Как научить ребенка говорить: игры, упражнения и советы логопеда
Статьи. 31 января 2025 г. · 4 мин. чтения
Развитие речевых навыков – важная часть образования и воспитания. Вопрос о том, как можно научить ребенка говорить слова, актуален для всех родителей малышей.
Как научить ребенка говорить в домашних условиях
Для формирования правильной речи взрослые должны постоянно разговаривать с ребенком. Необходимо обращаться к нему и рассказывать о предметах вокруг. Нужно задавать вопросы малышу, даже когда он еще не может на них ответить. Тогда у него появится стремление разговаривать и общаться с окружающими.
У любого ребенка и взрослого есть два типа словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые человек употребляет в своей речи. Пассивный словарь, наоборот, составляют слова, которые ребенок знает и понимает, но сам не говорит. Когда ребенок слышит речь взрослого, у него накапливается пассивный словарный запас. А расширять активный словарь помогут игровые упражнения.
Этапы речевого развития
Навыки речи развиваются в несколько этапов:
От 0 до 1 года (предречевой этап). В первые месяцы жизни младенец издает только короткие звуки. В возрасте 4–5 месяцев он начинает протяжно гулить («а-а-а»), позже – лепетать, то есть произносить слоги. К году у младенца можно наблюдать раннюю речь. Малыши этого возраста понимают около 30–50 слов, в том числе обращение родителя к ним. Они произносят несколько простых слов из 1–2 слогов, таких как «мама», «дай».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный этап). К 2 годам дети уже умеют произносить предложения из двух–трех слов. Звукоподражания они постепенно заменяют на полноценные слова (вместо «гав-гав» – «собачка»), хотя далеко не всегда произносят звуки отчетливо. Активный словарный запас к 3 годам составляет не менее 1000–1200 слов. Дети уже активно общаются не только с близкими, но и с воспитателями и ровесниками из детского сада, повторяют фразы за ними. В 3 года у детей развивается фонематический слух, т.е. различение звуков речи.
От 3 до 7 лет (дошкольный этап). В возрасте 4 лет совершенствуется произношение отдельных звуков. Дети также учатся навыку построения грамматически правильной речи с согласованием слов. В 5 лет у дошкольников развивается выразительность интонации. В 6 лет дети разговаривают полными предложениями. Они способны произносить короткую речь и строить осмысленный рассказ на основе картинок.
От 7 лет и старше (школьный возраст). В школьном возрасте речь ребенка продолжает совершенствоваться. Она обогащается синонимами, антонимами, средствами выразительности. Дети осваивают письменную форму общения и написание «словарных» слов.
Для формирования навыка речи особенно важен возраст от рождения до 7 лет. До школы ребенок учится правильно выговаривать звуки, узнает названия предметов из своего окружения и начинает общаться с другими людьми посредством речи.
Популярные способы формирования навыка речи
Чтобы научить ребенка говорить и развить детскую речь, нужно использовать комплексный подход – сочетать несколько приемов обучения:
🔹 Общаться словами, а не жестами. Для малышей легче показать на машинку, чем словами попросить принести ее. Но общение через жесты и короткие звуки не стимулирует развитие речи. Побуждать к речевому общению – главное правило для родителей.
Проговаривайте свои действия («Сейчас мы пойдем обедать», «Вот, я взяла кружку»). Почаще рассказывайте малышу о том, что его окружает, чтобы развивать словарный запас. Например, во время прогулки обратите его внимание на уток на пруду и расскажите, что осенью они улетают в теплые края.
🔹 Читать ребенку книги. Развивать речь на слух можно с помощью книг. Читайте малышу детские сказки и рассказы и обсуждайте их. Позже попросите ребенка пересказать содержание книжки другому человеку, например, кому-то из родственников. Полезно сделать чтение ритуалом, допустим, читать малышу перед сном. Когда ребенок научится читать, хвалите его за самостоятельное чтение.
🔹 Разучивать с ребенком песни и стихотворения. Учите с малышом короткие детские песенки и стихи. Они не только обогащают словарный запас, но и развивают чувство ритма. При пении и выразительном чтении стихов у ребенка также совершенствуется речевое дыхание. Предлагайте малышу продемонстрировать, что он выучил («Расскажи стихотворение про зайку», «Давай споем песню о ромашках»).
