Развитие ребенка на втором году жизни
Статьи. 6 августа 2025 г. · 4 мин. чтения
Годовалый ребенок быстро растет и осваивает мир. Он учится увереннее ходить, бегать, играть в различные игры.
В возрасте от 1 года до 2 лет важно не допустить возможных пробелов в развитии. Если у малыша будет запаздывать развитие важных навыков, то восполнить упущение будет весьма трудно.
Предлагаем вам рассмотреть, как происходит развитие детей от 1 года до 2 лет.
Развитие ребенка после 1 года
Когда ребенку исполняется 1 год, он переходит из младенчества в ранний возраст (от 1 до 3 лет). В 12 месяцев малыш учится держаться на ногах и перемещаться в ближайшем пространстве. Его игры становятся более сложными, чем раньше: ребенок начинает играть с мячиками, кубиками и т. д.
Развитие ребенка по месяцам после 1 года происходит стремительно. В период до 2 лет он ежемесячно вырастает примерно на 1 см.
В возрасте 1 года малыш умеет:
— ходить (самостоятельно или держась за руку взрослого);
— уверенно ползать на четвереньках;
— сидеть, вставать и садиться;
— есть твердые кусочки пищи: фруктов, овощей, мяса;
— говорить несколько слов («мама», «баба», «на») или звукоподражаний («му», «би-би»);
— различать интонации голоса родителя, выражать эмоции (улыбаться, хмуриться);
— исполнять простые просьбы, такие как принести нужную вещь («Дай мишку»).
Родители могут заметить, что ребенок отдает предпочтение определенным занятиям, играм, игрушкам, пищевым продуктам. У него уже проявляются черты характера. Ребенок пытается быть самостоятельным, например поднимать руки, когда его одевают. Малышу уже можно давать прикорм, к примеру овощное пюре или творог.
Около 1 года у ребенка может наступить кризис. Он возникает, когда малыш хочет проявить самостоятельность, но сталкивается с ограничениями. К примеру, ему хочется открыть ящик в шкафу, а родители не разрешают, или он пытается произнести какое-то слово, но у него пока не получается. Из-за этого малыш начинает капризничать, плакать, отказывается слушаться взрослых.
В этот период важно предоставлять ребенку свободу в рамках разумного. Если родители сохраняют спокойствие и не ставят излишние ограничения, кризис у годовалых малышей, даже весьма активных, проходит без видимых трудностей.
Период развития детей от 1 до 2 лет разделяют на 4 равных промежутка. Каждый из них связан с совершенствованием тех или иных эмоциональных, умственных, социальных и физических навыков. Ниже мы рассмотрим этапы развития ребенка по месяцам после 1 года.
Развитие ребенка на втором году жизни: первая четверть (от 1 года до 1 года 3 месяцев)
В данный период малыш постепенно учится ходить без помощи взрослых. Эта задача может оказаться для него непростой. Ребенок довольно часто падает, но после падений поднимается на ноги и снова пробует идти. Это неутомимое желание малыша помогает ему в развитии двигательных навыков. У него совершенствуется координация движений, и он учится управлять своим телом.
Чтобы годовалый ребенок мог свободно перемещаться, нужно обеспечить ему безопасную среду. Уберите с пола все ненужные и опасные предметы и убедитесь, что розетки не находятся в доступе малыша.
Когда ребенок делает свои первые шаги, вы можете поддерживать его за руку. Однако силой заставлять кроху вставать и идти не стоит. Важно не допускать перенапряжения малыша, ведь в этом возрасте он еще не умеет правильно распределять энергию.
Иногда ребенок может снова возвращаться к ползанию, как в возрасте до 1 года. Со временем это пройдет, и малыш будет передвигаться в основном в вертикальном положении. Но если ребенок в 1 год и 3 месяца все еще не начал ходить, стоит обратиться к врачу, чтобы выяснить причину задержки навыка и принять необходимые меры.
Годовалый малыш активно исследует ближайшее пространство. Во время прогулки он способен преодолевать невысокие препятствия (например бревно или бугорок). Малыш начинает лазать и может, скажем, пролезть через обруч. Он уже умеет держать детскую чашку обеими руками и ложку в одной руке, но во время приема пищи ему пока помогают старшие.
