Почему ребенок не умеет читать: основные причины и пути решения

Статьи. 27 декабря 2024 г. · 4 мин. чтения

Многие родители дошкольников обеспокоены тем, что их ребенок не умеет читать. Их тревога вполне обоснована. Если ребенок в 8 лет не умеет читать, то он сталкивается с серьезными проблемами в школе. В школьном возрасте навык чтения необходим для обучения по всем предметам. Без него ребенку будет трудно получать новую информацию и усваивать ее.

Однако не стоит сразу бить тревогу, если ребенок не может читать. Каждый дошкольник развивается в своем темпе. Но важно определить причины, по которым ребенок не читает, и вовремя оказать ему помощь.

Рассмотрим, почему ребенок 5–8 лет не умеет читать.

Почему ребенок не умеет читать

Основные причины, почему ребенок не читает

Физиологические факторы

Нарушения зрения или слуха. Если ребенок плохо видит, то ему трудно различать буквы. Расстройства слуха тоже затрудняют чтение, потому что дошкольники и младшие школьники читают в основном вслух. Когда ребенок имеет проблемы со слухом, ему трудно распознавать звуки речи и буквы.

Проблемы с речевым аппаратом. Если у ребенка недостаточно развит артикуляционный аппарат, то он не может правильно произносить звуки и читать вслух. Читать «про себя» ему тоже сложно, потому что ребенку при этом требуется «проговаривать» внутреннюю речь.

Психологические причины

Страх неудачи или давление. Ребенок может бояться, что его станут ругать и отчитывать за неправильное чтение. В этом случае он будет путаться в слогах, запинаться или даже сопротивляться чтению.

Недостаток интереса к чтению. Зачастую бывает, что родители заставляют ребенка читать книги, которые ему неинтересны. Они могут не соответствовать его возрасту: быть сложными для понимания или, наоборот, слишком простыми. Тогда чтение вызывает у малыша скуку и отторжение. Вместо чтения книги он предпочтет посмотреть мультфильм или поиграть в игры на планшете.

Когнитивные особенности

Трудности с восприятием и обработкой информации. Некоторым детям трудно воспринимать и удерживать в памяти информацию. У них также могут быть проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому они не могут сосредотачиваться на тексте в течение долгого времени.

Дислексия и другие диагнозы. Дислексия – это нарушения процесса чтения, при котором ребенок не способен складывать слоги, читать бегло и понимать прочитанное. Ребенок с дислексией может пропускать и переставлять буквы в словах или целые слоги. Дислексия нередко встречается вместе с дисграфией – расстройством письма. При дисграфии путают буквы, схожие по начертанию, допускают множество ошибок в простых словах. Нарушения можно исправить при систематических занятиях, но это зависит от степени их тяжести.

Социальные и образовательные факторы

Отсутствие стимулов в семье или школе. Чтение малыша необходимо поощрять родителям и педагогам. В дошкольном возрасте не все дети могут осознать важность чтения для дальнейшей жизни. Если ребенок не получает положительную обратную реакцию, то у него не будет стимула читать.

Неправильный подход к обучению. Если малыш перегружен заданиями по чтению, то он будет быстро уставать и терять внимание. Занятия по чтению у дошкольников и первоклассников лучше всего проводить в увлекательной игровой форме. Нужно использовать книжки и пособия с красочными иллюстрациями и занимательными заданиями. Шрифт в них должен быть крупным, а тексты – небольшими.

Почему ребенок не умеет читать

Ребенок не может читать: диагноз или норма?

Чтобы определить, нужно ли обращаться к специалисту, надо знать нормы чтения для его возраста. В 5 лет не критично, что ребенок знает буквы, но не может читать. Бывает, что ребенок в 6 лет не умеет читать целыми словами, если он пока не ходит в школу.

Возрастные нормы для навыков чтения в 5–8 лет

В 5 лет ребенок может:
– читать короткие простые слова по слогам вслух;
– узнавать знакомые буквы и слова в тексте, надписях;
– писать несколько букв и простых слов («мама», «папа», свое имя).

В 6 лет ребенок способен:
– читать по слогам вслух;
– исправляться, когда делает ошибку при чтении;
– называть буквы («дэ», «мэ» и т. д.);
– понимать смысл прочитанного.

7 лет – возраст первого класса, когда ребенок может:
– читать вначале по слогам, затем целыми словами со скоростью 10–25 слов в минуту;
– читать предложения и короткие тексты;
– понимать прочитанное.

8 лет – возраст второго класса (иногда – начало третьего). Школьник умеет:
– читать целыми словами со скоростью более 25 слов в минуту (к концу второго класса – более 40 слов в минуту);
– читать с выражением: делать паузы на точках и запятых, выделять голосом вопросительные и восклицательные знаки;
– пересказывать текст;
– отвечать на простые вопросы по прочитанному.

Отметим, что некоторые дети поступают в школу в 6 лет, другие – в 7 лет. Поэтому нормы учитывают не только возраст ребенка, но и класс обучения.

Когда необходима консультация?

Иногда научиться читать в домашних условиях или в образовательном учреждении ребенку трудно. В таких случаях требуется консультация логопеда, дефектолога или нейропсихолога.

