Веселые задачи для детей 5-6 лет по математике: развиваем логику и мышление через игры

Статьи. 21 января 2025 г. · 4 мин. чтения

В дошкольном возрасте детям важно решать математические задачи. Они позволяют развить навык счета, внимание и другие способности.

Математические задачи развивают мышление, ведь для их решения необходимо производить в уме операции сложения и вычитания. Их малышу необходимо освоить для дальнейшего обучения в школе. Логика тоже вырабатывается при решении математических задач, поскольку они заставляют ребенка рассуждать и сопоставлять предметы.

Разберем веселые задания по математике для дошкольников и первоклассников, которые пригодятся родителям, воспитателям и учителям.

Типы задач для дошкольников

Задачи для детей 5–7 лет по математике бывают разных типов.

Простые задачи в пределах 5–10 для дошкольников

Эти несложные задания учат дошкольника складывать и вычитать числа в пределах 10. Ребенок может решать их в уме или письменно. Лучше, чтобы он рассуждал вслух, так ребенку будет проще. Пример задания: «На дереве сидело 5 воробьев, потом прилетел еще 1 воробей. Сколько воробьев стало на дереве?».

Задачи на нахождение числа по описанию

Задания такого типа помогают ребенку запоминать, как пишутся цифры. Взрослый загадывает цифру и описывает ее (например, «эта цифра похожа на букву “з”», «эта цифра состоит из двух кружков»), а ребенок отгадывает и называет. Для таких задач лучше использовать карточки или картинки с цифрами, поскольку малышу может быть трудно представить их мысленно.

Задачи в стихах и их роль в обучении

Существует много арифметических задач в стихотворной форме. Они интересны детям и делают процесс обучения математике веселым и увлекательным. Пример задачи:

Три красные розы у нас есть в саду.
А если еще там две розы найду,
То сколько роз будет в саду?

Веселые задачи для детей

Как научить ребенка решать задачи?

Пошаговый подход к обучению через игры

Чтобы ребенок быстро и правильно решал математические задачи, он должен понимать, что требуется для их решения. Даже если задача кажется для взрослого совсем не сложной, малышу нужно над ней подумать.

Решение задачи проходит в несколько этапов:

1. Ребенок внимательно слушает условие задачи и вопрос и запоминает их (если он уже умеет читать, то может прочесть его вслух).

2. Ребенок обдумывает задачу, выделяет в ней известное и неизвестное.

3. Ребенок думает, какие действия и с какими числами необходимо выполнить, чтобы найти неизвестное. Здесь важна наглядность и опора на конкретные предметы. Например, ребенок может отсчитать и положить на стол 6 ягодок, а затем добавить еще 1 ягоду. Тогда ему легче ответить на вопрос взрослого: «Сколько всего стало ягод?» и объяснить, почему их стало 7, показывая на предметах.

4. Ребенок озвучивает ход своих мыслей взрослому.

5. Ребенок получает ответ и тоже озвучивает его.

6. Взрослый подтверждает, что ответ правильный, или подсказывает верное решение.

Если малыш хорошо решает задачи, то он может сразу сказать ответ, а уже потом объяснить, если это необходимо. Но часто ребенку нужно рассуждать вслух.

У каждой задачи есть условие, вопрос, решение и ответ. Ребенку важно уметь выделять эти составляющие. Иначе он не будет понимать, что от него требуется.

Чтобы научить ребенка анализировать задачи, можно использовать следующие игровые методы:

1) Взрослый говорит условие задачи, а цель ребенка – придумать и сформулировать вопрос. При этом нужно стремиться к точности вопроса. Например, вы говорите: «В клетке сидят 6 красных попугаев и 3 желтых попугая. Что же нам нужно узнать?». Ответ должен быть таким: «Сколько всего попугаев?». Вариант: «Сколько всего попугаев сидит в клетке?» будет еще лучше, поскольку он более точно отражает условие.

Если ребенку сложно придумать вопрос, следует подсказать ему («Это условие задачи. Что нам из него известно?»), написать условие в виде примера (6+3) или самим предложить подходящий вариант. После этого нужно решить получившуюся задачу.

