Артикуляционная гимнастика для постановки звука Л
Статьи. 3 июля 2025 г. · 4 мин. чтения
В раннем и дошкольном возрасте дети активно осваивают речь. Один из важных аспектов речевого развития — правильная артикуляция звуков, слогов и слов целиком.
Некоторые звуки дети склонны произносить неправильно или нечетко. Среди них может быть «л» — согласный, который с точки зрения взрослых не представляет особых сложностей. Но у детей даже этот звук может вызывать трудности.
В этой статье мы расскажем про артикуляционную гимнастику для постановки звука «л». А еще мы объясним, как поставить этот звук у ребенка в домашних условиях.
К какому возрасту ребенок должен освоить звук «л»?
В норме дети правильно и отчетливо произносят звук «л» (твердый и мягкий) в 4–5 лет. Если в более раннем возрасте ребенок искажает этот звук или пропускает его, это еще не повод бить тревогу. Произношение может развиться естественным образом, когда малыш много разговаривает и повторяет за взрослыми.
Но если ребенок 5 лет или старше все так же говорит «л» неверно, нужно приложить меры для исправления речи. Для этого стоит заниматься артикуляционной гимнастикой для звуков «л» и «ль» или специальной постановкой этого звука.
Как произносится «л»? Во время артикуляции этого согласного рот приоткрыт и зубы не сомкнуты. Кончик языка слегка напряжен и прикасается к деснам за верхними передними зубами. Середина спинки языка и его бока опущены, а задняя часть, наоборот, приподнята, и в ротовой полости проходит воздушная струя. Голосовые связки вибрируют, что придает звуку звонкость.
«Л», как и его мягкий вариант «ль», всегда звонкий, глухим он не бывает. Такие звуки называют сонорными, и к ним относятся также «м», «мь», «н», «нь», «р», «рь», «й». У них не бывает глухих пар, в отличие, например, от «д» и «т», «з» и «с» и других согласных, парных по глухости-звонкости.
Произношение мягкого «л», т. е. «ль», отличается тем, что спинка языка соприкасается с альвеолами — бугорками на верхнем небе. Задняя часть языка опущена, а передняя и средняя, напротив, приподняты. Чтобы убедиться в этом, попробуйте отчетливо произнести «л» и «ль» несколько раз и проследите за своими органами речи.
Какие трудности с произношением «л» могут возникать?
У детей во время артикуляции «л» могут быть неправильно расположены органы в речевом аппарате. Наиболее распространены следующие случаи:
1. Язык находится слишком глубоко во рту, не прикасается к деснам и зубам. Поэтому вместо «л» выходит «ы» (не «лужа», а «ыужа»).
2. Кончик языка располагается не на деснах, а в нижней полости рта, и нижняя губа приближается к верхним зубам. Таким образом выходит звук «в». Особенно часто это происходит в середине слова после другого согласного (вместо «зашла» — «зашва»).
3. Вместо языка ребенок напрягает верхнюю и нижнюю губу. В результате звук «л» напоминает «у».
4. Ребенок произносит звук не на выдохе, а на вдохе, и раздувает щеки. Так «л» заменяется на «ф».
5. Ребенок выдыхает не через рот, а через нос, и звук напоминает носовой «нг».
6. Малыш помещает кончик языка между зубов, и «л» становится нечетким.
Иногда ребенок не произносит данный звук вообще («лапа» — «апа») или говорит вместо него мягкий «ль» («лучик» — «лючик»). Случается, что он заменяет «л» и на другие согласные, такие как «й», «д» («сайат», «годубь»).
Как правило, малыши не могут отследить, правильно ли они произносят звуки. Они не слышат себя со стороны. В любом случае, даже если ребенок замечает за собой ошибку, ему трудно понять, как ее исправить. Поэтому улучшением артикуляции малыша должны заниматься взрослые. Родители могут обратиться к логопеду, но во многих случаях поставить произношение можно и без помощи специалиста.
Причины возникновения проблем с артикуляцией «л»
Неправильное произношение звука «л» может быть обусловлено следующими факторами:
Особенности строения речевого аппарата. К ним относятся, например, неправильный прикус. Другая возможная причина — недостаточно длинная подъязычная уздечка, которая не позволяет доставать языком до десен. Тогда возникают проблемы с произношением таких звуков, как «л», «р», «д». Обычно подъязычную уздечку можно растянуть и сделать более эластичной, занимаясь артикуляционными упражнениями и массажем языка. В отдельных случаях проводится безболезненная хирургическая операция.
Затрудненное дыхание. Если у ребенка небольшой объем легких или заболевания дыхательных органов, то ему может быть трудно произносить звонкие звуки. Похожая проблема появляется, если у малыша насморк и он говорит «в нос».
Недостаточное развитие мышц языка. Когда язык малоподвижный и ребенок с трудом им управляет, звуки искажаются или пропускаются. Для этого нужно развивать речь, в т. ч. с использованием артикуляционной гимнастики.
