Как научить ребенка управлять своими эмоциями?
Статьи. 7 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
Многих взрослых интересует, как научить ребенка справляться с негативными эмоциями, которые они проявляют, например со злостью или печалью. Особенно это важно для тех детей, которые с трудом контролируют свое поведение и при любых раздражителях впадают в истерику.
Однако и спокойные малыши порой не справляются с чувствами, которые испытывают. Более того, даже взрослые далеко не всегда управляют своим настроением.
В этой статье мы расскажем, как помочь ребенку справиться со своими негативными эмоциями без последствий.
Зачем и как учить ребенка справляться с эмоциями?
Научиться контролировать свои эмоции ребенок может в старшем дошкольном возрасте, т. е. примерно в 5–6 лет. Старший дошкольник уже способен, например, перестать плакать, если ушибся.
В более раннем возрасте малышу трудно осознать свои эмоции и желания и взять их под контроль. Четырехлетний ребенок может, например, к вечеру стать капризным и плаксивым из-за длительного бодрствования в течение дня.
Поэтому задача взрослых — следить за состоянием малыша и не допускать переутомления или перевозбуждения. Для этого нужно устанавливать правила поведения и распорядок дня. К примеру, после веселых подвижных игр ребенку лучше отдохнуть и перейти к спокойному времяпровождению: полистать книжку или порисовать в альбоме.
Если маленький ребенок устраивает при родителях истерику с целью добиться желаемого (допустим, требует в магазине игрушку, которая у него уже есть), лучше игнорировать его поведение и не идти на поводу. Малыш долго не успокаивается? Тогда стоит обнять его, утешить негромкими словами или отвлечь внимание на что-то другое. Помните, что на этом этапе дети еще не распознают свои эмоции и, вероятнее всего, не смогут дать ответ на вопрос, что с ними случилось.
При этом малыш уже способен усвоить базовые правила поведения: не драться, не отбирать чужие игрушки и т. д. В конфликтных ситуациях взрослому чаще всего приходится вмешиваться, чтобы успокоить ребят и примирить их друг с другом.
Вместе с тем можно постепенно знакомить детей с различными эмоциональными состояниями. Покажите ребенку изображения людей, которые испытывают разные эмоции, расскажите о них: «Смотри, эта девочка радуется, она улыбается». Побуждайте его к обсуждению картинки («Как ты думаешь, почему она обрадовалась? Может, у нее сегодня день рождения?»), связывайте ее с личным опытом малыша («А помнишь, ты тоже обрадовался, когда мы увидели радугу?»).
Расширять представления дошкольника об эмоциях помогает книга «Мои эмоции» из набора «Новый базовый курс. Окружающий мир 3+». Она наглядно показывает различные эмоциональные состояния и ситуации, в которых они возникают.
Все дети периодически испытывают негативные эмоции. В школьном возрасте каждому ребенку стоит научиться управлять ими, чтобы избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми. Дети, которые не контролируют проявление сильных эмоций, могут стать агрессивными или, наоборот, излишне замкнутыми. Они также сталкиваются с непониманием со стороны ровесников при бурных проявлениях чувств. Вот почему им важно учиться их контролировать.
Как научить ребенка «проживать» свои эмоции?
Как ребенку управлять своими эмоциями? Для этого нужно сначала их распознать. Способность понимать свои и чужие эмоции называется эмоциональным интеллектом. Благодаря эмоциональному интеллекту человек может осознать, что он чувствует в данный момент и чем обусловлены эти чувства.
Не нужно бояться отрицательных эмоций. Они являются естественной реакцией ребенка на события, которые с ним происходят, и помогают осознавать и преодолевать трудности.
Не бывает «важных» и «неважных» эмоций: все они необходимы для адаптации к условиям жизни. Например, испуг сигнализирует о возможной опасности, а гнев побуждает к решительным действиям. Среди эмоциональных реакций есть нейтральные, такие как безразличие, а некоторые из них приобретают ту или иную окраску в зависимости от ситуации (сравните удивление от неприятной новости и от подарка на празднике).
Также не следует стыдить детей за то, что они выражают негативные эмоции. Когда дети подавляют эмоции в течение длительного времени, это зачастую приводит к срыву и истерике. Вместо этого лучше научить направлять их в правильное русло. Это ключ к тому, как «подружить» детей с эмоциями.
В момент, когда ребенок находится под воздействием эмоционального всплеска, нужно остановить его и разобраться в ситуации. Если вы видите, что малыш подвержен гневу, обиде, тревоге, страху, грусти или раздражению, спросите его о том, что он чувствует. Попытайтесь выяснить причину этих эмоций и помочь ему решить проблему. Например: «Тебе грустно, потому что твоя тетрадка потерялась? Она наверняка найдется, давай вместе попробуем поискать».
На первых порах, когда ребенок еще не контролирует эмоции, он будет нуждаться в вашей помощи. Со временем он научится самостоятельно осознавать их и справляться с ними.