2) Взрослый предлагает ребенку совершить определенные действия и на их основе составить задачу. К примеру, попросите малыша поставить на стол 4 кружки, а потом уберите одну. Затем предложите описать все эти действия: «Я поставил на стол 4 кружки, а мама убрала 1». Вы спрашиваете: «Что же нам надо узнать?» или «Что неизвестно?». Ребенок должен составить вопрос и решить задачу.

Использование игровых методов и предметных задач

Как использовать задачи для детей 5–7 лет по математике? Вот несколько правил:

Задачи должны быть понятными ребенку. Нужно, чтобы объекты из условия задачи были ему знакомы.

Для наглядности применяйте картинки, карточки и реальные предметы.

Загадывайте задачи в повседневной жизни и во время игры. К примеру, можно дать малышу три машинки, а потом убрать одну и спросить, сколько осталось. Или посчитать, например, сколько котлет вы вместе съели за обедом.

Веселые задачи для детей

Примеры веселых задач для дошкольников по математике

Простые задачи для детей 5–6 лет

Веселые задания по математике для дошкольников не должны быть слишком сложными. Обычно они направлены на счет в пределах 10 и требуют одного действия: сложения или вычитания.

Примеры задач:

🔸 Чтобы приготовить салат к празднику, взяли 2 помидора и 4 огурца. Сколько всего овощей взяли для салата?

🔸 На ветке сидели 2 жар-птицы. Прилетели еще 3 жар-птицы и сели к ним. Сколько птиц стало на ветке?

🔸 Улитки устроили соревнование и стали ползать наперегонки. 3 улитки уже доползли до финиша, 7 улиток еще ползут. Сколько всего улиток приняло участие в соревновании?

🔸 Винни-Пух сочинял стихи. Вчера он сочинил 3 стиха, а сегодня – еще столько же стихов. Сколько всего стихов сочинил Винни-Пух?

🔸 В зоомагазине продавалось 5 рыбок. Из них 3 – золотые рыбки, остальные – сомики. Сколько сомиков продавалось в магазине?

🔸 Колобок катился по дороге и встретил зайца, медведя, волка и лису. Сколько зверей встретил Колобок?

🔸 У Золушки было 2 сестры, а у русалочки – 7 сестер. Сколько сестер было у обеих принцесс вместе?

🔸 Белоснежка приготовила обед для семи гномов. Один гномик уже пообедал, остальные – еще нет. Сколько гномов все еще обедают?

🔸 Дед Мороз сегодня принес подарки 5 девочкам и 5 мальчикам. Сколько детей получили сегодня подарки от Деда Мороза?

🔸 Пьеро подарил Мальвине букет цветов. В букете 5 тюльпанов и 4 незабудки. Сколько цветов в букете?

🔸 Рыбак поймал 3 карася, одного карася он пожалел и отпустил. Сколько карасей осталось у рыбака?

Веселые задачи для детей

🔸 У Василисы Премудрой было 3 зеркала. Из них одно зеркало было волшебное, а остальные – обычные. Сколько обычных зеркал было у Василисы Премудрой?

🔸 В очереди в музей стояли 8 человек. 5 человек уже зашли в музей, а остальные пока стоят в очереди. Сколько человек еще ждут в очереди?

🔸 У Буратино было 6 монет. 4 монеты он потратил, когда покупал конфеты для папы Карло. Сколько монет осталось у Буратино?

🔸 В такси ехало 4 человека. Из них один – водитель, остальные – пассажиры. Сколько пассажиров ехало в такси?

🔸 На гоночной трассе ехали 4 машины. Из них 2 машины были красные, а другие – белые. Сколько белых машин ехало на гоночной трассе?

🔸 В группе детского сада 9 детей. Из них пятеро – мальчики. Сколько в группе девочек?

🔸 В цирке несколько львов. Завтра на представлении выступают 3 льва, а послезавтра – 2 других льва. Сколько всего львов в цирке?

🔸 Ребята смастерили кормушку для птиц. Сегодня прилетел 1 снегирь и 4 синицы, чтобы поклевать зернышки в кормушке. Сколько всего птиц сегодня прилетело?

🔸 На прошлой неделе было 3 солнечных дня, а остальные дни были дождливыми. Сколько дождливых дней было на прошлой неделе?

🔸 В зоопарке 4 белых медведя и 5 бурых. Сколько всего медведей в зоопарке?

