Развитие ребенка по месяцам до 1 года
Статьи. 5 августа 2025 г. · 4 мин. чтения
В течение первого года жизни дети активно развиваются. Новорожденный кажется совсем беспомощным, но уже спустя 12 месяцев он способен ходить и произносить свои первые слова.
Родители младенцев зачастую волнуются о здоровье своего малыша и темпах его роста. Мамам и папам хочется быть уверенными в том, что ребенок развивается в соответствии с нормами. К тому же достижения первого года важны для всей последующей жизни.
Мы разберем этапы и темпы развития ребенка с рождения до 1 года по месяцам и их основные особенности.
Нормы развития новорожденного и ребенка до 1 года по месяцам у мальчиков и девочек
Давайте обратимся к показателям физического и психоэмоционального развития младенца на каждом этапе. Для вашего удобства мы представили их в виде таблицы-календаря.
Возраст ребенка | Главные черты развития |
---|---|
От рождения до 1 месяца | В первый месяц жизни новорожденный привыкает к новым условиям. Наибольшую часть его времени занимает сон: ребенок спит около 6 раз по 1,5–2 часа днем и не менее 10 часов ночью. Обо всех физических потребностях, включая голод, малыш сообщает плачем. Время кормления наступает через каждые 2–3 часа. При кормлениях ребенку полагается питаться только молоком или молочной смесью. Лежа на спине, младенцы проявляют физическую активность: хаотично шевелят ножками и ручками, сжатыми в кулачки. Они реагируют на громкие звуки вздрагиванием. Малыши учатся фокусировать взгляд на лицах взрослых и на предметах, которые находятся рядом. |
От 1 до 2 месяцев | Младенец в возрасте 1 месяца уже может прослеживать взглядом движение объектов. Когда малыш слышит громкий звук, то поворачивает голову к нему. Ребенок также может переворачиваться с бока на спину. У него получается приподнимать голову, лежа на животе. У ребенка проявляется «комплекс оживления». При положительных эмоциях он оживленно двигает ручками и ножками, улыбается. Рефлексы новорожденных угасают, например, ребенок теперь не сжимает все, что попадает ему в руку. Сон малыша в дневное время тоже сокращается. |
От 2 до 3 месяцев | В двухмесячном возрасте ребенок может приподниматься на предплечьях, когда лежит на животе, и держать голову. Он способен переворачиваться со спины на бок. У ребенка вырабатывается режим дня. Он привыкает просыпаться и засыпать в одно и то же время. В течение дня ребенок спит около 4 раз, помимо ночного сна. Малыш начинает осознанно улыбаться близким. Младенец уже может узнавать знакомые лица и удерживать фокус зрения на неподвижных предметах, которые он с интересом рассматривает. |
От 3 до 4 месяцев | Движения рук и ног ребенка в 3 месяца становятся более скоординированными. Малыш стремится потрогать игрушки, которые висят над его кроваткой. Он тянет в рот ручки и пальцы. Младенцы проявляют эмоции: улыбаются, смеются, радуются при появлении мамы. Детки уже различают лица людей, отличают близких от посторонних. |
От 4 до 5 месяцев | Младенец теперь может хватать и удерживать игрушку или другой предмет в поле его зрения. Ребенок различает основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Грудничок отзывается на музыку и интонации голоса. Он улыбается, когда к нему ласково обращаются. Среди его эмоциональных реакций — гуление, т. е. способность издавать певучие звуки, такие как «а-а-а». В этом возрасте ребенка можно выкладывать на пол на нескользящий коврик. Малыш уже уверенно переворачивается и приподнимается на руках. |
От 5 до 6 месяцев | Младенец от 5 месяцев спит в дневное время трижды. Обычно в этом возрасте крохи уже пытаются ползать на животе. Ребенок пробует передвигаться вперед ползком, хотя это не всегда ему удается. Малыш может вставать на четвереньки и раскачиваться, готовясь ползать. Для безопасности ребенка стоит убрать с пола мелкие вещи, которые ему мешают. Малыш теперь в состоянии фокусироваться на интересующем его предмете: рассматривать его, перекладывать из одной руки в другую. Кроха учится лепетать, т. е. произносить слоги, такие как «ма-ма-ма». Это еще неосознанные слова, но лепет способствует развитию речевых навыков. А еще малыш может поворачиваться на источник звука. |