Неумение распознавать звуки. Способность различать между собой разные звуки речи называется фонематическим слухом. Он позволяет ребенку отличать, к примеру, «л» от «м» и «ль». Фонематический слух полностью формируется к 5–6 годам. В более раннем возрасте ребенок может путать некоторые звуки.
Окружение малыша. Иногда случается, что родители мало разговаривают с ним либо говорят отрывисто и нечетко. Но если у ребенка нет образца правильной речи, он не сможет освоить ее самостоятельно. Именно поэтому родителям важно разговаривать с дошкольником, вовлекать его в диалог, задавать несложные вопросы. Тогда он научится произносить простые слова с «л», которые часто используются в повседневной речи: «ладно», «мало», «лучше», «пошли» и т. д.
Артикуляционная гимнастика для детей: звук «л»
Итак, как в домашних условиях научить ребенка произносить «л»? Обучение произношению звуков проходит в несколько этапов. На подготовительном этапе лучше всего использовать артикуляционную гимнастику.
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей для постановки звука «л» (твердого и мягкого) включает в себя игровые логопедические упражнения разных типов. Они помогают выработать речевое дыхание, потренировать мышцы органов речи и подготовить их к произнесению звуков. Когда артикуляционный аппарат ребенка достаточно натренирован, многие звуки произносятся без дополнительных усилий.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно или несколько раз в неделю. Вам нужно кратко объяснить ребенку упражнение и показать нужные движения, чтобы малыш повторил за вами. Заранее подготовьте зеркало или посадите дошкольника перед ним, чтобы он наблюдал за движениями своего речевого аппарата. Заниматься следует по 5–15 минут. Тогда малыш не устанет и не потеряет интерес, а эффект от занятий будет максимальным.
Предлагаем следующие комплексы упражнений.
«Ворота»
Ход упражнения:
— широко раскрыть рот;
— разомкнуть зубы;
— расположить язык на нижней поверхности рта;
— сохранять это положение, пока взрослый считает до 10;
— расслабиться и закрыть рот;
— повторить упражнение.
«Метла»
Ход упражнения:
— приоткрыть рот;
— загнуть кончик языка и проводить им по небу от задней части рта до альвеол;
— добавлять голос, чтобы получался звук, напоминающий «л».
«Ковшик»
Ход упражнения:
— раскрыть рот;
— высунуть язык;
— кончиком языка коснуться верхней губы;
— оставаться в этом положении, не прикасаясь языком к зубам;
— расслабиться, вернуть язык в ротовую полость;
— повторить движения.
«Чашечка»
Ход упражнения:
— слегка приоткрыть рот;
— загнуть кончик языка;
— коснуться им альвеол;
— округлить губы;
— вернуться в исходное положение;
— повторить те же действия.
«Играем на гармошке»
Ход упражнения:
— широко улыбнуться;
— прикоснуться языком к небу;
— закрыть и раскрыть рот;
— повторить упражнение.
«Вкусное мороженое»
Ход упражнения:
— приоткрыть рот;
— распластать язык;
— облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и обратно;
— повторить эти действия в более быстром темпе, не двигая нижней губой.
«Ветер»
Ход упражнения:
— высунуть язык и зажать его между губ;
— медленно с силой выдохнуть, выдувая воздушную струю;
— расслабиться;
— повторить те же действия.
Каждое упражнение требуется повторять минимум пять раз. В статических упражнениях нужно удерживать положение не менее пяти секунд (взрослому можно отсчитывать их или пользоваться секундомером). Следите за правильностью выполнения всех действий.
Начните с двух-трех упражнений и постепенно добавляйте новые. Если ребенок еще не освоил какое-то задание, не переходите к другим, а повторяйте его снова. Не торопите малыша: в тренировке произношения качество намного важнее, чем скорость.
Помимо артикуляционной, можно использовать и дыхательную гимнастику. Например, малышу полезно сдувать со стола бумажные снежинки и салфетки и дуть на комочки ваты, чтобы они перекатывались.
Постановка звука «л»
Если ребенок выполняет артикуляционную гимнастику в течение нескольких недель, можно переходить к основному этапу обучения. Нужно начать специально заниматься постановкой звука.
Обычно вначале детей учат произносить «ль», а затем «л», поскольку мягкий вариант этого звука дается им легче. Существует несколько способов постановки данного согласного.
Способ 1: по подражанию
Наиболее простой способ научить ребенка правильно произносить звук «л» — показывать ему, как это делать, и предлагать пробовать самому.
Несколько раз продемонстрируйте ребенку, как правильно расположить язык и губы, чтобы произнести этот звук. Он должен внимательно следить за вашими движениями. После показа попросите ребенка повторить за вами. Для наглядности ему стоит использовать зеркало.
Способ 2: механический
Этот метод означает использование приспособлений для артикуляции. Они включают как специальные логопедические инструменты (зонды, шпатели), так и подручные средства (ватные палочки, чайные ложки и даже пальцы).
