Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Статьи. 24 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

В этой статье мы поделимся, как происходит формирование мотивации к обучению у детей и каким образом можно ее повысить.

Особенности формирования учебной мотивации у детей

Мотивация — это стимул, который заставляет человека предпринимать какие-то действия. Имея высокую мотивацию, людям проще достичь целей и удовлетворить свои потребности.

Мотивы разделяются на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация обычно более стабильна и приносит результат на протяжении длительного времени.

Примеры внутренней мотивация ребенка к обучению в школе:
— интерес к знаниям и определенным занятиям (допустим, школьник решает задачи по математике, так как ему интересна эта наука и он хочет в ней разобраться);
— удовольствие от процесса обучения (ребенок любит уроки музыки, потому что ему нравится петь и слушать классические композиции);
— уверенность в себе (у школьника хорошо получается писать сочинения, поэтому он с радостью берется за подобные задания).

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Внешняя мотивация учебной деятельности детей может выражаться, например, в следующем:
— награда (первоклассник получает конфету или красивую наклейку за выполненное задание);
— похвала от родителя или педагога (учитель на занятиях хвалит школьника за правильно решенное уравнение);
— победа над остальными (ребенок радуется, что занял первое место в школьной олимпиаде).

Мотивация деятельности ребенка также бывает положительной (получить награду, выгоду, удовлетворение) и отрицательной (избежать наказания или лишения чего-то ценного).

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Отрицательная мотивация для детей может быть действенной, но она негативно влияет на эмоциональное состояние школьника, подрывает детскую самооценку и вселяет чувство страха. Поэтому намного лучше использовать положительную мотивацию для учебы.

Предлагаем книги для всестороннего развития детей от рождения до школы.

Формирование мотивации ребенка к обучению начинается с первыми обучающими занятиями, т. е. уже к дошкольному возрасту. Но особенно актуальным этот вопрос становится при подготовке к школе и в начальных классах. Мотивация младших школьников во многом зависит от родительского отношения.

Почему уменьшается мотивация ребенка к знаниям?

Иногда родители, сами того не замечая, отбивают у ребенка желание учиться. Вот какими могут быть причины отсутствия формирования мотивации у детей начальной школы:

Излишнее давление. Ребенок начинает бояться неудач, когда его ругают за каждую плохую оценку, постоянно обвиняют в лени и отсутствии старания. Особенно задевают сравнения с другими детьми: «Вот у Маши всегда пятерки, а ты даже к уроку не готов». У школьника появляются мысли, что лучше избегать заданий, чем выполнять их не так, как от него ожидается.

Постоянный контроль. В начальной школе дети часто выполняют домашнее задание при родителях или дают им на проверку. Но когда те отслеживают все этапы обучения и заставляют отчитываться за каждое действие, ребенок может сопротивляться этой «слежке», чувствуя недоверие взрослых. При этом он не овладевает навыком самостоятельной организации своего времени.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Чрезмерная нагрузка. Нередко наблюдается ситуация, когда ребенок перегружен многочисленными кружками и занятиями с репетиторами. У него нет времени на отдых, прогулки и игры с друзьями. В результате у ребенка накапливается усталость, и даже те из школьных предметов, которые ему нравились, вызывают раздражение.

Отрицательный настрой. Порой родители сами формируют негативное отношение ребенка к школе, учителям и учебной деятельности («Никому эта литература не нужна»). Или ставят его в позицию неудачника: «Так и будешь получать двойки — нормальной работы не найдешь». Из-за этого ребенок заранее представляет неудачи, вместо того, чтобы стремиться к успеху, и у него возникает установка: «Я учусь плохо, а лучше не могу».

Отсутствие внимания. Если родители не знают или не учитывают интересы и склонности ребенка, а лишь навязывают свою точку зрения («Я решил, что ты станешь юристом, это востребовано», «Я учила французский, значит, и ты будешь»), то он не видит смысла в обучении. Более того, учиться ему становится неприятно, и возникает желание поступать наперекор взрослым.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Стресс. На учебную мотивацию могут негативно влиять внешние стрессовые факторы, такие как переход в новую школу, ссоры с товарищами или конфликты с учителями. В подобных случаях важно выяснить причину тревожности и постараться сделать процесс обучения комфортным для ребенка. Если родители в затруднении, можно обратиться к психологу.

Учеба как наказание. Некоторые родители в качестве наказания за непослушание и проступки требуют прочитать определенное количество страниц книги или решить ряд примеров. Однако такие методы не мотивируют ребенка: он начинает воспринимать обучение как нечто нежелательное и тягостное.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Повышение мотивации ребенка: эффективные способы

Для развития мотивации детей к учебе рекомендуем взять на вооружение следующие методы:

Задействуйте интересы ребенка. Для формирования положительной мотивации попробуйте связать учебные задания с его увлечениями. Например, если ребенок увлекается астрономией, но правила по русскому языку даются ему с трудом, предложите ему в качестве диктанта несложный текст про космос.

Вводите игровые элементы в обучение. Уроки природоведения можно дополнять прогулками в парке и наблюдением за птицами. Учить ребенка складывать и вычитать полезно на предметах, которые напрямую связаны с ним: «Мы живем на третьем этаже, а сколько этажей надо проехать на лифте, чтобы добраться до десятого?» Математические задания можно также давать в формате ребусов, а из словарных слов русского языка составлять кроссворды.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Показывайте свой пример. Младший школьный возраст — период, когда ребенок во многом подражает взрослым. Если он привык видеть маму или папу с книгой в руках, то выше вероятность, что у него возникнет интерес к чтению. Почаще разговаривайте с ребенком, уделяя внимание не только бытовым темам, и рассказывайте ему интересные факты из разных областей знаний.

Обсуждайте планы. Расспросите ребенка, кем он хочет стать, чем желает заниматься. Разумеется, представления о своем будущем у младших школьников еще могут поменяться. Но если подросток или ребенок помладше уже примерно знает, какую профессию хочет получить, расскажите ему, на какие предметы нужно обратить внимание и как они помогут достичь поставленной цели.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Не перебарщивайте с гаджетами. Мобильные приложения и другие интернет-ресурсы иногда помогают школьнику в освоении важных учебных материалов, но они не поддерживают мотивацию заниматься в классе и выполнять домашнее задание. Кроме того, гаджеты наносят вред зрению и прочим аспектам здоровья. Если ребенок устал сидеть с «домашкой», ему лучше не браться за телефон, а сделать разминку.

Хвалите за стремление учиться. Каждому ребенку нравится, когда его хвалят. Отмечайте не только оценки, но и старания: «Молодец, что сам вызвался к доске!», «Это здорово, что ты запомнил много слов из новой темы по английскому!» Если у ребенка что-то не получается, подбодрите его и не стыдите за ошибки в заданиях. Старайтесь найти в обучении как можно больше позитивных моментов.

Поощряйте нематериально. Награждать детей деньгами за получение положительных оценок — не лучший способ. Так у ребенка сложится установка, что его учеба нужна не ему, а только родителям, которые за это «платят». Лучше похвалить его и рассказать о его достижениях при других членах семьи. А если ребенок приложил много усилий (завершил проект или исправил оценку в четверти), можно помочь ему осуществить мечту, например сходить с ним в парк аттракционов.

Как поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

Мы рассказали, как повысить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста. Советуем использовать положительную, а не отрицательную мотивацию, давать ученику возможность исправлять свои ошибки и создавать комфортную среду для обучения.