От 6 до 7 месяцев | Ребенок в возрасте 6 месяцев пытается научиться ползать по-пластунски. Он опирается на ладони и подтягивает ножки, чтобы проползти вперед. Малыш также пробует вставать на четвереньки и принимать сидячее положение. Продолжается сенсорное развитие ребенка. Младенец уже научился различать основные цвета и формы. Слух ребенка становится таким же, как у взрослых: он улавливает не только громкие и резкие, но и тихие звуки. В это время у многих детей появляются первые зубы. Педиатры советуют обратиться к прикорму: фруктовым и овощным пюре, кашам без молока. |
От 7 до 8 месяцев | Малыш может сесть без поддержки и оставаться в этой позе. Обычно дети сначала учатся навыку садиться из положения на четвереньках, затем — из положения стоя. Еще малыши активно ползают. Ребенок понимает некоторые простые слова, которые часто употребляют взрослые. В меню младенца можно включать творог и мясные пюре. |
Гармонично развиваться во всех областях ребенку до 1 года помогут книги Школы Семи Гномов.
От 8 до 9 месяцев | В 8 месяцев малыш умеет ложиться на спину, вставать на четвереньки, ползать. Среди его двигательных навыков — умение подниматься на ноги, придерживаясь за барьер или другую опору. Садиться и сидеть ребенок может без поддержки. Младенец способен осознанно выполнять простые действия, повторяя за взрослыми: катать мячик, нажимать на кнопки музыкальной игрушки. Если его спросят, например: «Где мишка?», он может найти глазами нужный предмет и указать на него. Еще у ребенка в 8 месяцев формируются навыки «пинцетного» захвата — способности брать мелкие вещи указательным и большим пальцами. Игры с небольшими игрушками развивают у него мелкую моторику. |
От 9 до 10 месяцев | Ребенок 9 месяцев и старше спит в дневное время дважды. Каждый период дневного сна длится 2–2,5 часа. Малыш выполняет простые указания взрослых: «Вставай», «Дай» и т. п. Он начинает понимать слова «нет» и «нельзя», соблюдать запреты. Малышу еще трудно понять причины ограничений, поэтому лучше не объяснять их подробно, а говорить простыми словами и фразами: «Стой», «Туда нельзя». При ползании дети способны преодолевать небольшие препятствия, к примеру подушки. Им нравятся активные игры, в которых нужно повторять за взрослым несложные действия: хлопать, поднимать руки. |
От 10 до 11 месяцев | Малыш способен осознанно заниматься с игрушками: ставить кубики друг на друга, бросать мяч, укачивать куклу. Он отдает предпочтение определенным игрушкам. Ребенок уже ходит, держась за опору или за руки родителя. Он берет предметы в основном одной рукой, которая становится у него ведущей. По просьбе взрослого он может помахать в знак прощания или приветствия, если кроху этому научили. |
От 11 до 12 месяцев | В этом возрасте большинство активных грудных детей уже умеют ходить. Ребенок пытается есть с помощью ложки, держать кружку в руках и пить из нее, снимать и надевать предметы одежды. К концу 1 года жизни ребенок может произносить несколько простых слов: «мама», «баба», «дай» и т. д. Он понимает слова, обозначающие предметы обихода, знают имена родных. Малыш может утвердительно кивнуть или помотать головой в знак отрицания. Ребенок уже способен пережевывать твердые кусочки пищи. Поэтому в его меню можно добавлять перекусы. Ими могут быть кусочки фруктов или отварных овощей. |
Заключение
Родителям стоит ориентироваться не только на общие нормы, но и на индивидуальный темп развития ребенка. В любом случае для малыша нужно создавать комфортную развивающую среду, окружать его заботой и любовью. При правильных действиях родителей маленький человечек будет расти здоровым и счастливым.