Что должен уметь ребенок в 1-2 года?
Статьи. 27 августа 2023 г. · 3 мин. чтения
Мы знаем, что некоторым мамам и папам важно анализировать способности малыша, учитывая возрастные нормы. Это помогает им лучше понимать, как он развивается, и вовремя замечать, если что-то идет не так.
В интернете часто встречаются таблицы по типу «Умелки ребенка в год и 2 месяца». Но родителям стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и нет четких правил, например, «что должен уметь ребенок в 1 год 2 месяца, мальчик».
У каждого есть свои «сильные» и «слабые» стороны, и у каждого бывают периоды резких скачков в развитии. Иногда малыш может неожиданно освоить новый навык буквально за один день, в то время как в других областях ему требуется больше времени и усилий.
Мы рекомендуем обратить внимание на несколько направлений деятельности малыша, по которым можно наблюдать развитие ребенка от года до двух лет. Надеемся, наши подсказки помогут родителям лучше ориентироваться в процессах роста, отмечать важные достижения и поддерживать малыша на его пути к новым умениям и открытиям.
ЛЮБОПЫТСТВО
Малыш стремится взаимодействовать со знакомыми предметами и наблюдает за результатом. Он может играть с пирамидкой или сортером: пробовать, ошибаться и снова пробовать. Это уже большой результат, не стоит ждать от ребенка в этом возрасте идеально собранной по размерам колец пирамидки или всех фигурок в сортере. Постепенно из отдельных действий складываются цепочки, главное, что малыш учится доводить дело до конца.
У детей в возрасте до 3 лет основным видом мозговой активности является наглядно-действенный способ мышления. В основном, они подражают взрослым. Но иногда это больше похоже на хулиганство, чем на изучение. Ребенок хочет потрогать лужу, залезть во все ящики стола или в шкаф, попробовать на вкус книжку, погрызть или облизать игрушку, может порвать, смять бумагу, разбросать вещи, пытаться схватить кота за хвост или поймать птичку. Таким образом он обогащает свой сенсорный опыт. Ругать, запрещать, одергивать малыша бесполезно, это не приведет ни к какому положительному результату.
Это сложный период для родителей, требующий большого терпения, но именно сейчас важно объяснять ребенку причинно-следственные связи, чтобы он начал понимать последствия своих поступков
ДВИЖЕНИЯ
Как выглядит развитый ребенок в 1–2 года? Малыш все больше времени проводит в движении. Окружающий мир становится интереснее и доступнее, до многих предметов можно не только дотянуться, но и дойти самому. Малыш ежедневно совершенствует навык ходьбы, старается карабкаться по лестницам, преодолевать препятствия, в целом, его движения становятся увереннее.
Задача родителя – провоцировать малыша на новые достижения (не делать все за него: позволять самостоятельно открывать, закрывать, залезать), создавая при этом безопасную среду, страховать и поощрять интерес к различным спортивным активностям
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
В этот период речь развивается очень активно, связи между словами и предметами, которые они обозначают, формируются намного быстрее, чем раньше. При этом развитие речи протекает неравномерно: к 1,5 годам в активе малыша может быть 20–30 слов, а ближе к двум годам происходит скачок, и словарь разрастается до 200 слов. В нем есть глаголы и существительные, простые прилагательные, наречия, а также предлоги. Слово уже обозначает не один предмет, а все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по форме, цвету, размеру и внешнему виду.
Ребенку становятся интересны сюжетные картинки. Однако понимание речи окружающих по-прежнему умение говорить. Слова, которые раньше упрощались (собака – «гав–гав», машина – «би–би»), постепенно заменяются обычными, но пока с неточным произношением. Понимать, чего хочет ребенок, становится намного легче, ведь он сам старается вам это объяснить с помощью речи. Малышу важно видеть результат своих усилий и не смущаться, что его произношение несовершенно, так он будет стремиться больше выражать свои желания словами.
Если вы неточно услышали просьбу, постарайтесь аккуратно переспросить: «Я понял, что ты очень хочешь взять в руки игрушку, но не понял, какую именно. Подскажи мне, ты хочешь это?»
ФОРМУЛИРОВАНИЕ МЫСЛИ
После 1,5 года ребенок может поддержать диалог-воспоминание в разговоре со взрослым. Обсуждайте с малышом, где вы были, как туда добирались, что там увидели. Он уже использует двухсловные предложения, а в конце второго года способен составлять предложение из трех–четырех слов, поддержать диалог и сформулировать просьбу. К двум годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики и упрощенных слов к выражению мысли с помощью коротких фраз.
