Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Статьи. 7 июля 2025 г. · 4 мин. чтения

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Звук «с» — один из самых распространенных в русском языке. Тем не менее некоторые дошкольники имеют трудности с его освоением.

Артикуляционная гимнастика для звука «с» — отличный способ улучшить произношение у ребенка. Она помогает потренировать органы артикуляционного аппарата и подготовить их к произнесению этого согласного.

Давайте рассмотрим подробнее, чем полезна артикуляционная гимнастика для постановки звука «с» и как проводить ее дома.

Как правильно произносить звуки «с» и «сь»?

Чтобы помочь ребенку овладеть произношением, родителям нужно понимать, как в норме произносятся звуки.

Когда мы произносим звук «с», наши губы немного растягиваются и слегка прижимаются к передним зубам. Между верхними и нижними резцами образуется тонкая щель. Кончик языка опускается и касается изнутри нижних резцов. Средняя часть языка поднимается, а задняя опускается, придавая ему форму «горки». Боковые края языка прижимаются к верхним зубам.

Передняя часть языка создает щель с альвеолами (бугорками на верхнем небе), а по центру образуется желобок, через который проходит воздух. Голосовые связки при этом не вибрируют, поэтому «с» — глухой звук, а не звонкий.

Артикуляция мягкого варианта этого звука («сь») отличается тем, что посередине языка нет желобка. Передняя часть языка более выгнута, а средняя, наоборот, более приподнята. Аналогично «с» и «сь» произносятся согласные «з» и «зь», но при них связки смыкаются и вибрируют, поэтому звуки получаются звонкими.

К возрасту 3–4 лет ребенок должен научиться выговаривать «с» и «сь». Если малыш произносит эти звуки с искажениями или вообще не говорит их, нужно обратиться к логопеду или начать самостоятельно заниматься постановкой правильного звучания.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Основные ошибки в произнесении «с»

Нарушения в произнесении «с» и других свистящих звуков называются сигматизмом. Сигматизм бывает нескольких видов:

1. Кончик языка высовывается между зубами (межзубный сигматизм). Это может происходить из-за неправильного прикуса или слабости мышц языка. Причина также бывает в отсутствии передних зубов, когда молочные зубы у ребенка сменяются на коренные. Так в речи появляются шепелявость и нечеткое произнесение «с».

2. Звук «с» произносится как «т» или «д» (призубный сигматизм). Кончик языка касается верхних и нижних резцов и преграждает путь струи воздуха. Причины этого явления обычно те же, что и у межзубного сигматизма.

3. «С» произносится как «ф»: нижняя губа касается верхних зубов (губно-зубной сигматизм). Такое может случиться, например, если нижняя челюсть выдвинута вперед.

4. Воздух выходит по бокам языка и напоминает «хьль» (боковой сигматизм). Это может произойти, если у малыша неправильный прикус или длинный язык.

5. Воздух выходит не через рот, а через нос (носовой сигматизм). Проблема состоит в том, что язык поднимается к мягкому небу и воздушная струя перемещается в носовую область. В результате звук получается гнусавым, с носовым призвуком.

6. «С» напоминает «ш» (шипящий сигматизм). Это может произойти, когда кончик языка оказывается глубоко в полости рта.

7. Звук «с» смягчается и произносится как «сь» (например, вместо «санки» — «сянки»).

8. Звуки «с» и «сь» полностью отсутствуют (не «сумка», а «умка»).

В каждом из этих случаев необходимо заниматься коррекцией речи. Иначе у малыша навсегда закрепится неправильное произношение. К тому же, когда ребенок искажает или не произносит «с», то у него появляются проблемы и с другими свистящими звуками: «сь», «з», «зь», «ц».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «с»

Если вы хотите поставить звук «с» у ребенка или исправить его произношение, нужно заниматься специальными упражнениями. Обучение звукам у дошкольника происходит в несколько стадий.

