Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Статьи. 6 октября 2025 г. · 4 мин. чтения

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Многие из родителей хотели бы развить навыки самоконтроля у ребенка. Умение брать под контроль эмоции и управлять своими поступками пригодится не только в детстве, но и на дальнейшем жизненном пути.

В этой статье мы поделимся практическими советами о том, как выработать у ребенка самоконтроль, и полезными упражнениями для обучения этому навыку.

Что подразумевает самоконтроль ребенка?

Самоконтроль — это сознательное управление своими чувствами, действиями и мыслями. Он выражается в способностях действовать обдуманно и контролировать свои реакции на происходящее. Эти навыки помогают человеку корректно выстраивать свое поведение и справляться с секундными желаниями.

Отметим, что самообладание не означает бессмысленное подавление эмоций. Способность контролировать себя подразумевает в первую очередь понимание своего состояния. В частности, самоконтроль позволяет успешно разрешать конфликты и не поддаваться чувствам во время спора.

Для детей самоконтроль весьма важен. Он позволяет избежать истерик и безотчетных эмоциональных порывов. Сила воли помогает любому ребенку:
— полагаться на реальные факты, а не только на эмоции;
— действовать по плану или алгоритму;
— сосредотачиваться на одном деле, не отвлекаясь;
— справляться с нагрузкой на учебных занятиях;
— прислушиваться к родителю и педагогу;
— спокойно общаться с ровесниками и взрослыми;
— соблюдать правила поведения без напоминания взрослых;
— не поддаваться страхам и тревожности;
— принимать рациональные решения;
— сдерживать свои обещания и нести ответственность.

У некоторых детей самоконтроль по-разному развит в различных сферах жизни. Например, дома ребенок беспрекословно слушается старших и выполняет все порученные ему обязанности, а в компании сверстников ведет себя агрессивно и вступает в драки с другими ребятами. Или наоборот: с родителями малыш может позволить себе покапризничать, а в группе ровесников всегда подчиняется лидеру, который служит для него авторитетом.

Близкое к самоконтролю понятие — саморегуляция. Она связана с умениями управлять своими эмоциями и поступками и достигать долгосрочных целей. Пример самоконтроля — отказ от очередного куска торта, а саморегуляции — планирование рациона питания на неделю. Таким образом, саморегуляция предполагает более высокий уровень осознанности. В то же время она невозможна без контроля над собой.

Самоконтроль не является врожденным качеством: его можно и нужно осознанно развивать в течение жизни. Лучше всего начинать с детского возраста, когда формируются основные ценности и привычки человека.

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Когда у ребенка формируется самоконтроль?

Первые попытки контролировать себя появляются уже в раннем возрасте. Когда мама говорит годовалому малышу: «Стой» или «Не трогай это», он может подчиниться. Но его поведение не вполне осознанное: кроха еще не понимает, по какой именно причине взрослый его останавливает.

К дошкольному возрасту, примерно в 3 года, у малышей начинает развиваться самоконтроль. В детском саду они привыкают к необходимости соблюдать дисциплину и следовать расписанию. Дошкольник пытается собрать волю в кулак: отказывается от конфеты, потому что сначала нужно съесть суп; не отнимает машинку у друга, а берет другую; ожидает своей очереди, чтобы сказать слово или получить материал от воспитателя.

Вместе с тем дошкольный возраст — это период, когда ребенок во многом остается импульсивным. Дошкольникам свойственно срываться с места, внезапно устраивать догонялки или оставлять игрушки разбросанными на полу.

В 7 лет у ребенка уже должен быть достаточно развит самоконтроль, чтобы сохранять внимание во время школьных занятий. Школьнику приходится выдерживать уроки, длящиеся 45 минут, и для некоторых детей это может оказаться непросто.

При СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности) у ребенка проявляются серьезные трудности с самоконтролем и преодолением импульсивности. Дети с таким заболеванием крайне плохо контролируют себя и не могут усидеть на месте. В таком случае лучше всего обратиться к психологу, который сможет дать индивидуальные рекомендации по лечению.

