Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?
Статьи. 24 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
В этой статье мы поделимся, как происходит формирование мотивации к обучению у детей и каким образом можно ее повысить.
Особенности формирования учебной мотивации у детей
Мотивация — это стимул, который заставляет человека предпринимать какие-то действия. Имея высокую мотивацию, людям проще достичь целей и удовлетворить свои потребности.
Мотивы разделяются на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация обычно более стабильна и приносит результат на протяжении длительного времени.
Примеры внутренней мотивация ребенка к обучению в школе:
— интерес к знаниям и определенным занятиям (допустим, школьник решает задачи по математике, так как ему интересна эта наука и он хочет в ней разобраться);
— удовольствие от процесса обучения (ребенок любит уроки музыки, потому что ему нравится петь и слушать классические композиции);
— уверенность в себе (у школьника хорошо получается писать сочинения, поэтому он с радостью берется за подобные задания).
Внешняя мотивация учебной деятельности детей может выражаться, например, в следующем:
— награда (первоклассник получает конфету или красивую наклейку за выполненное задание);
— похвала от родителя или педагога (учитель на занятиях хвалит школьника за правильно решенное уравнение);
— победа над остальными (ребенок радуется, что занял первое место в школьной олимпиаде).
Мотивация деятельности ребенка также бывает положительной (получить награду, выгоду, удовлетворение) и отрицательной (избежать наказания или лишения чего-то ценного).
Отрицательная мотивация для детей может быть действенной, но она негативно влияет на эмоциональное состояние школьника, подрывает детскую самооценку и вселяет чувство страха. Поэтому намного лучше использовать положительную мотивацию для учебы.
Формирование мотивации ребенка к обучению начинается с первыми обучающими занятиями, т. е. уже к дошкольному возрасту. Но особенно актуальным этот вопрос становится при подготовке к школе и в начальных классах. Мотивация младших школьников во многом зависит от родительского отношения.
Почему уменьшается мотивация ребенка к знаниям?
Иногда родители, сами того не замечая, отбивают у ребенка желание учиться. Вот какими могут быть причины отсутствия формирования мотивации у детей начальной школы:
Излишнее давление. Ребенок начинает бояться неудач, когда его ругают за каждую плохую оценку, постоянно обвиняют в лени и отсутствии старания. Особенно задевают сравнения с другими детьми: «Вот у Маши всегда пятерки, а ты даже к уроку не готов». У школьника появляются мысли, что лучше избегать заданий, чем выполнять их не так, как от него ожидается.
Постоянный контроль. В начальной школе дети часто выполняют домашнее задание при родителях или дают им на проверку. Но когда те отслеживают все этапы обучения и заставляют отчитываться за каждое действие, ребенок может сопротивляться этой «слежке», чувствуя недоверие взрослых. При этом он не овладевает навыком самостоятельной организации своего времени.
Чрезмерная нагрузка. Нередко наблюдается ситуация, когда ребенок перегружен многочисленными кружками и занятиями с репетиторами. У него нет времени на отдых, прогулки и игры с друзьями. В результате у ребенка накапливается усталость, и даже те из школьных предметов, которые ему нравились, вызывают раздражение.
Отрицательный настрой. Порой родители сами формируют негативное отношение ребенка к школе, учителям и учебной деятельности («Никому эта литература не нужна»). Или ставят его в позицию неудачника: «Так и будешь получать двойки — нормальной работы не найдешь». Из-за этого ребенок заранее представляет неудачи, вместо того, чтобы стремиться к успеху, и у него возникает установка: «Я учусь плохо, а лучше не могу».
Отсутствие внимания. Если родители не знают или не учитывают интересы и склонности ребенка, а лишь навязывают свою точку зрения («Я решил, что ты станешь юристом, это востребовано», «Я учила французский, значит, и ты будешь»), то он не видит смысла в обучении. Более того, учиться ему становится неприятно, и возникает желание поступать наперекор взрослым.
Стресс. На учебную мотивацию могут негативно влиять внешние стрессовые факторы, такие как переход в новую школу, ссоры с товарищами или конфликты с учителями. В подобных случаях важно выяснить причину тревожности и постараться сделать процесс обучения комфортным для ребенка. Если родители в затруднении, можно обратиться к психологу.
Учеба как наказание. Некоторые родители в качестве наказания за непослушание и проступки требуют прочитать определенное количество страниц книги или решить ряд примеров. Однако такие методы не мотивируют ребенка: он начинает воспринимать обучение как нечто нежелательное и тягостное.
Повышение мотивации ребенка: эффективные способы
Для развития мотивации детей к учебе рекомендуем взять на вооружение следующие методы:
Задействуйте интересы ребенка. Для формирования положительной мотивации попробуйте связать учебные задания с его увлечениями. Например, если ребенок увлекается астрономией, но правила по русскому языку даются ему с трудом, предложите ему в качестве диктанта несложный текст про космос.
Вводите игровые элементы в обучение. Уроки природоведения можно дополнять прогулками в парке и наблюдением за птицами. Учить ребенка складывать и вычитать полезно на предметах, которые напрямую связаны с ним: «Мы живем на третьем этаже, а сколько этажей надо проехать на лифте, чтобы добраться до десятого?» Математические задания можно также давать в формате ребусов, а из словарных слов русского языка составлять кроссворды.
Показывайте свой пример. Младший школьный возраст — период, когда ребенок во многом подражает взрослым. Если он привык видеть маму или папу с книгой в руках, то выше вероятность, что у него возникнет интерес к чтению. Почаще разговаривайте с ребенком, уделяя внимание не только бытовым темам, и рассказывайте ему интересные факты из разных областей знаний.
Обсуждайте планы. Расспросите ребенка, кем он хочет стать, чем желает заниматься. Разумеется, представления о своем будущем у младших школьников еще могут поменяться. Но если подросток или ребенок помладше уже примерно знает, какую профессию хочет получить, расскажите ему, на какие предметы нужно обратить внимание и как они помогут достичь поставленной цели.
Не перебарщивайте с гаджетами. Мобильные приложения и другие интернет-ресурсы иногда помогают школьнику в освоении важных учебных материалов, но они не поддерживают мотивацию заниматься в классе и выполнять домашнее задание. Кроме того, гаджеты наносят вред зрению и прочим аспектам здоровья. Если ребенок устал сидеть с «домашкой», ему лучше не браться за телефон, а сделать разминку.
Хвалите за стремление учиться. Каждому ребенку нравится, когда его хвалят. Отмечайте не только оценки, но и старания: «Молодец, что сам вызвался к доске!», «Это здорово, что ты запомнил много слов из новой темы по английскому!» Если у ребенка что-то не получается, подбодрите его и не стыдите за ошибки в заданиях. Старайтесь найти в обучении как можно больше позитивных моментов.
Поощряйте нематериально. Награждать детей деньгами за получение положительных оценок — не лучший способ. Так у ребенка сложится установка, что его учеба нужна не ему, а только родителям, которые за это «платят». Лучше похвалить его и рассказать о его достижениях при других членах семьи. А если ребенок приложил много усилий (завершил проект или исправил оценку в четверти), можно помочь ему осуществить мечту, например сходить с ним в парк аттракционов.
Мы рассказали, как повысить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста. Советуем использовать положительную, а не отрицательную мотивацию, давать ученику возможность исправлять свои ошибки и создавать комфортную среду для обучения.