Ребенок с любопытством изучает предметы, которые видит перед собой. Он взаимодействует с разными игрушками, в т. ч. разборными (пирамидки, матрешки), строительными (кубики, конструктор), сюжетными (куклы, машинки, мягкие игрушки).
Чтобы ребенок научился правильно их использовать, родители должны показывать ему, как это делается: кормить куклу, нанизывать колечки на пирамидку, собирать башенку из кубиков и т. д. Тогда ему захочется повторить за действиями взрослых.
Бывает, что малыш ломает игрушки и другие вещи. В этом есть и положительная сторона: ребенок расширяет свой сенсорный опыт, узнает больше о различных предметах и материалах, из которых они сделаны.
Чтобы направить энергию малыша в правильное русло, полезно давать ему прочные разборные игрушки, которые он не сможет повредить. Они не только способствуют развитию познавательных способностей, но и укрепляют мелкую моторику.
Ранняя речь ребенка тоже стремительно развивается. Он понимает намного больше, чем может сказать, а его активный словарный запас насчитывает около 10–15 слов. Он запоминает имена близких и слова, которые обозначают родственные связи («мама», «папа», «бабушка», «сестра» и т. п.).
В этом возрасте малыш очень привязан к родителям. Он узнает их на фотографиях, с радостью играет с ними, скучает в их отсутствии. Незнакомых людей ребенок может воспринимать с опаской. Это совершенно нормально, поскольку он еще не умеет контролировать свои эмоции.
Вторая четверть (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)
В 1 год и 3 месяца ребенок уже умеет ходить сам, хотя и не всегда ровно. Малыш продолжает обучаться навыку самостоятельной ходьбы.
Многие дети могут подниматься и спускаться с детской горки, бросать мяч. Малыш также начинает осваивать навыки гигиены, например сообщает о том, что хочет в туалет, и пытается умываться без помощи взрослого.
Когда кризис 1 года пройден, поведение ребенка становится более спокойным. Он может играть с другими детьми, например со старшим братом или сестрой. Но делиться игрушками он не хочет, ведь у него еще нет социальных навыков. Малыш может отобрать игрушку у другого ребенка, а потом сразу потеряет к ней интерес. В подобных случаях взрослым стоит вмешаться и постараться предупредить конфликты между детьми.
У малыша развиваются игры с сюжетом. Он начинает понимать, что действия одного и того же типа можно выполнять с разными игрушками: укладывать спать и куклу, и зайчика, накрывать их и одеялом, и тряпочкой. Важно показывать ребенку последовательность игры и обучать его правильно обращаться с предметами.
Ребенок продолжает учиться словесно выражать свои потребности и намерения. К 1 году и 6 месяцам ребенок произносит примерно 20–30 слов, а понимает намного больше. В его речи появляются предложения из 2 слов («Мама, дай»). Многие слова являются упрощенными («кач» — качаться, качели, «би-би» — машина, «ту-ту» — поезд и т. п.).
Говорите с ребенком медленно и выразительно, чтобы он понимал вашу речь. Лучше использовать короткие фразы и делать паузы между ними. Показывайте малышу предметы, о которых говорите: «Смотри, вот яблочко. Какое это яблочко? Красное».
Третья четверть (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Ребенок в возрасте 1,5 лет ходит достаточно уверенно. Видя препятствие, он может остановиться, перелезть или обойти его. Он редко падает во время ходьбы. С крохой уже можно играть в простые подвижные игры с мячом.
Малыш может сам снять шапку во время переодевания. Он учится после игры убирать игрушки по просьбе родителя.
Ребенок старше 1,5 лет может немного дольше играть и удерживать внимание. Он обучается доводить действия до конца, например полностью собирать пирамидку из колец разного размера.
В этом возрасте не стоит оставлять ребенка одного. Взрослому нужно заниматься и играть с малышом, поскольку он не сможет обучиться новым навыкам сам по себе. К тому же кроха ждет реакции родителей на свои действия. Ему нравится, когда мама и другие родственники хвалят его.
Если ребенок совершает действия, которые могут ему навредить, допустим, тянется к острым предметам, то нужно сразу останавливать его. Малыш во втором полугодии уже понимает запреты.