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Принципы формирования и развития самоконтроля у детей

Для формирования навыков саморегуляции и самоконтроля вам пригодятся следующие правила:

Вырабатывайте у ребенка терпение. Оно помогает сохранять спокойствие и справляться с сиюминутными порывами. Объясняйте малышу, что во время разговора нельзя перебивать другого человека. В общественных местах иногда нужно ждать своей очереди (например, в гардеробе в театре). А еще там нельзя мешать другим людям, бегать или громко кричать.

Предлагайте занятия. Ребенку нужно знать, чем занять себя в свободное время. Например, находясь один в комнате, он мог бы порисовать в альбоме, поиграть с машинками, соорудить здание из конструктора и т. д. Если малыш ждет, когда вы заберете его после секции, и ему нечего делать, он может полистать книгу, которую вы ему дали заранее, или рассмотреть плакаты в коридоре. Не полагайтесь только на телефон или планшет: важно, чтобы ребенок был способен найти себе занятие или выбрать из нескольких вариантов.

Приучайте к распорядку дня. Ребенку нужно вставать, принимать пищу и ложиться спать примерно в одно и то же время каждый день. Школьника также стоит записать на дополнительные занятия, развивающие самоконтроль и усидчивость, которые ему по душе, к примеру в кружок по рисованию или шахматам. Следите за тем, чтобы ребенок посещал их регулярно и не пропускал без веских причин.

Просите повторить ваши указания. Убедитесь, что ребенок внимательно выслушал и понял просьбу, которую вы только что озвучили. Попросите повторить ее: «Покажи, куда нужно идти», «Что сейчас надо сделать?» Это научит малыша действовать осмысленно, а не порывисто, и в точности следовать инструкциям. Если действие состоит из нескольких этапов, ребенок должен помнить про каждый из них или записать себе подсказку.

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Предлагайте упражнения на внимательность. Для дошкольников и первоклассников подойдут прописи по клеточкам, где в заданиях нужно аккуратно обводить карандашом элементы. С помощью них малыш сможет научиться следовать образцу и контролировать свои движения. Другое задание на развитие концентрации внимания — повторить несколько слов, которые перечисляет взрослый, в той же последовательности.

Развивающие упражнения для детей от 0 до 7 лет вы найдете в книгах Школы Семи Гномов

Выделите время для спорта. Будет отлично, если вы предоставите малышу возможность участвовать в подвижных играх или посещать спортивную секцию. Спорт учит брать под контроль свои движения и реакции, а в соревнованиях — справляться с поражениями и преодолевать их. Даже упражнения из обычной утренней зарядки помогают развивать самоконтроль, например удерживать равновесие или выполнять задание под счет.

Учите владеть своими эмоциями. Когда вы видите, что ребенок злится и вот-вот закричит или наговорит много обидных слов, предложите ему остановиться и сосчитать до пяти или десяти, глубоко вдыхая и выдыхая. Приучайте его к мысли, что, если он чем-то недоволен, недопустимо «выплескивать» свое раздражение на других. Вместо этого лучше сначала дать безопасный выход своим эмоциям, скажем, попрыгать на месте или помять подушку, чтобы успокоиться. А затем поговорить, рассказать о своих эмоциях и решить проблему мирно.

Проводите четкие границы дозволенного. Если малыш ведет себя неподобающим образом, не ждите, что он сам по себе «одумается» и перестанет, а сразу остановите его (например: «Здесь нельзя бегать»). Постарайтесь установить четкие и понятные правила и дайте знать, что при отказе от их выполнения ребенок получит соответствующее наказание. Оно должно быть не слишком строгим, но действенным. Так малыш научится заранее думать, к чему приведут его слова и поступки.

Упражнения на формирование самоконтроля для детей

Развивать самоконтроль и произвольное поведение у ребенка лучше всего с помощью веселых и занимательных игровых упражнений.