Артикуляционная гимнастика — это первая стадия, подготовка к освоению звука. Она состоит из комплексов упражнений, которые в игровой форме тренируют и укрепляют мышцы речевого аппарата. Они помогают выработать речевое дыхание и артикуляционные позы и овладеть движениями, необходимыми для звукопроизношения. Эти занимательные упражнения также формируют артикуляционные уклады — положения речевых органов при произнесении того или иного звука.

Только после артикуляционной гимнастики стоит приступать к отработке произношения. В ином случае у ребенка не будут достаточно натренированы речевые органы, прежде всего язык и губы.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под руководством взрослых: родителей или логопедов. Если вы занимаетесь с ребенком сами, кратко объясняйте и показывайте ему каждое задание.

Заниматься нужно по 5–15 минут ежедневно. Желательно делать это в сидячем положении: тогда артикуляционный аппарат малыша более расслаблен. Ребенок должен быть в спокойном, достаточно бодром состоянии. Во всех упражнениях понадобится зеркало.

Рассмотрим комплексы артикуляционной гимнастики для звука «с».

«Заборчик»

Выполнение упражнения:
— широко улыбнуться, показать зубы (они должны соприкасаться);
— сохранять это положение 5–10 секунд.

«Дудочка»

Выполнение упражнения:
— округлить губы;
— высунуть язык и загнуть его по бокам, чтобы он напоминал дудочку или трубочку;
— подуть;
— расслабиться;
— повторить предыдущие действия.

«Тесто»

Выполнение упражнения:
— улыбнуться;
— высунуть язык и положить его на нижнюю губу;
— пошлепать верхней губой по языку, издавая звук «пя-пя-пя».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

«Расческа»

Выполнение упражнения:
— приоткрыть рот;
— закусить язык верхними и нижними зубами;
— протаскивать язык между зубами.

«Блинчики»

Выполнение упражнения:
— улыбнуться и приоткрыть рот;
— расслабить язык и распластать его на нижней губе;
— сохранять данное положение 5–10 секунд;
— расслабиться, а затем повторить упражнение.

«Остужаем блинчики»

Выполнение упражнения:
— исходное положение аналогично предыдущему заданию;
— подуть, не напрягая щеки, со звуком «ф-ф-ф»;
— расслабиться;
— повторить не менее 5 раз.

«Почистим зубки»

Выполнение упражнения:
— улыбнуться;
— открыть рот;
— провести языком по верхним зубам сначала изнутри, затем снаружи;
— повторить то же самое с нижними зубами, стараясь не двигать челюстью.

«Горка»

Выполнение упражнения:
— улыбнуться и раскрыть рот;
— выгнуть язык трубочкой, упирая его в область за нижними зубами;
— расслабить язык;
— повторить упражнение не менее 5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Постановка звука «с»

Когда ребенок освоил все упражнения артикуляционной гимнастики, можно переходить к непосредственной постановке «с». Она проводится разными способами. Все они направлены на выработку правильных артикуляционных укладов и постановку звука.

Первая техника постановки: по подражанию

Если проблемы с произношением незначительны, то ребенок способен научиться выговаривать звук путем имитации.

Для начала дайте малышу образец. Расположитесь перед зеркалом, чтобы он мог видеть вас и свое отражение. Покажите ему, как произносится «с». Затем попросите его выполнить следующие действия:
— улыбнуться и раскрыть рот;
— упереть язык в нижние зубы и напрячь его;
— резко выдохнуть воздух, чтобы вышел звук «с-с-с».

Когда у малыша начнет получаться, тренируйте более протяжное произношение. Предлагайте простые игровые задания: «Как свистит шарик, когда сдувается?», «Какой звук издает змея?» Следите за тем, чтобы ребенок произносил «с» как можно четче.

Для закрепления звука «с» просите ребенка выговаривать его поэтапно: в слогах («са», «со» и т. д.), в словах («сок», «суп») и, наконец, в полноценных фразах и предложениях. На последнем этапе можно задействовать скороговорки, например: «Сотни веселых совят на соснах сегодня сидят».

Вторая техника постановки: от опорных согласных

Если ребенок умеет внятно произносить другие согласные звуки, можно при работе с речевым аппаратом использовать их.

