Развитие обоих полушарий мозга
Статьи. 18 апреля 2025 г. · 4 мин. чтения
В этой статье мы рассмотрим, почему так важно, чтобы полушария мозга ребенка работали слаженно. А еще мы дадим несколько рекомендаций, которые помогут родителям создать условия для развития межполушарных взаимодействий у малыша.
Что означает развитие обоих полушарий мозга у детей?
Межполушарная связь — это процесс, в ходе которого информация передается от одного полушария головного мозга к другому. Он осуществляется через структуру, называемую мозолистым телом.
Каждый из головных отделов сосредоточен на особых функциях. Левое полушарие отвечает за логику, речь и аналитические процессы, а правое — за образное мышление, эмоции и интуицию. Когда работа в полушариях мозга происходит слаженно, ребенок может решать самые разные задачи: от математических примеров до творческих заданий. Исследования показывают, что дети с развитым взаимодействием между полушариями мозга лучше учатся и легче адаптируются к изменениям.
Роль левого полушария
Левое полушарие мозга часто называют «логическим». Оно обрабатывает вербальную информацию, анализирует факты и способствует логическому мышлению. Его основные функции:
Речевые способности. Когда ребенок запоминает новые слова на родном или иностранном языке, составляет фразы, овладевает навыком чтения, то он активно использует эту часть мозга.
Аналитическое мышление. Способность находить закономерности, сравнивать и обобщать — все это функции левого полушария. Оно помогает ребенку устанавливать связи между причиной и следствием.
Математические навыки. Левое полушарие отвечает за распознавание цифр и вычисления.
Последовательная обработка информации. Левое полушарие обрабатывает информацию поэтапно, что важно при следовании инструкциям и алгоритмам.
Роль правого полушария
Правое полушарие головного мозга обычно называют «творческим». Оно отвечает за обработку информации, которую мы получаем не через слова, а через образы и чувства. Также оно ответственно за пространственное восприятие и музыкальные способности. Основные задачи правого полушария:
Визуальные представления. Правое полушарие помогает ребенку представлять предметы в пространстве, что важно для конструирования, лепки, аппликации.
Творческое воображение. Работа правого полушария помогает сочинять истории и рисовать картины. Оно в целом способствует творческому мышлению человека.
Эмоциональный интеллект. Понимание своих и чужих эмоций — это работа правого полушария. Оно позволяет ребенку развивать социальные навыки и сопереживать окружающим.
Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, в правом разнообразные поступающие сведения обрабатываются одновременно.
Взаимосвязь между полушариями головного мозга
Когда оба полушария развиты и работают слаженно, это позволяет достичь наилучших результатов в любой деятельности, особенно в умственной.
Представьте, что ваш ребенок решает одну из математических задач повышенной сложности, которые в учебнике отмечены «звездочкой». Левое полушарие анализирует ее условия и числовые данные, а правое полушарие разрабатывает нестандартные пути для ее решения. Синхронизация полушарий приводит к тому, что у ребенка появляется правильный ответ на логическую задачу.
В подобном процессе важна роль мозолистого тела. Мозолистое тело — это своеобразный мост между полушариями мозга. Оно состоит из множества нервных волокон, которые передают информацию от одного полушария к другому. Чем лучше развито мозолистое тело, тем успешнее происходит информационный обмен между полушариями.
Любопытно, что у музыкантов, особенно тех, кто начал заниматься музыкой в раннем возрасте, мозолистое тело обычно имеет более сложное строение и увеличенный размер. Это доказывает, что регулярные занятия могут физически изменять некоторые части мозга.
Признаки недостаточного развития двух полушарий мозга у детей
Проблемы возникают, когда одно полушарие детского мозга развито больше, чем другое, или взаимодействие между ними недостаточно сформировано. Тогда потребуются дополнительные усилия, чтобы наладить мозговую активность.
На возможные трудности может указывать ряд симптомов. Разберем каждый из них.
Когнитивные признаки
Обратите внимание на следующие моменты в мышлении и обучении ребенка:
Трудности с чтением. У ребенка могут возникать проблемы с различением похожих букв, например «б» и «в», а также ненамеренное чтение слогов в обратном порядке. Это связано с тем, что левое полушарие мозга, которое отвечает за распознавание букв, недостаточно взаимодействует с правым полушарием, которое формирует целостное восприятие слова.
