Как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях?

Статьи. 26 декабря 2024 г. · 4 мин. чтения

Произношение звуков закладывает базу для речевого развития детей. Особенно это важно в дошкольном периоде, когда речь только начинает формироваться.

Однако у многих детей возникают трудности с произношением буквы «р» (точнее, звука «р», который она обозначает). Это сложный звук, поскольку является сонорным и требует напряжения голоса. Большинство родителей дошкольников обращаются к логопедам с вопросом: «Как букву «р» научить ребенка выговаривать?»

Многие дети не знают, как произносить букву «р» правильно. Эта проблема нередко вызывает у родителей тревогу.

До 5 лет некорректное произношение звука «р» является нормой. Если ребенок в 6 лет все еще не выговаривает его, стоит начать заниматься с ним коррекцией этого звука.

Когда дети «картавят», они в дальнейшем сталкиваются с трудностями при обучении в школе. Ребенок тоже может расстраиваться, если у него не получается правильно произносить звуки. Из-за этого дефекта у школьника может даже возникнуть страх публичного выступления. Поэтому важно начать занятия по постановке этого звука вовремя и дома. В 4–7 лет стоит заниматься с ребенком фонетическими упражнениями.

Существует много упражнений для постановки звука «р» у детей в домашних условиях. Родители могут использовать их, чтобы самостоятельно проводить занятия с ребенком.

Причины проблем со звуком «р»

Прежде чем приступить к занятиям, важно понять, почему ребенку трудно выговаривать звук «р».

Анатомические особенности

Длина подъязычной уздечки. Если она слишком короткая, ребенку сложно дотянуться языком до неба для произнесения некоторых звуков.

Слабость языковых мышц. Бывает, что язык недостаточно подвижен и амплитуда его движений неширокая. Такая особенность указывает на то, что у ребенка недоразвит артикуляционный аппарат. Это случается, если ребенок мало и редко говорит или страдает от спазмов мышц лица.

Проблемы с фонематическим слухом – умением распознавать звуки речи и различать их между собой. Когда он недостаточно развит, ребенок не умеет произносить определенный звук или заменяет его на другие. Например, вместо «р» малыш произносит «л», «г» или «й».

Проблемы с дыханием. Они возникают при заболеваниях дыхательной системы, таких как ринит. Неправильное дыхание значительно затрудняет произношение звуков.

Психологические факторы

Неуверенность и страх ошибки тоже могут негативно сказаться на речевом развитии. Когда ребенок боится, что из-за произношения его будут критиковать взрослые или высмеивать сверстники, у малыша возникает тревога. Она мешает ребенку сосредоточиться на правильном произнесении звука.

Недостаточная речь в окружении ребенка

Зачастую современные дети проводят излишне много времени за планшетом или телевизором. Из-за этого они редко общаются со взрослыми и сверстниками. Некоторые родители мало разговаривают с ребенком, и он почти не слышит правильной речи. Более того, в таких случаях у него не возникает необходимости говорить. Поэтому речь дошкольника в целом оказывается неразвитой.

Ставим букву «р» ребенку дома: методы и упражнения

Преодолеть трудности в произношении звука «р» можно разными средствами.

Игровые упражнения для укрепления языка

Логопедические упражнения на букву «р» в домашних условиях позволяют растянуть уздечку языка. Их нужно выполнять следующим образом: родитель показывает на своем примере и объясняет, что требуется делать, а малыш повторяет.

🔸 «Качели». Ребенок должен широко раскрыть рот и подвигать языком вверх и вниз, доставая до зубов. На них нужно задержать язык на пару секунд. Если у малыша хорошо получается, можно попробовать касаться языком до верхней и нижней губы.

🔸 «Часики». Ребенку необходимо открыть рот и передвигать языком (передвигать язык) вправо-влево, как стрелки часов. Язык при этом нужно тянуть к уголкам рта.

🔸 «Маляр». Попросите ребенка представить, что он маляр, который красит потолок. Пусть он проведет языком по небу, как бы «окрашивая» его.

🔸 «Лошадка». Это упражнение довольно несложное: малышу надо поцокать языком. Нужно улыбнуться, открыть рот пошире, прижать язык к небу и пощелкать его кончиком.

Обращаем внимание, что при выполнении этих упражнений рот ребенка должен быть широко открыт, а нижняя челюсть – оставаться неподвижной. В этом положении нужно повторять движения несколько раз. Желательно делать это перед зеркалом.

Буква «р» для дошкольников: задания

Задания в пособиях Школы Семи Гномов помогут развить фонетическую сторону речи ребенка. Книга «Уроки грамоты 6+», входящая в набор «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+», помогает построить занятия по произношению «р» и других звуков в игровой форме.

Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Уроки грамоты 6+, с. 4

«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Уроки грамоты 6+», с. 4

Все книги Школы Семи Гномов

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика научит малыша правильно располагать органы речи для «рычания». Предлагаем следующие упражнения:

«Трубочка». Нужно сомкнуть зубы, вытянуть губы вперед и удерживать их, пока родитель отсчитывает пять секунд.

«Забор». Малыш должен сомкнуть зубы, широко улыбнуться и удерживать это положение под счет до пяти.