🔸 Собрали урожай абрикосов. С одного дерева сняли 6 абрикосов, с другого – 2 абрикоса. Сколько абрикосов собрали с обоих деревьев вместе?

🔸 На одной скамейке в парке сидело 3 человека, а на скамейке напротив нее – 2 человека. Сколько людей сидело на скамейках?

🔸 В автобусе было 7 свободных мест. На остановке вошли 2 человека и сели на свободные места. Сколько свободных мест осталось в автобусе?

🔸 В магазине было 8 платьев в горошек. Пришла покупательница и купила одно платье. Сколько платьев в горошек осталось? А еще у этой покупательницы уже есть 2 платья, которые ей малы. Сколько теперь у нее платьев?

🔸 Незнайка и Знайка решили посчитать, сколько книг они прочитали за год. Оказалось, что Знайка за год прочитал 8 книг, а Незнайка – одну. Сколько книг прочитали они вместе?

Веселые задачи для детей

Веселые математические задачки для детей 6–7 лет

Предлагаем задачи в стихах для дошкольников и первоклассников.

Примеры задач:

По траве шагает Маша,
А за ней идет Наташа,
А за ней бежит Сережа,
Вместе с ним идет Алеша.
После них идет Матвей.
Скажешь, сколько всех детей?
(5 детей)

На дворе сейчас январь.
За окном зажгли фонарь,
И еще 2 фонаря
С ним на улице горят.
Посчитай-ка ты скорей,
Сколько горит фонарей?
(3 фонаря)

Таня в лес гулять пошла,
Там грибы она нашла.
На опушке – 5 опят
И 2 груздя для ребят.
Кто же мне сказать готов,
Сколько было всех грибов?
(7 грибов)

Съела Катя 3 клубники,
А потом и 3 черники.
Отвечай теперь мне смело,
Сколько ягод Катя съела?
(6 ягод)

Веселые задачи для детей

Задачи на развитие математического восприятия и внимания детей 5–7 лет

Многие веселые задачи для детей направлены на развитие логики, сообразительности и математического восприятия в целом. Чтобы их решить, малышу нужно обращать внимание на все слова в условии задания. Иногда среди них бывают «задачи с подвохом».

Ребенок должен постараться объяснить свой ответ. Например, задача такая: «По небу летит 1 воздушный шар, 2 вертолета и 5 воробьев. Сколько птиц летит по небу?». Малыш должен ответить, что летит 5 птиц, потому что только воробьи – это птицы.

Примеры задач:

🔸 На лугу цветут 2 ромашки, 3 незабудки и 1 мак. Сколько ромашек цветет на лугу? (2, остальное – другие цветы)

🔸 Ленту разрезали на 2 части. Сколько разрезов было сделано? (1 разрез)

🔸 2 сестры испекли по 2 пирога. Сколько пирогов получилось? (4 пирога. Ребенок еще не знает умножения, поэтому ему нужно сложить числа.)

🔸 По реке плавало 5 лодок. 2 лодки остановились. Сколько лодок было на реке? (5 лодок)

🔸 В парке растут 3 дуба, 4 березы и 5 кленов. Сколько берез растет в парке? (4 березы)

🔸 Идут 6 братьев. У каждого брата есть сестра. Сколько у них сестер? (Одна сестра)

🔸 На столе лежали 2 апельсина. Один апельсин разрезали пополам. Сколько апельсинов теперь на столе? (Два апельсина)

🔸 У дедушки есть внук Ваня, собачка Жучка, кот Василий. Сколько внуков у дедушки? (Один внук)

🔸 Ночью на небе были видны луна и 3 звезды. Сколько звезд было видно ночью на небе? (3 звезды)

🔸 Ребята собрали гербарий. В нем было 4 кленовых листа и 2 осиновых. Со скольких разных деревьев был собран гербарий? (С двух деревьев: клена и осины)

Мы рассмотрели интересные и смешные математические задачи. Советуем вам закреплять знания о математике через повседневные игры. Чтобы занятия в игровой форме мотивировали ребенка, не забывайте хвалить его за правильные ответы. Если он пока затрудняется, направляйте его, подсказывайте решение. Но не стоит сразу давать готовый ответ: малышу нужно научиться приходить к нему самостоятельно.

Регулярно занимаясь с детьми игровыми задачами, вы не только разовьете их математические способности, но и сформируете у них стремление к знаниям!