Помощь специалиста нужна, когда ребенок:
● не видит связи между буквами и звуками;
● часто пропускает или переставляет буквы при чтении вслух;
● не понимает смысл прочитанного;
● пытается угадать незнакомое слово, а не прочитать его;
● не складывает буквы в слоги;
● делает ошибки в каждом слове;
● в первом классе (6–7 лет) совсем не умеет читать;
● в 8 лет читает очень медленно, по слогам.

Эти признаки указывают на возможность дислексии. Поэтому при их наличии не нужно ожидать, что ребенок самостоятельно исправит проблемы с чтением. Следует сразу обратиться к логопеду, который поможет определить причину трудностей. При необходимости логопед посоветует пройти осмотр у других специалистов.

Почему ребенок не умеет читать

Как помочь ребенку научиться читать?

Создание интереса к чтению

Чтение вслух увлекательных историй. Чтобы увлечь ребенка, нужно подобрать книги по его интересам. Они должны быть несложными и увлекательными. Советуем сначала читать их ребенку вслух, потом перейти к чтению вместе с ним. Затем малыш начнет читать сам.

Обсуждение прочитанного вместе с ребенком. Разговаривайте с ребенком о том, что вы вместе прочитали. Задавайте ему вопросы по содержанию, чтобы убедиться, что он понял прочитанное. Обсуждайте любимых героев историй.

Практические советы для родителей

Для тренировки техники чтения пригодятся развивающие игры. Можно предложить ребенку игру «Найди половину». Для этого нужно крупно написать слова, разрезать их по слогам и перемешать. Ребенок должен будет найти и соединить нужные слоги. Похожие игры родители могут найти в обучающих приложениях для телефона и планшета.

Обучение ребенка чтению с нуля нужно проводить в несколько этапов:

1. Сначала надо показывать малышу гласные буквы, вместе произносить их, пропевать и читать. Потом – сочетания гласных (например, «ау»). Затем нужно приступить к согласным.
2. Переходите к простым слогам. Лучше всего начинать с открытых слогов («ма», «мо»), а потом пробовать читать закрытые («ам», «ом»).
3. Приступайте к чтению отдельных слов. Сначала надо отрабатывать слоговое чтение простых слов («ма-ма»), затем – более сложных («ма-ши-на», «кни-га»).
4. Теперь можно переходить к предложениям и вырабатывать беглое чтение. При регулярных занятиях ребенок начнет читать слова не по слогам, а целиком.

Упражнения для развития навыков чтения

Игры на внимание и память подготовят ребенка к чтению.

🔸 «Играем в слова». Условия простые: ребенок и взрослый очереди называют слова на букву, на которую заканчивается предыдущее слово.

🔸 «Стоп». Родитель читает текст вслух. Периодически он перестает читать и говорит «стоп». Малыш должен назвать слово, на котором взрослый остановился. Если ребенок ответил правильно, то он получает балл, если нет, то балл уходит родителю.

🔸 «Закончи слово». Родитель предлагает слог, например, «до». Малышу нужно придумать другие слоги, чтобы закончить слово: «до-ро-га», «до-ска» и т. п.

Существуют специальные задания для тренировки восприятия текста. Они позволяют развить у первоклассника навык осмысленного чтения.

🔸 «Пропущенное слово». Родитель читает текст вслух, пропуская некоторые важные слова. Малыш следит за строчками и читает то же самое. Он должен понять, какое слово пропущено, и вслух прочитать его.

🔸 «Цепочка из слов». Это упражнение можно найти в книге «Речь, грамота 6+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 6+». На странице пять столбиков: в первом – картинка, в остальных – слова. Малышу нужно посмотреть на картинку, прочитать слова и соединить их по смыслу. Должно получиться связное предложение, соответствующее рисунку.

 Активити с наклейками. Речь, грамота 6+, с. 27

«Активити с наклейками. Речь, грамота 6+», с. 27

Задания по развитию навыка чтения у детей от рождения до первого класса можно найти в пособиях Школы Семи Гномов.

Смотреть все книги «Активити с наклейками. Комплект 6+»

Ошибки в обучении чтению

Взрослым нужно понимать, каких ошибок стоит избегать во время занятий с ребенком:

🔸 Сравнение ребенка с другими. Не надо ставить ребенку в пример других детей: «А вот Маша уже каждый день по десять страниц читает!». Если малыш будет считать, что он в чем-то хуже остальных, у него разовьется тревожность. У него может даже возникнуть негативная установка «я не умею читать и никогда не научусь». Она будет препятствовать любым вашим попыткам обучить ребенка чтению.

🔸 Принуждение к чтению и давление. Нельзя давить на ребенка и заставлять его читать против воли. Иначе чтение из познавательного процесса превратится в пытку. Это не только не принесет результатов, но и усугубит проблему.

🔸 Ожидание мгновенного результата. Обучение чтению должно проходить последовательно и регулярно. Ребенок не сможет научиться читать с нуля за несколько занятий. Особенное терпение нужно проявить, если у ребенка есть расстройства речи, такие как дислексия.

Важно помнить, что ваша поддержка и похвала – основа успешного обучения. Будьте терпеливы и внимательны к потребностям ребенка. Если он устал и потерял концентрацию внимания, нужно сделать перерыв или прекратить занятие. Будьте уверены: с вашей поддержкой и помощью специалистов ребенок в состоянии научиться читать!