Как научить ребенка сдерживать эмоции?
Вот самые эффективные способы, которые помогают справляться с эмоциями:
Адекватная реакция. Вместо того чтобы бороться с эмоциями, ребенку нужно выражать их приемлемым образом, не причиняя вреда себе или другим людям. Попробуйте подобрать варианты, которые позволят ему дать выход чувствам. Например, если ребенка обидел кто-то из одноклассников, ему следует не кричать или затевать драку, а сообщить сверстнику, что именно его задело.
Перерыв на размышление. Когда школьник подвержен отрицательным эмоциям, например гневу, попросите его успокоиться и сосчитать про себя до десяти. Эта пауза позволит ему остановиться и не бросаться к решительным действиям, не подумав.
Эмоциональная поддержка. Не обесценивайте эмоции ребенка, бросая фразы: «Нечего тут плакать», «Отстань, успокойся наконец». Напротив, утешьте его, поддержите и покажите, что вы замечаете его чувства: «Я понимаю, что тебе не хочется сейчас делать домашнее задание. Но лучше сделать его, не откладывая, а потом отдохнуть».
Разговоры с ребенком. Обсуждайте не только произошедшие события, но и эмоции, впечатления, которые они вызвали у него: «Что тебе больше всего понравилось в школе сегодня?», «Что тебя удивило?» Учите ребенка подбирать слова для их обозначения: «Когда ты выиграл в соревновании, то чувствовал гордость?», «Тебе было жалко собачку, которая промокла под дождем?»
Родительский пример. Старайтесь сами контролировать эмоции и не выплескивать на ребенка злость или усталость. Если в данный момент вы не можете уделить ему внимание, объясните свое состояние: «Я сегодня очень устала на работе, но мы обязательно поговорим чуть позже». Когда малыш находится под воздействием эмоций, постарайтесь не заражаться ими, а сначала успокоиться и осмыслить проблему.
Физическая активность. Энергичные движения позволяют «выпустить пар» и отвлечься от переживаний. Чтобы справиться со злостью, ребенок может побить подушку или детскую боксерскую грушу. А регулярные упражнения, такие как бег или гимнастика по утрам, помогают вовремя сбрасывать физическое напряжение и предотвращают стрессы.
Занятия творчеством. Если у ребенка нет желания говорить о негативных эмоциях, которые он испытывает, предложите ему нарисовать их. Так он не только сможет выражать гнев безопасным способом, но и разовьет творческие способности.
Выражение положительных эмоций. Чтобы над малышом не возобладал отрицательный настрой, приучайте его замечать то, что вызывает у него радость, восхищение, приятное удивление, гордость, благодарность. Почаще обсуждайте его увлечения и вспоминайте радостные события. Малыш также может вести дневник, в котором будет фиксировать их.
Развитие эмпатии. В конфликтной обстановке необходимо понять эмоции другого человека. Для этого нужно обладать способностью к сопереживанию. Учите малыша наблюдать за эмоциями окружающих, не бояться выражать им сочувствие и признавать свою вину, когда она действительно есть.
Обучение на наглядных примерах. Разбирайте сцены из мультфильмов, фильмов и книг, в которых герой справлялся с сильным эмоциональным импульсом. Можно приводить и противоположные примеры. Скажем, в сказке «Белоснежка» злая мачеха не могла побороть зависть к прекрасной принцессе и в итоге сама пострадала от ее последствий.
Собственный опыт. Не стесняйтесь рассказывать о своих переживаниях, особенно в том случае, когда они напрямую связаны с ребенком: «Я волнуюсь за тебя», «Я переживала». Таким образом малыш усвоит, что для поддержания доверительных отношений можно и нужно говорить о собственных чувствах.
Что делать, если дети не умеют справляться с эмоциями?
У всех детей разный уровень самоконтроля. Некоторые малыши склонны к импульсивности и остро реагируют на любые раздражители. Им потребуется время, чтобы научиться справляться с эмоциональными порывами.
Иногда из-за перенесенного стресса (смена школы, переезд в другой город и т. д.) дети проявляют неконтролируемые эмоции. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с этой проблемой, лучше обратиться к психологу. Сигналом к обращению могут служить следующие признаки:
— резкие изменения поведения ребенка (боязливость, постоянная нервозность либо агрессия);
— ухудшения его здоровья, такие как проблемы со сном и аппетитом;
— приступы агрессии (малыш кусает или бьет других детей);
— проблемы в повседневной жизни, например, ребенок не способен сосредоточиться на уроке.
Возможно, у малыша наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство, при котором ему трудно контролировать свои эмоции и поведение. В таком случае психотерапевт может выписать специальные лекарственные препараты.
Теперь вы знаете, как ребенку научиться контролировать эмоции. Не забывайте, что в развитии навыков эмоциональной регуляции наилучший способ — не умалчивать о чувствах, а обсуждать их и искать им подходящий выход, который не навредит ни малышу, ни окружающим.