Вместе с развитием мышления у ребенка развиваются память и речь. У него сохраняются впечатления от прошедшего дня. Стимулируйте речевое развитие ребенка, вовлекая его в диалог и задавая несложные вопросы: «Где мы гуляли?» — «У озера». — «Кого мы видели?» — «Уточку». — «Чем кормили уточку?» — «Хлебом». Если малыш пока не способен дать ответ, ответьте за него или подскажите нужное слово.
Многие слова ребенок не выговаривает или использует вместо них упрощенные («па» — спать, «бо-бо» — больно). Шипящие звуки и сочетания согласных малыши обычно не произносят. Поэтому иногда их могут понять только близкие.
Не нужно заставлять ребенка повторять за вами слова точь-в-точь, пытаясь научить его говорить как взрослые. В этом возрасте мышцы артикуляционного аппарата у малыша еще недостаточно развиты, поэтому следует сначала укрепить их.
Ребенок старше 1 года и 9 месяцев задает родителям много вопросов. Обычно они выражаются только в интонации предложений. Но иногда малыши уже могут использовать вопросительные слова («Де баба?», т. е. «Где бабушка?»).
Четвертая четверть (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)
Ребенок в этом возрасте значительно отличается от годовалого малыша во всех аспектах своего развития. Малыш может быстро ходить, не шаркая ногами, и даже бегает. Зачастую крохе трудно усидеть на месте: ему хочется постоянно быть в движении и проявлять физическую активность.
Ребенок может выстраивать игры с простыми бытовыми сюжетами, соблюдая последовательность из 2–3 действий: накормить куклу, уложить ее спать в коляску, покачать. Малыш использует различные атрибуты к игрушкам, такие как кукольная посуда.
Физическое развитие ребенка до 2 лет позволяет ему стать самостоятельнее. Малыш обучается умываться без посторонней помощи, мыть руки перед едой, есть пищу с помощью ложки. Он лучше ориентируется в комнате, знает названия окружающих предметов: мебели, одежды и т. д.
Ребенок в состоянии выполнить указания родителей, состоящие из 1–2 действий, понимает слова «надо», «можно», «нельзя». Он усваивает простейшие правила поведения и соблюдает их, находясь под присмотром взрослых.
У малыша появляется навык обобщения. Постепенно он начинает осознавать, что одно слово может обозначать неодинаковые, но похожие друг на друга вещи (предмет под названием «мячик» бывает маленьким и большим, красным и синим). Благодаря этой способности он может опознавать объекты на картинках.
В этот период происходит резкий скачок в развитии речевых навыков. К концу второго года жизни ребенок общается со взрослыми преимущественно с помощью слов, а не только указательных жестов и выражений лица.
Активный словарный запас малыша составляет 200–300 слов, среди которых не только существительные, но и прилагательные («большой», «хороший»), наречия места («там», «тут»), предлоги («в», «на»). Малыш распознает элементарные эмоции, понимает слова «радоваться», «бояться» и т. п. Он составляет предложения из 3–4 слов.
Родителям нужно заменять в речи упрощенные слова на полноценные (не «и-го-го», а «лошадка»), даже если кроха пока с трудом их произносит. Ему необходимо запоминать звучание правильных слов, что пригодится для речевого развития ребенка в 2 года и позже, когда дети осваивают навыки общения со сверстниками.
Заключение: развитие ребенка на 2 году жизни
Мы разобрали, как происходит развитие ребенка на 2 году жизни, и рассказали о наиболее важных умениях. У малыша в этот период закладываются основы игровой деятельности и самообслуживания. Одним из важнейших достижений в физическом развитии ребенка до 2 лет является совершенствование ходьбы.
Сопоставляя умения вашего малыша с показателями возрастных норм, не забывайте о том, что каждый маленький человек уникален. Темпы развития у всех индивидуальны. Некоторые дети в 1 год уже умеют ходить без опоры, но не обладают речью. Это вовсе не указывает на задержку психического развития. Однако, если вы наблюдаете значительные отклонения от нормы, стоит обратиться к специалистам: педиатру и неврологу. Они помогут избежать проблем в развитии ребенка в 2 года.
Общайтесь и играйте с малышом, хвалите его за первые достижения, и тогда его детство будет радостным и счастливым!