Резюмируйте яркие моменты в течение дня, задавая ребенку простые вопросы: «Где мы сегодня с тобой были?», «На чем туда ехали?», «Что мы там видели?»
ВЫБОР
Может ли ребенок реально сделать осознанный выбор в 1–2 года? Это зависит от конкретной ситуации. С самого раннего детства давайте ему возможность выбирать, когда это возможно и безопасно: «Какую баночку с пюре открыть, яблочко или банан?» Малыш учится не только навыку выбора, но и анализу, а также ответственности за свои решения.
Постарайтесь не говорить в контексте: «Да, он еще не понимает, ему все равно». Даже годовалый малыш чувствует ваше доверие
ТВОРЧЕСТВО
Ребенок интересуется творчеством. Пока для него это увлекательный процесс без ожидания результата. Стандартные «умелки» ребенка старше года – мять в руках пластилин, рисовать пальчиковыми красками, охотно пробовать держать карандаш. Правда, долго удерживать фокус на чем-то одном малышу тяжело. Процесс подготовки к творчеству занимает больше времени, чем само занятие? Это абсолютно нормальная ситуация.
Со временем заниматься творчеством с ребенком будет получаться все дольше и дольше, а его результаты будут вас искренне радовать и удивлять
Альбомы из нашей серии книг «Школа Семи Гномов. Мастерская» – суперудобное решение для создания и хранения шедевров от ваших маленьких гениев.
Купить книги серии «Школа Семи Гномов. Мастерская»
ЭМПАТИЯ
Способен ли ребенок в 1–2 года сопереживать маме, папе или, например, кошечке? Способность поставить себя на место другого развивается с самого раннего детства.
Эмоциональный интеллект формируется, когда ребенок находится в благоприятных условиях: безусловная любовь родителей, принятие, забота, внимание и поддержка. Малыш, который растет в безопасной и любящей атмосфере, активно исследует мир, доверяет окружающим и уверен в себе.
В течение первых лет жизни этот аспект особенно важен для формирования личности. Именно в этот период закладываются основы хорошего отношения к окружающим, умение сопереживать и быть доброжелательным. Родителям важно позволять детям быть собой настолько, насколько это возможно, чтобы их психическое и эмоциональное развитие шло естественным путем. В 1,5 года ребенок уже способен распознать эмоцию, он замечает изменение настроения другого человека, может пожалеть того, кому грустно или больно. Ближе к двум годам некоторые дети могут высказывать предположения, какое чувство испытывает человек.
Проговаривайте с ребенком все яркие эмоции, которые ощущаете вы, он сам или герой его любимого мультфильма (радость, страх, печаль, сомнение, обида), не избегайте обсуждений негативных настроений. Иногда сложно понять, почему ребенок нервничает, но его может настораживать то, что взрослому кажется обычным (гроза, громкий звук ремонта у соседей, лай собаки, незнакомый ему человек дома).
Не ставьте под сомнение переживания и страх малыша: «Ты испугался? Это нормально, страх нужен человеку, чтобы показать опасность. Было очень громко, но сейчас все в порядке. Я рядом с тобой!»
Мы всегда советуем родителям «фиксировать» победы малышей, те самые важные моменты в развитии ребенка 1–2 лет. Записывайте даты первых шагов и первых слов, снимайте видео с первыми попытками собрать пирамидку или нарисовать что-то на бумаге.
В комплект Базового курса «Окружающий мир» на каждый возраст входит дневник для родителей, ведение которого позволит создать трогательный семейный архив ваших лучших воспоминаний.
Купить базовый курс «Окружающий мир»
● Разглядывайте вместе картинки в книгах, чтобы малыш мог видеть, как много в мире всего интересного.
● Распечатывайте и показывайте ему фотографии семейных мероприятий, чтобы он знал, как много у него друзей и близких.
● Ставьте его поделки и вешайте рисунки на видное место, чтобы он гордился своими творческими работами.
● Напоминайте о прошлых успехах ребенка, и он будет чувствовать свою значимость и уверенность. Обязательно хвалите за каждое новое достижение, ведь для малыша это огромный стимул для дальнейшего развития и новых свершений.
Школа Семи Гномов – не набор книг, а система, с помощью которой любой взрослый справится с организацией домашнего обучения ребенка от рождения до школы.
Нужно ли приобретать Полный Базовый курс для одного возраста? Мы рекомендуем именно такой подход к развитию малыша.
Если ребенку 1,5 года, то какой комплект брать? Смело ориентируйтесь на возраст, указанный на книгах. Если малыш готов к более сложным заданиям из конкретной книги 1+ – переходите к книге 2+ этой же серии.