Как помочь ребенку, если его дразнят в школе
Статьи. 17 октября 2025 г. · 4 мин. чтения
Многие родители сталкиваются с проблемой словесной травли ребенка в школе. Одноклассники дразнят ребенка, придумывают обидные прозвища, оскорбляют и запугивают.
Подобное поведение нельзя терпеть ни ученику, ни его родителям. Давайте разбираться, что делать, если другие дети дразнят ребенка в школе.
Чем опасны словесные оскорбления?
Школьная травля (буллинг) — это организованные и целенаправленные унижения со стороны одноклассников, которым школьник подвергается на постоянной основе. Из-за этой намеренной агрессии ребенок находится в страхе и отчаянии.
Став жертвой травли, ученик не может сосредоточиться на учебе, что влечет за собой тревожность и заниженную самооценку. Весьма часто школьный буллинг формирует у ребенка комплексы, которые остаются во взрослом возрасте.
Травля среди школьников принимает разные формы. В частности, она бывает физической (побои, пинки, кража вещей) или сетевой (оскорбительные комментарии в социальных сетях и учебных чатах, рассылка личной информации посторонним).
Одна из наиболее распространенных форм травли — вербальная. Она включает в себя словесные оскорбления, насмешки, передразнивания, унизительные прозвища, угрозы и шантаж. К ней также относятся распространение вредоносных слухов и клевета.
Вербальная травля может причинить немало вреда и в итоге даже привести к физической расправе. Поэтому ребенку нельзя мириться со словесными издевательствами и умалчивать о любых из них.
Буллинг нужно отличать от детского конфликта. Школьные конфликты обычно возникают спонтанно, решаются довольно быстро, и ответственность в них лежит на обеих сторонах. А травля выражается в повторяющихся действиях, причем жертвы буллинга оказываются втянутыми в него против своей воли.
Проблемы буллинга: почему дразнят ребенка в школе?
Словесная травля чаще всего происходит в средней, или основной, школе (5–9 классы). В младшем школьном возрасте среди детей довольно силен авторитет классного руководителя, который способен пресечь попытки словесно унизить кого-то из ребят. А в старшей школе ученики уже достаточно хорошо справляются с негативными чувствами и понимают последствия своего поведения.
В средних классах у подростков появляется желание самоутвердиться и добиться уважения в группе. Но многие из них к этому возрасту все еще не умеют спокойно выстраивать процесс общения и контролировать себя.
Зачинщиком травли обычно выступает ребенок с агрессивным поведением, являющийся лидером в группе или претендующий на его роль. Зачастую это подросток из неблагополучной семьи, который испытывает злобу или зависть к окружающим и не умеет адекватно выражать свои эмоции. Он выбирает жертву и выплескивает на нее свою агрессию: начинает дразнить, оскорблять и подстрекать к этому других.
Помимо агрессора, в травле участвуют еще один или несколько сверстников. Среди них могут быть дети, подыгрывающие обидчику, и пассивные наблюдатели.
Многие школьники участвуют в травле или не препятствуют ей из боязни, что в ином случае лидер сделает «козлами отпущения» именно их. У этих детей появляется иллюзорное чувство защищенности, хотя всплески жестокости у агрессора бывают непредсказуемыми.
Таким образом, причины травли заключаются не в ребенке, ставшем жертвой, а в его преследователях. Дети объединяются против ровесника, который чем-то отличается от них, к примеру внешностью, особенностями поведения или речи. Так, школьные задиры могут передразнивать ребят с заиканием.
Повод для буллинга может быть практически любым. Иногда ребенка дразнят в школе за маленький рост, из-за неблагозвучной фамилии или называют толстым. В некоторых коллективах разделение проходит по финансовому признаку, когда дразнят детей без айфонов и брендовой одежды. Встречаются и совершенно нелепые поводы. Например, некоторые родители отмечают, что их ребенка дразнят «из-за большой головы».
Обычно травля происходит на переменах или после окончания уроков. Оскорбления могут застать ребенка врасплох где угодно: в классе, в коридоре, в раздевалке перед занятием по физкультуре или на школьном дворе.
Ощутив вседозволенность, группа агрессивных сверстников может начать издеваться над ровесником даже во время уроков, например, смеяться, когда школьник отвечает у доски. Если учитель не принимает меры, то со временем травля лишь усиливается.
Бурная реакция жертвы, такая как слезы и сопротивление, раззадоривает агрессора и его последователей. Они чувствуют страх ребенка, а потому придумывают все больше оскорблений. Иногда в роли обидчиков выступают не ровесники, а старшеклассники, которые испытывают удовольствие, унижая младших и самоутверждаясь за их счет.
Признаки жертвы буллинга
Не все дети, столкнувшись со словесными оскорблениями, рассказывают о них родным. Многие школьники боятся мести за «жалобы» или стыдятся обращаться за помощью. Порой они не рассчитывают свои силы и внушают себе мысль: «Я справлюсь с проблемами сам, без взрослых», поэтому не общаются на эту тему с родителями или учителями.
Понаблюдайте за ребенком. Школьник, которого травят сверстники:
— с нежеланием идет на учебу и школьные мероприятия;
— демонстрирует резкое снижение успеваемости;
— пребывает в угнетенном, подавленном настроении;
— уходит в себя или внезапно проявляет грубость;
— становится нервозным;
— теряет аппетит, испытывает проблемы со сном;
— избегает разговоров об одноклассниках либо отзывается о них только негативно;
— не приводит в гости сверстников и не общается с ними вне школы.
Довольно часто жертвами и «аутсайдерами» становятся робкие, скромные и молчаливые дети. Они производят впечатление беспомощных и зачастую действительно не способны постоять за себя при столкновении с язвительным сверстником.