Например, в качестве опорного звука может выступать мягкий «сь». Предложите ребенку произнести этот звук и понаблюдайте за расположением его артикуляционных органов. Если язык упирается в нижние зубы, то артикуляционный уклад верный.

Родителю нужно на своем примере показывать, как выговаривать твердый «с». Задача ребенка — внимательно смотреть и пытаться повторять. Помните, что при «с», в отличие от «сь», в середине языка образуется желобок, по которому проходит воздух.

Также можно отталкиваться от межзубного «с», если ребенок умеет произносить только его. Покажите, что язык нужно убирать за зубы, а не вытягивать его между ними при произнесении «с».

Третья техника постановки: механический способ

Механическая постановка предполагает использование специальных инструментов. Ими могут быть как логопедические приспособления (например, шпатель), так и обыденные предметы (спички или ватные палочки).

Для постановки «с» иногда задействуют спичку, которую кладут посередине языка, чтобы создать желобок для прохождения воздуха. Ребенок слегка прикусывает ее и с силой выдувает воздушную струю. При правильном выполнении этих действий звук «с» появляется сам по себе.

Однако этот метод не всегда безопасен. Малыш может случайно проглотить спичку или пораниться. Поэтому спички и другие посторонние предметы нежелательно использовать при постановке произношения дома. Как правило, объекты механического воздействия применяют только специалисты: логопеды и дефектологи.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Советы для родителей по обучению звуку «с»

Если вы занимаетесь с ребенком дома, вот несколько рекомендаций, которые могут вам помочь:

Учите ребенка постепенно. Сначала научите его правильно произносить звук сам по себе, потом в слогах, в словах и во фразах. Не переходите к следующему этапу, пока не будете уверены, что ребенок хорошо освоил предыдущий. Если малыш запутается или устанет, он может забыть даже то, что уже выучил.

Не торопите ребенка. Иногда для выполнения упражнения требуется несколько минут. Звуки осваиваются постепенно, на это может уйти время.

Доводите дело до конца. Если ребенок почти правильно произносит звук, но несовершенства остаются, продолжайте заниматься. Иначе недоработки приведут к проблемам в будущем.

Используйте игровой формат. Занятия с дошкольником должны быть интересными и веселыми. Например, вы можете задействовать игрушки или приводить в пример любимых персонажей малыша, в именах которых есть звук «с» («А сейчас к нам придут Белоснежка и Русалочка», «Давай позовем нашего слоника. Слоник! Слоник!»).

Соблюдайте баланс. В течение занятия предлагайте два-пять упражнений артикуляционной гимнастики. Их также полезно использовать в качестве разминки перед постановкой звука.

Учите ребенка отличать «с» от похожих звуков. Бывают, что дети заменяют «с» на «з», «ф» и т. д. В таких случаях нужно объяснить малышу, что это другие звуки.

Научить ребенка различать звуки речи помогут задания в книгах из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие».

Не ругайте, а приободряйте. Даже когда у малыша что-то не получается на занятиях, не переходите к ругани. Это только испортит его настроение и уменьшит желание учиться. Важно сохранять позитивный настрой, ведь он передается малышу.

Не откладывайте обучение на потом. Если ребенок в 4–4,5 года не может правильно произносить звук «с», начните самостоятельные занятия или обратитесь к логопеду. Чем раньше начать, тем легче будет исправить проблему. Не надо надеяться, что сложности пройдут сами собой: малыш не способен контролировать свое произношение без помощи взрослых.

При трудностях поговорите с логопедом. Он проверит, в чем проблема с произношением, и подскажет, как лучше всего ее исправить. Если причина в физическом здоровье ребенка, вас могут направить к другому специалисту, например к неврологу.

Руководствуясь этими принципами, вы сможете обучить ребенка звуку «с» и закрепить его в речи. Желаем удачи в обучении!

Предлагаем вам ознакомиться с нашими книгами для развития речи и других важных навыков у дошкольников.