🔹 Задавать ребенку вопросы. Речь малыша развивается в диалоге со взрослым. Спрашивайте его, что именно он хочет («Каким карандашом ты хочешь рисовать?»), и поощряйте развернутую речь. Задавайте вопросы о том, что ребенок видел или делал: «Расскажи бабушке, где мы были сегодня? Какую птичку мы видели?», чтобы он рассказывал о прошлом.
🔹 Отвечать на вопросы ребенка. В 3–4 года у детей появляется особенный интерес к окружающему миру, и они начинают задавать много вопросов. Постарайтесь отвечать на них развернуто и объяснять малышу, когда он чего-то не понимает. В дальнейшем ребенок будет вспоминать ваши слова, повторять их и использовать в собственной речи.
Как научить ребенка правильно говорить: игры и упражнения
Учить ребенка говорить необходимо в игровой форме. Тогда у малыша появится желание разговаривать. Этому способствуют разнообразные игровые упражнения. С их помощью можно обучить ребенка говорить и заполнить пробелы в речевом развитии, если они имеются.
Расскажем, как через игры научить ребенка говорить.
Упражнения на мелкую моторику
Мелкая моторика подразумевает движения кистей и пальцев рук. Моторное развитие связано с речевым. Области мозга, которые контролируют речь и моторику, расположены рядом. Поэтому задания на моторику помогают развивать «речевые зоны».
Упражнения на мелкую моторику стоит вводить в игру малыша.
Ребенок может:
🔹 лепить из пластилина и глины разные фигурки (например, снеговика из пластилиновых шариков);
🔹 вырезать ножницами из бумаги (к примеру, снежинки);
🔹 клеить и делать аппликации;
🔹 раскрашивать рисунки цветными карандашами;
🔹 собирать конструктор из мелких деталей;
🔹 нанизывать бусины на нитку или веревочку;
🔹 рисовать на песке пальцем;
🔹 перебирать монетки, ракушки, крупу или другие мелкие предметы.
Артикуляционные упражнения
Важно работать над правильным произношением звуков, выполняя вместе с ребенком упражнения по артикуляции. Они учат малыша пользоваться речевым аппаратом, чтобы выговаривать звуки разных типов. Эти упражнения помогают поставить правильное положение речевых органов, таких как язык, губы, мягкое небо.
Сначала покажите ребенку, что нужно делать. Объясните действия несложными словами. Затем ребенок должен повторить за вами и проделать упражнение несколько раз.
Предлагаем родителям следующий набор артикуляционных упражнений для формирования речевых навыков:
🔹 «Улыбка». Ребенку нужно улыбнуться пошире. Зубы при этом не надо показывать: они должны быть спрятаны за губами. В таком положении нужно оставаться 5–10 секунд (взрослый отсчитывает время). Потом ребенок возвращается в исходное положение и расслабляется. Через несколько секунд упражнение повторяется.
🔹 «Корабль с парусом». Ребенок сначала полностью расслабляет язык, а затем открывает рот, поднимает язык и держит его за верхними зубами несколько секунд.
🔹 «Зубная щетка». Ребенок проводит кончиком языка по зубам с обеих сторон: сначала по верхним, затем по нижним, как будто чистит их.
🔹 «Вкусный мед». Ребенку нужно облизать губы, водя языком по кругу. Для этого малыш может представить на губах что-то сладкое: мед или варенье.
🔹 «Иголочка». Покажите ребенку иголку. Потом предложите изобразить ее: вытянуть язык, чтобы он стал узким и тонким, как иголочка.
🔹 «Забор». Ребенок должен сжать зубы и показать широкую улыбку. При этом не нужно сжимать их слишком сильно, иначе может быть больно. После этого надо расслабить мышцы, а затем повторить упражнение.
🔹 «Красим стены». Ребенок может представить себя маляром, который красит кистью стены или забор. Ему нужно кончиком языка проводить изнутри сначала по одной щеке, затем по другой и по небу, подобно кисточке.
🔹 «Слоненок». Для наглядности можно показать малышу картинку со слоном. Попросите кроху вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали хобот у слона.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Речевое дыхание играет важную роль в образовании звуков. При помощи воздушного потока из легких говорящий также регулирует громкость произношения и интонацию. Если малышу в процессе речи не хватает воздуха, он запинается, сбивается, не договаривает слова, то необходимо развивать речевое дыхание.