Ребенка дразнят в школе: как помочь и чего нельзя делать родителям
Вот частые ошибки родителей, которые усугубляют детскую травлю:
Оставлять ребенка наедине с проблемой. Фразы наподобие: «Сам разбирайся», «Это просто шутки, чего ты обиделся?» вызывают у детей неуверенность в себе и недоверие к родителям. Ребенку в одиночку не справиться с группой агрессивных сверстников. В ваших глазах они дети, а для него — агрессоры, равные или даже превосходящие по физической силе.
Советовать «не обращать внимания». Сохранять спокойствие и оставаться полностью невозмутимым в ситуации травли для жертвы крайне трудно. Поэтому советы по типу «просто не реагируй» здесь не подействуют. К тому же молчание и бездействие жертвы зачинщик может расценить как готовность все стерпеть.
Вступать в конфликт с преподавателями. Помните, что они ваши союзники, которые знают обстановку в школе. Поговорив с классным руководителем и школьным психологом, вы сможете вместе обеспечить безопасность ребенка. А если станете обвинять их, то потеряете часть поддержки.
Сразу менять школу. Иногда такое решение становится единственным выходом, но его нужно принимать обдуманно. Сменить класс или учебное заведение стоит, если в нем нездоровая обстановка: все дети дразнят друг друга, дело часто доходит до физической травли, а учителя никак не реагируют или закрывают глаза на нее. Однако важно, чтобы в новой школе ситуация не повторилась и ребенок знал, как противостоять словесному буллингу и агрессивному детскому коллективу в целом.
Что делать, если ребенка дразнят в школе: советы психолога
Когда школьника обижают, обзывают и дразнят, родителям нужно срочно принять следующие меры:
Объясните ребенку, что он не виноват. У жертв буллинга может складываться впечатление, что в травле есть их вина. Вы должны ясно донести мысль: грубые слова обидчика указывают лишь на его собственную злость и невоспитанность. Хорошие оценки — не повод дразнить ребенка «ботаником» или давать другие обидные прозвища.
Тактично расспросите о ситуации. Выберите момент, когда вы с ребенком сможете поговорить без спешки. Не спрашивайте сразу про буллинг напрямую — школьник почувствует страх или замкнется в себе. Начать лучше с более нейтральной темы: «Как прошел день в школе?» Если выясняется, что ученик подвергается травле, расспросите подробнее: где и когда это происходит, кто выступает зачинщиком. Заверьте ребенка, что вы не оставите его в обиде.
Научите отвечать обидчикам. Объясните: они ожидают, что ребенок станет плакать, оправдываться, просить перестать обижать его или полезет в драку. Вместо того чтобы играть по их правилам, лучше установить свои и действовать неожиданно. Для этого можно ответить равнодушно («Мне все равно», «Обзывайся дальше, если еще не надоело») или иронично («Придумай что-то более оригинальное», «Кажется, кто-то хочет быть в центре внимания»). Даже если группа обидчиков продолжит нападки, без ожидаемой отдачи им вскоре надоест обзываться и приставать.
Придайте ребенку веру в себя. Нельзя давать агрессорам почувствовать власть и превосходство. Важно не вестись на их запугивания и провокации. Скажите ребенку, что он не один и вместе с вами обязательно справится с хулиганами. Пусть школьник ответит обидчикам прямо: «Предупреждаю, если вы еще раз меня назовете таким словом, то я расскажу учителю». Пострадавший должен понимать, что обращение к преподавателю будет не «ябедничеством», а справедливым поступком, а вот несправедливым является именно буллинг и нападение нескольких людей на одного.
Обратитесь за помощью. При постоянных преследованиях ребенка встретьтесь с классным руководителем, расскажите о травле и попросите помочь: остановить ее и предотвратить в будущем. Не лишним будет обращение к детскому психологу школы. Если проблема остается нерешенной, следует написать заявление на имя директора учебного заведения. Покажите вашу решимость довести дело до конца и защитить своего ребенка.
Помогите найти компанию. Если школьник не пользуется авторитетом среди ровесников и не имеет друзей, то велика вероятность, что его сочтут «изгоем» и сделают объектом насмешек. Каждому ребенку важно обрести настоящих товарищей, которые поддержат его и не встанут на сторону школьных недоброжелателей. Подумайте вместе со школьником, с кем из одноклассников он мог бы подружиться и общаться без опасений. К этим детям стоит подходить первым и начинать общение, прежде чем агрессоры, как обычно, станут дразнить на перемене.
Учите вести себя с уверенностью. Вместе того чтобы при обращении к задиристому однокласснику отводить взгляд, сутулиться, переходить на шепот и невнятное бормотание, ребенку нужно держать себя с достоинством. Говорить надо достаточно громко, четко и не торопясь, при этом сохраняя уверенную позу и осанку. На переменах школьнику лучше не прятаться от обидчиков, а продолжать в их присутствии спокойно заниматься своими делами, показывая, что он не намерен подстраиваться под них и быть униженным.
Как научить ребенка справляться со словесной травлей: выводы
Мы рассказали, что делать, если ребенка дразнят в школе. Когда школьник сталкивается с систематической словесной травлей, нельзя терпеть ее и подыскивать оправдание обидчикам. Иначе ситуация усугубится, а из-за обзывательств у ребенка останутся травмы на всю жизнь.
При буллинге силы обидчиков и жертвы неравны, к тому же сторона агрессора оказывает психологическое давление. Для ребенка самое главное — постараться не поддаваться ему, а для родителей — как можно скорее принять необходимые меры по защите от словесных нападков.