Проблемы с письмом. Зеркальное написание букв или цифр — это распространенный признак того, что межполушарное взаимодействие еще не сформировалось полностью. В таком случае ребенок может писать цифру 3 как Ɛ или переставлять местами буквы в слове.
Сложности с математикой. Если у ребенка возникают проблемы с устным счетом или решением задач в несколько действий, это может указывать на то, что аналитические способности левого полушария не получают достаточной поддержки от правого.
Поведенческие признаки
На проблемную ситуацию также указывают некоторые особенности поведения.
Проблемы с координацией движений. Ребенок часто спотыкается, роняет вещи или ему трудно выполнять задания, требующие точности движений, например застегивание пуговиц.
Недостаточная концентрация внимания. Ребенку может быть трудно сосредоточиться на одном деле в течение нескольких минут или, наоборот, переключаться между разными видами схожей деятельности.
Трудности с пересечением центральной линии тела. Малышу сложно выполнять действия, требующие пересечения воображаемой вертикальной линии, проходящей через центр тела (например, дотронуться правой рукой до левого плеча).
Эмоциональные признаки
Родителям следует обратить внимание на следующие проявления, которые могут указывать на проблемы с межполушарным взаимодействием:
Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка быстро переходит от радости к гневу или грусти без видимых причин. Это может быть связано с тем, что правое полушарие, отвечающее за эмоции, не имеет прочной связи с левыми отделами мозга, ответственными за анализ ситуации.
Трудности с выражением эмоций словами. Если ребенку сложно понять и словесно выразить чувства, свои или других людей, это может указывать на слабую связь между правым полушарием, распознающим эмоции, и левым, отвечающим за развитие речевых навыков.
Излишняя тревожность или апатия. Некоторые дети с несформированным межполушарным взаимодействием могут проявлять повышенную тревожность, особенно в незнакомых ситуациях. Другие, наоборот, выглядят апатичными и безразличными к происходящему.
Важно понимать, что наличие одного или нескольких из этих проявлений не всегда указывает на проблему с межполушарным взаимодействием. Но если вы заметили несколько таких признаков у своего ребенка, стоит обратиться к психологу для более детального анализа.
Причины проблем с развитием левого и правого полушария мозга у детей
Развитие обоих полушарий мозга и межполушарных связей — это сложный процесс, который напрямую отражается на интеллектуальных способностях ребенка. В случае проблем понимание их сути необходимо для улучшения ситуации.
Среди основных причин выделяют следующие:
Биологические факторы: генетические особенности строения мозга, проблемы внутриутробного развития плода, недостаток мозговой активности в первые месяцы жизни малыша.
Внешние факторы: малоподвижный образ жизни, чрезмерное использование электронных устройств, недостаток сенсорного опыта (в особенности визуального и тактильного), неправильное питание и отсутствие витаминов.
Психологические факторы: болезненный детский опыт, недостаток эмоциональных контактов с родными, редкость новых впечатлений.
Образовательный фактор тоже играет важную роль в развитии обоих полушарий головного мозга у детей, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Иногда родители думают, что чем больше развивающих занятий посещают малыши, тем лучше они развиваются. На самом деле это не совсем так. Будет ошибкой отдавать маленького ребенка на многочисленные кружки и секции, включая изучение нескольких иностранных языков. Это может привести к тому, что левое полушарие мозга, отвечающее за аналитическое мышление, будет развиваться слишком быстро, а нейронные связи между ним и правым полушарием останутся слабыми.
В результате такой ребенок, даже если он готов к обучению в первом классе, будет с трудом концентрироваться на уроках, плохо понимать материал и делать много ошибок при чтении и письме. Поэтому стоит развивать не только логику, но и творческие способности, а также моторику.
Необходимо помнить, что детский мозг отличается активностью и гибкостью. Это означает, что, даже если в раннем возрасте у него были неблагоприятные условия, грамотно построенная развивающая среда и поддержка со стороны взрослых могут существенно улучшить положение дел.
