый) присваивает звук. Затем ведущий называет разные звуки. Каждый из детей должен встать, когда слышит свой звук. Можно провести аналогичную игру, называя не звуки, а слова, с которых они начинаются.
Роль фонематического слуха в других областях развития
Связь с речевым развитием и чтением
Фонематический слух необходим для развития речи детей и обучения грамоте. Он позволяет ребенку различать парные по глухости-звонкости согласные, не путать созвучные слова, правильно употреблять формы слова в письменной речи.
Если фонематическое восприятие у дошкольника нарушено, то у него образовывается задержка речевого развития. Он неправильно воспринимает звучание слов, переставляет звуки и целые слоги местами или не проговаривает их совсем. Взрослые и ровесники с трудом понимают его, в результате чего ребенок не может полноценно выражать свои мысли.
Ребенок с фонематическими нарушениями также допускает множество серьезных ошибок при письме («хвст» вместо «хвост», «стака» вместо «стакан» и т. д.). Поэтому важно вовремя заниматься развитием фонематического слуха у детей.
Как развивать фонематический слух через музыку и рифмовки
Занимательные двустишия помогут развить фонематический слух через игру. От дошкольника 6–7 лет требуется дополнить в них последнее слово по смыслу, чтобы получилась рифма. Примеры таких рифмовок:
От кота бежала мышка,
На сосне висела... (шишка).
Мышь несет мышатам сыр,
В этом сыре много... (дыр).
Обувь ставим мы на пол,
Свежий хлеб кладем на... (стол).
В цирке выступали пони,
А еще – большие... (кони).
Идут на завтрак Ваня и Маша,
У них в тарелках горячая... (каша).
В соседнем доме живет мальчик Глеб,
Он пошел в магазин, чтоб купить там... (хлеб).
На нашей грядке вырос лук,
А над ним летает... (жук).
Не едет машина,
Порвалась на ней... (шина).
В лесу растут большие елки,
На них зеленые... (иголки).
Морковку любит есть зайчишка,
А медом лакомится... (мишка).
Едет Емеля на печке,
Щуку поймал он в... (речке).
Для дошкольников пригодится также музыкальное упражнение «Угадай инструмент». Взрослый показывает малышу детские музыкальные игрушки: трубу, барабан, свисток и т. д. Ребенок должен послушать и запомнить звуки, которые они издают. После этого он отворачивается и пытается угадать, на каком из этих инструментов взрослый сейчас играет. Эта игра также обогащает словарный запас дошкольника, поскольку ему необходимо запомнить названия музыкальных инструментов.
Мы разобрали, как развить фонематический слух у ребенка. Развитие фонематического слуха – это последовательный процесс, который требует времени. Применяя упражнения в повседневной жизни, помните о постепенном усложнении заданий и индивидуальных особенностях ребенка. Необязательно превращать занятия в урок. Напротив, используйте игровую форму, которая поможет заинтересовать и увлечь детей.
Проводите занятия регулярно и задействуйте различные методы и упражнения, чтобы они не были однообразными и скучными. Следите за тем, чтобы ребенок не слишком уставал. Если спустя несколько месяцев у малыша все еще наблюдаются серьезные трудности, обратитесь к логопеду или дефектологу для коррекции.
Занятия по развитию фонематического слуха – залог успешного обучения ребенка!