Для чего нужен фонематический слух и как он влияет на обучение

Статьи. 17 августа 2025 г. · 4 мин. чтения

Для чего нужен фонематический слух

Иногда родители могут услышать мнение, что для ребенка важно развивать фонематический слух. Он позволяет быстро и легко обучаться грамоте и в целом способствует речевому развитию.

В этой статье мы рассмотрим, для чего именно нужен фонематический слух у ребенка и как его улучшить. Для этого нужно понимать, каким образом он влияет на формирование речевых навыков.

Для чего нужно развитие фонематического слуха?

Для начала разберемся, что означает данное понятие. Фонематический слух — это способность человека распознавать звуки речи и отличать их друг от друга. Он позволяет ребенку различать похожие слова, в которых один звук не совпадает («сом» и «дом», «у рыбки» и «улыбки»). Благодаря ему малыш понимает, на каком месте в слове находится звук: в начале, в середине или в конце.

Слух дается человеку от природы. Однако такую его разновидность, как фонематический слух, с детства нужно развивать. Человек овладевает этим навыком в несколько этапов.

Для чего нужен фонематический слух

Как формируется фонематическое восприятие?

В младенческом возрасте малыш учится различать шумы и звуки. Он начинает реагировать, когда его зовут по имени, а ближе к 1 году понимает и может воспроизвести несколько простых слов.

В 2–3 года фонематический слух продолжает совершенствоваться, и ребенок различает все больше звуков. К 5–6 годам он уже полностью сформирован. Старший дошкольник знает и умеет различать на слух все звуки родного языка. Теперь он способен к простому звуковому анализу и может активно осваивать письменную речь.

От умения различать фонемы зависят навыки чтения и письма. Оно помогает ребенку осознавать связь между звучанием слова и его написанием, объединять отдельные буквы в слоги и составлять из них слова.

Признаки проблем с фонематическим слухом

Перед поступлением в школу ребенку необходимо обладать развитым фонематическим слухом. Если с этим возникают проблемы, следует незамедлительно заняться речевым развитием. Иначе будущий школьник столкнется с серьезными трудностями при обучении.

Недостаточно развитый фонематический слух выражается в том, что пяти- или шестилетний ребенок:
— произносит неправильные звуки (например «дук», а не «жук»);
— заменяет твердые согласные на мягкие (вместо «кот» — «коть»);
— пропускает или переставляет звуки в словах (не «стол», а «тол», не «мальчик», а «мачлик»);
— добавляет лишние звуки («сткамейка» вместо «скамейка»).

Впоследствии схожие ошибки проявляются при освоении грамоты. Ребенок на бумаге меняет местами целые слоги, вставляет ненужные буквы. Он читает медленно, плохо понимает смысл прочитанного, не замечает собственных ошибок в тетради. При изучении иностранного языка ребенок испытывает те же трудности.

Подобные нарушения чтения называют дислексией, а письма — дисграфией. Они могут проявляться даже у людей с высоким уровнем интеллекта. Если вовремя не заняться коррекцией этих особенностей и развитием фонематического слуха, то они сохранятся на всю жизнь, будут препятствовать учебе и социализации и негативно отразятся на профессиональных умениях.

Для чего нужен фонематический слух

Как определяют нарушения фонематического слуха?

Взрослым нужно понимать, что проблемы с фонематическим восприятием проявляются систематически. Они не исчезают с течением времени и не связаны с дефектами произношения. Если дошкольник в 2–3 года не выговаривает шипящие и свистящие звуки или в 4–5 лет ему не удается правильно произнести «р», то это еще не указывает на нарушения. А первоклассник может неверно писать безударные гласные, даже если фонематический слух у него развит в полной мере.

Чтобы точно определить наличие фонематических нарушений или убедиться в их отсутствии, можно предложить ребенку следующие задания:
а) вспомнить слова на определенный звук;
б) хлопнуть ладоши, когда он услышит слог «ма» (после этого вы отчетливо произносите разные слоги: «на», «ка», «ма», «ла» и т. п.);
в) сказать, в чем разница между 2 похожими словами, такими как «рожки» и «ложки».

Если малыш затрудняется с их выполнением, то, вероятнее всего, его способность различать звуки действительно развита недостаточно.

В чем причины нарушений?

Фонематическому восприятию могут препятствовать один или множество факторов:
— проблемы со слухом (тугоухость);
— наследственность (один из родителей страдает дислексией или дисграфией);
— заболевания нервной системы;
— нарушения в период внутриутробного развития;
— травмы головы или слуховых органов;
— отсутствие обучения и помощи со стороны взрослых.

Любые навыки формируются и развиваются при целенаправленных занятиях. Фонематический слух не является исключением.

Как развивать фонематический слух у дошкольников в упражнениях?

Существует множество упражнений на развитие фонематического слуха. Они вырабатывают у ребенка умение опознавать звуки, например подбирать слова, начинающиеся на определенный согласный. Задания различают по уровню сложности, который зависит от возраста малыша.