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Игры для развития самоконтроля у детей дошкольного возраста

Чтобы развить самоконтроль у детей дошкольного возраста, попробуйте следующие игры:

«Несу мячик». Ребенку нужно положить мячик на раскрытую ладонь одной руки и пронести его, не уронив, на заданное расстояние (скажем, от одной стены в комнате до другой и обратно). Когда малыш роняет игрушку, то начинает заново. Для усложнения задачи можно положить мячи на обе руки. Сжимать ладонь и брать мяч пальцами запрещается.

«Цапля». Ребенку надо встать на правую ногу, левую согнуть в колени, а руки поставить на пояс. Можно попробовать медленно оглянуться по сторонам в этом положении. Затем по вашему сигналу ребенку нужно поменять ноги. Постепенно увеличивайте время нахождения в этой позе.

«Время танцевать». Вы включаете музыку, а ребенок может танцевать под нее, как ему хочется. Внезапно вы выключаете звук, и в этот момент малыш должен замереть. Затем звук снова включается, и танец продолжается. Паузы можно делать нерегулярными и различными по длительности.

«Лишнее движение». Перед началом игры вы показываете малышу действие, которое выполнять нельзя (например, хлопать в ладоши). Потом вы совершаете разные движения, среди которых «запрещенное». Задача ребенка — повторять за вами, избегая этого одного действия. Если он ошибся, то игра начинается заново. Со временем количество «запрещенных» движений можно увеличивать.

«Съедобное-несъедобное». В этой известной игре взрослый говорит названия разных вещей и бросает мяч, а дошкольник ловит его, если предмет съедобный, и отбрасывает, если его нельзя съесть. Вы можете проявить креативность и использовать другие вариации игры. К примеру, мяч нужно будет ловить, если слово обозначает название цветка (гриба, дерева, животного и т. д.).

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

Как развить самоконтроль у ребенка-школьника: полезные упражнения

Для развития важных навыков самоконтроля у младших школьников вы можете задействовать такие игровые методы:

«Нос — пол — потолок». Вы произносите слова «нос», «пол», «потолок», указывая на эти предметы рукой (на лицо, вниз, вверх соответственно). Ребенок присоединяется, точно так же показывая на них. Затем вы начинаете запутывать его, например показывать на потолок, а говорить «пол». Малышу нужно не ошибаться и указывать на правильные предметы.

«Ответ по сигналу». В этой игре взрослый спрашивает о чем-либо (допустим: «Какой твой любимый цвет?», «Что сейчас лежит на столе?») и ждет несколько секунд, а затем добавляет: «Говори», и только после этого ребенок должен ответить. Ему придется сдерживаться и ждать команды, а не давать ответ сразу. Позже слово-сигнал можно поменять, к примеру на «Отвечай».

«Вместе-врозь». Эта подвижная игра тоже учит следовать инструкциям. Вы задаете команды, такие как «Ноги вместе, руки врозь», «Руки вместе, ноги врозь», «Руки вправо, ноги вместе», а ребенок выполняет их, стараясь ничего не перепутать. Чтобы ему было понятнее, желательно сначала показать все движения по отдельности.

«Стук-стук». Вы предварительно задаете ребенку условные сигналы: если вы стучите по столу дважды — ему нужно подпрыгнуть на правой ноге, если трижды — на левой, если четырежды — хлопнуть в ладоши. Затем начинается игра, в которой вы чередуете разные сигналы. Ребенку придется быстро реагировать на них, и если он хорошо справляется, то скорость можно увеличить.

Игры и упражнения для развития самоконтроля у детей

«“Да” и “нет” не говорите». Игры такого типа развивают навыки контроля над собой, внимательность и речь. Вам требуется бросать мяч ребенку, одновременно задавая ему вопросы, а он должен отвечать на них, не используя слова «да» и «нет». Примеры вопросов и ответов:

— Тебе семь лет?
— Семь.
— Ты ходил сегодня в школу?
— Ходил.
— А завтра пойдешь?
— Конечно.
— А на тебе сейчас красная футболка?
— Она зеленая.

Итак, мы разобрали, как научить ребенка самоконтролю. В этом помогут методы, описанные выше, а также другие игры с правилами. Наличие правил и определенных ограничений помогает ребенку контролировать все свои шаги, действовать без спешки и владеть собой.