«Кучер». Ребенку нужно сомкнуть губы и как можно сильнее подуть. Губы должны вибрировать, издавая звук «тпру-у», как кучер, который хочет остановить лошадь.

Использование скороговорок и повторений

Когда звук уже поставлен, необходимо учиться произносить его в словах. Его нужно многократно повторять, чтобы довести до автоматизма. Вначале следует учить ребенка произносить слоги и простые слова: «ар», «ура» и т. п.

После этого переходите к словам посложнее: «рука», «речка». Ребенок должен освоить и твердый, и мягкий звук «р». Для получения мягкого звука можно произносить «р» вместе с гласным «и».

В закреплении навыка пригодятся скороговорки со звуком «р»: «Карл у Клары...», «Ехал Грека...», «На дворе трава...».

Как «р» выговаривать: пошаговая техника

Научить ребенка, как говорить «р», можно разными способами:

Через подражание. В этом случае ребенок сам вырабатывает произношение, подражая речи взрослых или выполняя упражнения, приведенные выше.

Через вибрации языка. Вызвать вибрации можно таким образом: привязать к нитке комочек бумаги или ваты, положить на кончик языка. Малыш должен убрать язык за верхние зубы и сильно подуть, чтобы сдуть с него комок. Это упражнение следует выполнять очень аккуратно, иначе ребенок может травмироваться.

Через другие звуки. Можно поставить звук «р», отталкиваясь сначала от звуков, которые у малыша уже сформированы.

Обучение через звук «д» проходит в несколько этапов:
1. Малыш должен быстро повторять «д-д-д» без остановки. Кончик языка находится при этом на верхних альвеолах. Он будет вибрировать, и появится звук наподобие «д-д-д-р-р-р».
2. Проговаривать слоги с твердым звуком «д» («дра», «дру, «дры» и т. д.).
3. Отрабатывать произношения слов на «др», «тр» (например, «другой», «трава»).
4. Повторять те же упражнения без звука «д», оставив «р».

Через «с» тоже можно получить звук «р». Ребенок должен тянуть «с-с-с», затем вдохнуть ртом и прижать к альвеолам язык. Получится короткий «р».

Учим букву «р»: как проводить занятия дома

Выбор времени и места для занятий

Не нужно начинать упражнения спонтанно. Подберите время, когда ребенок активен и готов к занятиям. Они должны быть регулярными, чтобы у ребенка выработалась привычка.

Проводить занятия лучше всего в одном и том же месте, где ребенок привык заниматься (читать, рисовать и т. д.). Они должны проходить в спокойной и комфортной обстановке.

Использование зеркала для контроля

На занятиях по артикуляции рекомендуется использовать зеркало. Оно поможет малышу отследить положение органов речи. Так он сможет сравнить свои действия с тем, что показывает взрослый. Зеркало должно располагаться удобно для дошкольника, чтобы он мог одновременно смотреть в него и говорить. А еще использование зеркала позволит родителю наблюдать за положением речевых органов ребенка с разных сторон.

Поддержка и мотивация ребенка

Важно подбадривать ребенка и хвалить его за успехи, даже если они пока небольшие. Тогда у малыша появится мотивация, и он будет старательнее выполнять упражнения.

Сколько времени нужно уделять ежедневно?

Занятия не должны занимать много времени, иначе ребенок утомится. Дошкольнику трудно долго сохранять концентрацию внимания и находиться в одном и том же положении. Каждое занятие должно длиться 5–15 минут в зависимости от возраста дошкольника. Главное – регулярность и постоянство.

Когда обращаться к логопеду?

Иногда без помощи профессионала не обойтись. Если после нескольких месяцев занятий ребенок в 6 лет все еще неправильно говорит звук «р», то следует записаться на консультацию логопеда. Он определит причину проблемы, поможет выработать произношение звука и закрепить его. Систематические занятия с логопедом помогают исправить звукопроизношение многим детям. Если проблема имеет неврологическую причину (заболевание нервной системы), то может потребоваться прием у логопеда-дефектолога.

Как выбрать логопеда и подготовить ребенка к занятиям

Рекомендуется выбирать логопеда, который обладает следующими характеристиками:
🔸 доброжелателен и умеет устанавливать контакт с ребенком;
🔸 обладает правильной речью и отчетливой дикцией;
🔸 имеет профильное образование и опыт работы;
🔸 соблюдает гигиенические требования;
🔸 имеет необходимые материалы и пособия по коррекции речи.

Чтобы не ошибиться в выборе логопеда, стоит посетить первое занятие ребенка и понаблюдать за работой специалиста. Также советуем обратить внимание на отзывы о нем, если они есть.

Перед посещением логопеда объясните дошкольнику, что это специалист, который поможет ему научиться говорить правильно и красиво. Это необходимо, чтобы у малыша не было тревоги или стеснения.

Мы рассмотрели, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях путем упражнений. Отметим, что регулярность занятий и терпение имеют решающее значение.

Помните: прогресс в речевом развитии появляется спустя время. Поддерживайте своего ребенка, хвалите его за успехи и создавайте комфортные условия для его обучения. При систематических занятиях результат непременно будет достигнут!