Развить речевое дыхание помогут простые игровые упражнения:
– сдувать кусочки ваты и бумаги со стола или другой ровной поверхности;
– подуть на вертушку, чтобы она закрутилась;
– надувать воздушные шарики;
– сделать маленькие бумажные снежинки и сдувать их с ладони;
– выдувать мыльные пузыри;
– вырезать из бумаги бабочек, привязать их к ниточкам и подуть, чтобы они «летали»;
– запустить бумажный кораблик в ванне или тазике и дуть на него, чтобы он плыл;
– дуть на одуванчики, чтобы с них слетали пушинки;
– дуть в свисток или дудочку.
Дидактические игры
Игры этого типа направлены на решение какой-либо задачи. Они инициируют речь и расширяют активный словарный запас ребенка.
Для всестороннего развития речи освойте с ребенком следующие игры:
🔹 «В мешочке». Покажите ребенку несколько знакомых ему вещей (например, ложку, кубик, карандаш), а потом положите их в мешочек. Малыш должен доставать эти предметы по одному и называть их.
🔹 «Один и много». Для игры понадобится мяч. Бросайте мяч ребенку и одновременно говорите какое-либо слово, которое он знает. Его задача – сказать множественное число этого слова (например: «кошка» – «кошки», «рука» – «руки», «стакан – стаканы») и бросить мяч вам.
🔹 «Что бывает таким?». В эту игру с мячом могут играть несколько человек. Родитель или воспитатель бросает детям мяч по очереди и задает вопросы: «Что бывает круглым?», «Что бывает высоким?» и т. п. Ребенок должен подобрать подходящее существительное и назвать его (например: мяч, шарик, солнце; дерево, гора, человек, дом), а потом кинуть мяч обратно.
🔹 «Вспомни все слова». В этой игре тоже нужен мяч. Дети передают его друг другу, говоря слово на заданную заранее тему. Например, если тема – овощи, то ребенок может сказать «помидор», «картошка», «огурец» и т. д. Тот, кто долго не может вспомнить подходящее слово, выбывает из игры.
Музыкальные игры
Музыкальные игры и упражнения основаны на пропевании гласных звуков или растягивании согласных. Они помогают малышам научиться произносить отдельные слоги и слова целиком и развивать речевой аппарат. А игровая форма особенно стимулирует речевые способности.
Варианты активных музыкальных игр для дошкольников:
🔹 «Имя». Ребенок должен громко и четко пропеть свое имя. При этом он хлопает в ладоши в ритм либо ударяет в бубен (можно использовать и другой инструмент, например, барабан). Чтобы малыш понимал, как это сделать, сначала покажите ему пример.
🔹 «Наши игрушки». Эта игра аналогична предыдущей. Ребенок пропевает название игрушки или другого предмета, растягивая гласные и отбивая ритм хлопками или музыкальным инструментом. «Погремим». Ребенок вместе со взрослым поет песню или частушку и одновременно гремит погремушкой в ритм.
🔹 «Споем». Пойте с малышом песенку со звукоподражанием (например: «Гуси-гуси, га-га-га...»). Подсказывайте слова, а ребенок будет повторять за вами.
Когда нужна помощь специалистов
Если у ребенка наблюдаются речевые расстройства, логопеды или дефектологи помогут вовремя выявить их причины и проведут занятия по коррекции. Обращаться к ним следует, если ребенок:
– в возрасте старше 8 месяцев не реагирует, когда к нему обращаются;
– в 2 года говорит только отдельные звуки или слоги;
– в 3 года совсем не разговаривает или говорит всего несколько простых слов;
– не понимает чужую речь;
– искажает все слова при произношении, так что его невозможно понять.
Эти дефекты указывают на задержку речевого развития, которую нужно незамедлительно начать корректировать.
Как быстро научить ребенка говорить: общие советы
Вот общие рекомендации о том, как научить маленького ребенка говорить в домашних условиях:
– как можно чаще разговаривайте с ребенком;
– не «сюсюкайте» с малышом старше 1,5–2 лет, говорите правильными, полноценными словами («поезд», а не «ту-ту»);
– поощряйте попытки ребенка говорить;
– развивайте речь в игровых упражнениях;
– комбинируйте упражнения разных типов;
– не полагайтесь только на телефон и планшет, читайте книги вслух;
– сочетайте речевое развитие с двигательной активностью;
– в более старшем возрасте стремитесь выработать у ребенка связную речь.
С вашей поддержкой малыш непременно научится говорить и будет с удовольствием делиться своими мыслями с вами!