Эти предметы помогают закрепить нужное положение языка и других речевых органов во время артикуляции. Например, если ребенок произносит «у» вместо «л», смыкая губы, то можно пальцами растягивать и придерживать их. Важно при этом соблюдать гигиену: начисто мыть руки и инструменты. Также объясняйте малышу, что нельзя трогать рот и лицо грязными руками.
Механический способ желательно применять только специалистам. Обращение с логопедическими приспособлениями требует аккуратности и особых умений. Логопеды также используют их для массажа языка и лицевых мышц.
Способ 3: постановка от других звуков
Вы можете попробовать научить ребенка произносить «л», отталкиваясь от других звуков, которые он уже хорошо освоил.
К примеру, можно ставить «л» от «а». Малышу нужно протяжно произносить этот гласный звук («а-а-а»), слегка вытянуть язык между зубами и прикусить его в середине. Так «а» перейдет в «л».
Важно, чтобы ребенок со временем научился произносить «л» в правильной, классической позиции. В ином случае у него может закрепиться неверное произношение. Даже если звук будет звучать довольно четко, ребенку будет трудно его выговаривать.
Автоматизация произношения
Когда ребенок научился произносить «л» и «ль» отдельно от других звуков, нужно закреплять этот навык и доводить его до автоматизма.
Стоит руководствоваться такими принципами:
1. Обучайте звуку поэтапно. Вначале научите ребенка уверенно произносить звук сам по себе, затем в слогах, с которых он начинается (например, «ла») и заканчивается («ал»). Для этого можно использовать рифмовки («Ла-ла-ла, как твои дела? Ло-ло-ло, зонтик ветром унесло»). Потом переходите к отдельным словам с мягким и твердым «л» («лапа», «луна», «лево», «лето» и т. п.). После этого можно осваивать целые предложения, стишки, скороговорки.
2. Учите ребенка на своем примере. Сначала вы говорите слог или слово (фразу, строчку из стихотворения и т. д.), а потом дошкольник повторяет за вами. Все слова должны быть понятны ребенку по смыслу.
3. Выбирайте интересный формат обучения. Можно вместе с ребенком поиграть в игру: искать в комнате все предметы, в названии которых есть «л», и правильно их называть (зеркало, стол, стул, лампа, пол, потолок, люстра и др.). Еще один вариант — вспомнить все имена родных и друзей с буквой «л».
4. Меняйте темп и громкость произношения. Предлагайте дошкольнику произносить звук по-разному: «Смотри, вот большая, длинная лента. Давай скажем громко: “ЛЕНТА!” А вот маленькая ленточка. Давай теперь скажем тихо-тихо, шепотом: “Лента”»).
5. Следите за произношением ребенка в обыденной речи. Он должен научиться произнесению правильных звуков не только на занятиях, но и в повседневном разговоре.
6. Предлагайте упражнения на различение «л» от других звуков. Чтобы развивать фонематический слух, произносите два похожих слова и просите ребенка выбрать то, в котором есть «л» (пример: «ложка» и «ножка»). Можно также показать эти буквы, если дошкольник уже знает их.
Научить ребенка различать звуки речи помогут упражнения в книгах из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие».
Рекомендации по проведению занятий
Чтобы научить ребенка правильно выговаривать «л» и другие звуки, лучше следовать несложным правилам. Они применимы как к артикуляционной гимнастике, так и к специальной постановке звука.
Хвалите ребенка за успехи. Отслеживайте его прогресс и не скупитесь на слова похвалы и поддержки, если малыш начал правильно говорить звук.
Не ругайте ребенка. Освоение звука происходит постепенно, и многие действия даются дошкольнику с трудом. Разговаривайте с ним в спокойном тоне, тактично указывайте на ошибки и поясняйте, как их исправить. У малыша будет намного больше желания заниматься, если вместо слов: «Ну почему у тебя опять не получается?!» вы скажете ему: «Ничего, попробуй еще раз».
Не принуждайте к занятиям. Если ребенок плохо себя чувствует, не выспался или устал, лучше отложить их. Чтобы заниматься, ребенку нужно быть бодрым и в здоровом состоянии.
При необходимости обратитесь к специалисту. Если вы хотите заниматься с ребенком сами, но не уверены, что делаете все правильно, логопед поможет составить план занятий по постановке или коррекции звука.
Развивайте мелкую моторику малыша. Центры мозга, которые отвечают за моторные навыки и за речевые, находятся рядом друг с другом. Поэтому действия, которые ребенок совершает пальцами рук, способствуют развитию речи. Малышу полезно рисовать, собирать пазлы, плести браслеты или мастерить простые поделки из подручных материалов.
Выводы
Для постановки произношения звуков «л» и «ль» можно и нужно заниматься комплексом артикуляционной гимнастики. Она помогает подготовить артикуляционный аппарат для их произнесения.
Бывает, что после регулярных занятий гимнастикой звук появляется сам собой. Если этого не произошло, родителям нужно осваивать постановку звуков дома или с логопедом. При грамотном подходе взрослых ребенок вполне способен научиться правильному произнесению твердого и мягкого «л».