Упражнения для развития обоих полушарий головного мозга у ребенка
Развитие взаимодействия между полушариями мозга можно превратить в интересное занятие, которое с легкостью включается в повседневную жизнь ребенка. Выполнять упражнения можно на занятиях в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Рассмотрим различные методы, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным.
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения представляют собой несложную мозговую «гимнастику». Они тренируют мозг в целом и способствуют активизации взаимодействия между его полушариями. Такие занятия одновременно стимулируют как физическую, так и умственную деятельность. Поэтому они становятся настоящей зарядкой для мозга и организма в целом.
Вот несколько наиболее эффективных упражнений.
«Крест-накрест». Это упражнение можно использовать в перерыве между занятиями. Оно развивает не только межполушарную связь, но и концентрацию внимания. Для его выполнения ребенку нужно встать прямо, поднять правое колено и коснуться его левым локтем. После этого надо вернуться в исходное положение. Потом выполняется обратное действие: ребенок поднимает левое колено и дотрагивается до него локтем правой руки. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.
«Восьмерки». Покажите ребенку, как нужно выполнять упражнение: вытянуть правую руку вперед и начертить в воздухе указательным пальцем горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). При этом надо следить глазами за движениями пальца. Ребенок должен повторить действие 10 раз, затем сделать то же самое пальцем другой руки. Можно усложнить задание и рисовать восьмерки обеими руками одновременно. Другой вариант упражнения — выполнять это действие с закрытыми глазами.
«Все наоборот». Можно предложить ребенку выполнять привычные действия (почистить зубы, налить воду в стакан, написать слово на бумаге) другой рукой: если он правша, то левой, а если левша, то правой. После таких тренировок мозг работает более интенсивно, а связь между правым и левым полушариями становится прочнее.
Творчество и музыка в простых упражнениях
Творческая деятельность разовьет полушария и укрепит связи между ними. К ней относятся следующие методы:
Техника «Двойное рисование». Эту методику часто применяют для развития двух полушарий мозга. Для выполнения упражнения понадобятся большой лист бумаги и как минимум два карандаша одного и того же цвета. Попросите ребенка нарисовать двумя руками одинаковый рисунок. Начать можно с простых геометрических фигур, таких как круг или квадрат. Затем ребенок может попробовать рисовать одинаковых птиц или рыбок. Другой вариант — нарисовать симметричное изображение, например бабочку.
Игра «Рисуем в воздухе». Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе разные фигуры (например, правой рукой — круг, левой — квадрат или треугольник). Затем попросите начертить одну и ту же фигуру двумя руками сразу. Можно усложнить упражнение, предложив ребенку изображать знакомые буквы или цифры. Это способствует развитию воображения и пространственного мышления.
Ритмическое упражнение «Простучи ритм». Взрослому нужно отстучать по столу или прохлопать в ладоши простой ритм. Задача ребенка — воспроизвести его. Постепенно игру можно усложнять, добавляя к ритму простые слова или фразы, которые малыш должен повторить.
Комплекс физических упражнений
Упражнения на координацию позволяют развивать оба полушария мозга. К ним относятся задания, приведенные ниже.
«Мельница». Ребенку нужно вытянуть руки и вращать ими в разных направлениях: правой — вперед, левой — назад. Через 10–20 круговых движений надо поменять направление.
«Маршируем». Ребенок шагает на месте под счет или энергичную музыку, высоко поднимая ноги. Шаг правой ногой сопровождается взмахом левой руки, и наоборот.
«Зеркало». Встаньте напротив ребенка и начните выполнять простые движения руками (например, поднимите сначала правую руку, затем левую). Ребенок должен повторять ваши действия зеркально, т. е. той же рукой. Постепенно усложняйте упражнение, добавляя движения ногами или головой.
«Танец рук». Предложите ребенку сжать левую кисть в кулак и отвести большой палец в сторону. При этом кулак должен быть повернут так, чтобы пальцы смотрели на лицо. Правую ладонь нужно держать горизонтально и касаться ею мизинца левой руки. Затем ребенок должен несколько раз менять положение рук, выполняя это действие как можно быстрее.