Для чего нужен фонематический слух

Упражнения для младших дошкольников (3–4 года)

В этом возрасте нужно совершенствовать неречевой слух ребенка, прежде чем приступить к фонематическому слуху. Малыш должен научиться уверенно отличать друг от друга звуки, которые издают разные объекты.

Можно предлагать ребенку следующие задания на развитие слуховых навыков и внимания:

«Угадайка». Возьмите несколько одинаковых спичечных коробков или похожих емкостей. Совместно с малышом засыпьте в них мелкие предметы, такие как гречневая крупа, горох, пуговицы. После этого потрясите емкости, чтобы ребенок попытался по звуку определить их содержимое.

«Что звучит?». Возьмите карандаш и постучите им по разным предметам: по деревянному столу, стеклянному стакану, картонной коробке и т. д. Пусть ребенок внимательно за вами наблюдает. Затем попросите его отвернуться и на слух определить, по какому из предметов вы будете стучать.

«Меняем громкость». Вы говорите слово, а задача малыша — повторить его сначала тише, а потом громче вашего голоса.

Для чего нужен фонематический слух

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

К этому возрасту ребенок имеет общее представление о звуках речи. Ему будут полезны задания, в которых нужно различать речевые звуки:

«Подбери слова». Попросите ребенка назвать слова, которые начинаются на заданный звук. Например: звук «м» — «мама», «молоко», «мало», «манка» и т. д.

«Найди лишнего». Назовите ряд слов, каждое из которых начинается на один и тот же звук, кроме одного. Пример: «дом», «диван», «стол», «дым». Предложите ребенку найти лишнее слово (в данном случае им будет «стол»).

«Найди лишнего в конце». Это усложненный вариант предыдущего задания. В нем нужно использовать слова с одинаковым звуком не в начале, а в конце. При этом следует подбирать слова, в которых звук будет отчетливо слышен. Например: «река», «окно», «луна», «стрела», где «окно» — лишнее слово.

«Договори вместо меня». Вы говорите короткую фразу, не произнося ее до конца, а ребенку нужно подобрать нужный слог по смыслу, чтобы закончить высказывание. Например: «В море плывет большая аку... (ла)», «Чтобы позвонить бабушке, я возьму теле... (фон)», «Во дворе лает соба... (ка)».

Ознакомьтесь с книгами Школы Семи Гномов для развития ребенка от 4 до 5 лет.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Старшие дошкольники уже понимают, что такое звуки и слоги. Им можно предлагать более сложные упражнения на их различение:

«Ненужный слог». Вам нужно произнести несколько слогов, а ребенку — хлопнуть в ладоши, когда он услышит лишний слог. Пример: «ла-ла-ла-ра-ла-ла».

«Ненужный звук». Вы произносите ряд гласных или согласных звуков, а ребенок хлопает в ладоши, услышав лишний. Например: «о», «о, «у», «о», «о».

«Лови звук». Ребенку нужно хлопнуть в ладоши, когда он слышит заданный заранее звук в ряде схожих звуков. Он может повторяться неоднократно, поэтому малышу не стоит расслабляться. Пример такого набора звуков: «ж», «ш», «р», «ч», «ш», «щ», «рь», «с», «ш».

«Поднимайся на звук». Во время упражнения дошкольник сидит на стуле. От него требуется встать, когда он слышит заданный звук в ряду. Упражнение можно усложнить: ребенок встает при определенном гласном и снова садится — при согласном.

«Подбери звук». Вы называете слова, пропуская в них один звук и делая паузу на его месте. Малышу нужно подобрать и сказать правильный звук (например: «теле... изор», «об... ако», «каран... аш», «чере... аха»).

Для чего нужен фонематический слух

Как развивать фонематическое восприятие: рекомендации

Чтобы регулярные занятия для формирования речевого слуха приносили пользу, логопеды советуют соблюдать несколько важных правил:
— убедитесь, что ребенок хорошо вас слышат и ему не мешают посторонние звуки;
— произносите звуки достаточно отчетливо;
— не торопите малыша;
— выполняйте не более 2–3 упражнений каждый раз;
— радуйтесь успехам ребенка и не забывайте хвалить его при правильных ответах.

Вывод: для чего нужно развивать фонематический слух

Мы разобрали, зачем развивать фонематический слух и как это делать. Развитый фонематический слух помогает малышу различать фонемы — минимальные единицы звукового строя языка. Без подобных навыков звукового восприятия ребенок не сможет овладеть устной и письменной речью.

Для формирования фонематического слуха важны постоянные упражнения. Они будут особенно полезны дошкольнику с нарушениями фонематического восприятия. Однако при сложных речевых нарушениях все же стоит обратиться к специалисту: логопеду или дефектологу, который подберет индивидуальную программу коррекции.

Даже если у дошкольника нет проблем с речевым слухом, с ним стоит проводить фонематическую тренировку в форме игровых упражнений, приведенных выше. Они не только развивают умение малыша различать звуки, но и обучают правильному произношению.