Для достижения наилучшего результата нужно повторять упражнения ежедневно. Советуем выбирать те виды деятельности, которые нравятся вашему малышу, чтобы регулярные занятия приносили как пользу, так и удовольствие.
Упражнения для развития полушарий мозга для детей разного возраста
Предлагаем 10 упражнений на развитие обоих полушарий головного мозга для детей соответственно их возрасту. Их стоит сделать частью повседневной жизни ребенка.
Игры на развитие полушарий мозга для детей дошкольного возраста (3–6 лет)
Для дошкольников подойдут простые и занимательные игры. Эти игровые упражнения выполняются под руководством родителя или педагога. В них взрослому нужно следить за четкостью и правильностью движений. Именно тогда эти упражнения улучшают работу полушарий и способствуют формированию нейронных связей в мозге.
«Разводим мостик». Покажите ребенку принцип упражнения: соединить попарно пальцы обеих рук (большой — с большим, указательный — с указательным и т. д.), а потом по очереди их размыкать. Другие пальцы при этом не должны двигаться.
«Солнце — луна». Пальцы на одной руке нужно сжать в кулак, а на другой руке — выпрямить и растопырить. Затем нужно одновременно поменять эти положения и таким образом повторить упражнение 10–20 раз.
«Колечко». Ребенку нужно соединять пальцы в кольцо с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем. Потом следует повторить в обратном направлении. Выполнить упражнение надо каждой рукой по очереди, а затем обеими одновременно.
«Кулак — ребро — ладонь». Это упражнение предполагает последовательную смену трех положений руки: кулак; ладонь, поставленная ребром на стол; ладонь, лежащая на столе. Сначала действия совершаются несколько раз правой рукой, затем левой, а потом обеими вместе. Постепенно увеличивайте скорость выполнения упражнения.
Упражнения на развитие обоих полушарий мозга у детей младшего дошкольного возраста (7–11 лет)
Школьникам стоит предлагать более сложные упражнения, которые сочетают умственную и физическую активность. Ими можно заниматься перед началом учебного дня или в перерывах между выполнением домашнего задания.
Приведем несколько специальных упражнений, которые повышают активность мозга в обоих полушариях.
«Ухо — нос». Ребенку надо дотронуться левой рукой до кончика носа, а правой — до противоположного уха. Затем следует одновременно отпустить их, хлопнуть в ладоши и поменять руки местами. Эти действия повторяют 8–10 раз.
«Трезубец». Нужно поднять, выпрямить и растопырить три пальца: указательный, средний и безымянный. Мизинец надо прижать большим пальцем. Те же действия повторить с другой рукой.
«Коза». Это вариация предыдущего упражнения. Ребенок должен вытянуть указательный палец и мизинец и подвигать ими из стороны в сторону. Средний палец и безымянный в это время прижаты большим.
«Дышим через нос». От ребенка требуется вдыхать и выдыхать через одну ноздрю, закрывая другую указательным пальцем противоположной руки. Затем поменять положение. Дыхание должно быть медленным и глубоким.
«Четное-нечетное». Вы называете число, а ребенок должен подпрыгнуть на правой ноге, если оно четное, и на левой, если нечетное. Чтобы усложнить задание, можно задавать примеры вместо готового числа.
«Массаж ушей». Ребенок массирует уши, слегка оттягивая их края в сторону и вниз. Такой массаж воздействует на биологически активные точки, которые расположены на мочках ушей.
Заключение
Развитие двух полушарий мозга у детей и межполушарного взаимодействия — это комплексный процесс, который затрагивает многие аспекты жизни. Слаженная работа обоих полушарий мозга крайне важна для развития умственных, физических и эмоциональных способностей ребенка.
Приведенные комплексы упражнений развивают оба полушария и способствуют улучшению межполушарного взаимодействия. Они также помогают развить много полезных навыков: координацию, скорость реакции, глазомер, концентрацию внимания и творческие способности.
Помните, что развитие мозговых структур продолжается на протяжении всего детства и оказывает влияние на дальнейшую жизнь. Регулярность и системный подход — залог успеха в этом деле.