Речевое развитие детей в 2 года
Статьи. 7 мая 2025 г. · 4 мин. чтения
Возраст от 1 до 3 лет — это ключевой этап в формировании речи у человека. Хотя каждый малыш развивается в своем темпе, важно внимательно следить за развитием речи в этот период и оценивать количество и качество произносимых слов.
Расскажем, сколько слов должен говорить ребенок в 2 года и как родителям заниматься с ним речевым развитием.
Ранняя речь ребенка: этапы развития до 2 лет
От того, как развивается речь ребенка в возрасте до 2 лет, зависит ее дальнейшее становление. Рассмотрим, как оно проходит.
В первые месяцы жизни малыш издает короткие, отрывистые звуки, такие как «хы» или «кхы». В возрасте 3–5 месяцев начинается стадия гуления, когда ребенок начинает произносить певучие, протяжные звуки, такие как «а-а-а». К 5 месяцам младенец начинает лепетать. Он издает звуки, которые отдаленно напоминают речь, например «ма-ма-ма». Пока это еще не осмысленные слова, а просто звукоподражания. Постепенно формируются первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай» и др. К 1 году большинство детей произносят восемь-десять слов.
Сколько слов дети говорят в 2 года? Количество употребляемых слов у ребенка в 2 года составляет 50–200. В них входят имена родных, названия некоторых предметов окружения. В течение этого года жизни активный словарь может быть увеличен до 800 слов (к 3 годам).
Сколько слов должен знать ребенок в 2 года?
Для развития речи важно не только то, сколько правильных слов ребенок говорит в 2 года, но и то, насколько он понимает речь взрослых.
В возрасте до 2 лет малыш знает гораздо больше слов, чем может сказать. Слова, которые он понимает, но пока не произносит сам, составляют его пассивный словарный запас. Он осознает большую часть того, что говорят ему взрослые, и реагирует на простые просьбы, например помахать рукой или принести игрушку.
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок понимает слова, связанные с конкретной ситуацией и обозначающие предметы, которые он видит. Ему пока сложно осмыслить отвлеченные понятия, такие как «радость» или «дружба».
При общении с ребенком лучше говорить понятными словами, произнося их достаточно отчетливо. Не стоит и «сюсюкать» с малышом. В 2 года на смену звукоподражательным словам («би-би», «ням-ням») должны приходить полноценные («машина», «кушать»).
Нормы развития речи в 2 года
К возрасту 2 лет малыши уже могут:
— использовать 50 и более слов в своей речи;
— употреблять местоимения, такие как «мой», «моя», «мое»;
— здороваться и прощаться простыми словами («привет» и «пока»);
— подражать звукам животных («му-у-у», «ав-ав» и т. п.);
— составлять простые фразы, например «Хочу сок»;
— задавать вопросы из одного-двух слов с вопросительной интонацией, к примеру «Где мама?»;
— понимать простые вопросы («Как тебя зовут?»);
— говорить так, чтобы близкие люди их понимали.
В течение года речь активно развивается. В возрасте от 2 до 3 лет большинство детей:
— начинают говорить предложениями из двух-трех слов («Это моя кукла»);
— отвечают «да» или «нет» на вопросы;
— начинают понимать пространственные понятия и использовать предлоги («на столе», «в садике»);
— называют свое имя;
— осваивают слова для описания предметов и людей («большой», «маленький», «желтый» и т. д.);
Важно понимать, что темпы и нормы речевого развития у детей могут различаться. Не стоит требовать от ребенка, которому только исполнилось 2 года, того, что ему не по силам.
Слова ребенка в 2 года часто несовершенны с точки зрения произношения звуков, и это вовсе не говорит о речевых нарушениях. Чаще всего дети заменяют шипящие звуки на свистящие, которые им легче произнести («лоська» вместо «ложка»). Также твердые звуки могут заменяться мягкими («зюбик», а не «зубик»). Те согласные, которые ребенку трудно произносить, в особенности «р», часто опускаются или изменяются («ука» или «лука» вместо «рука»).
Длинные слова из трех-четырех слогов ребенок может искажать: укорачивать, менять в них местами или пропускать отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит без проблем. Пример такого искажения — «аона» вместо «ворона». К 3 годам большинство детей уже правильно произносят многосложные слова.
Следует наблюдать за ребенком и отслеживать, как формируются его речевые навыки от месяца к месяцу.
Развитие речи ребенка в 2 года: мальчики и девочки
В речевом развитии девочки в 2 года опережают мальчиков. У девочек в целом больше развиты речевые способности, поэтому они немного раньше начинают говорить полными фразами и используют в своей речи больше слов. К тому же у них лучше получается понимать эмоции других людей и словесно выражать свои чувства. В речевом аспекте девочки развиваются быстрее мальчиков примерно на 4–6 месяцев.
Как родителям развивать детскую речь?
В речевом развитии ребенка основную роль играют родители. Если у малыша нет проблем с нервной системой, то мама и папа вполне могут помочь ему начать говорить и затем овладеть правильным произношением. Разговоры с родителями способствуют запуску активной речи.
Можно стимулировать желание малыша говорить таким образом:
🔸 использовать слова «скажи», «позови», «спроси» («Спроси маму, где твоя машинка»);
🔸 вовлекать в разговор, задавать вопросы;
🔸 слушать ребенка, не перебивая;
🔸 говорить отчетливо и в медленном темпе;
🔸 повторять знакомые малышу слова, чтобы они закрепились в его речи;
🔸 использовать короткие фразы;
🔸 побуждать повторять слова за взрослым;
🔸 знакомить с новыми словами, называя окружающие предметы и игрушки;
🔸 читать вслух стихи и сказки;
🔸 комментировать действия ребенка («Сейчас мы будем рисовать солнышко»);
🔸 хвалить его за успехи.
Сложные предложения в этом возрасте появляются нечасто, и родители должны давать ребенку их образцы в своей речи. Например: «Стало темно, потому что солнце село». Эти речевые конструкции также способствуют развитию мышления.
Развитие речи в упражнениях
Чтобы помочь малышу освоить речь, можно заниматься с ним артикуляционной гимнастикой. Она представляет собой комплекс логопедических упражнений, которые развивают речевой аппарат. Такие игровые занятия должны длиться не более 15 минут. Их можно проводить почти ежедневно.
Вот несколько упражнений из артикуляционной гимнастики:
🔸 широко открыть рот и показать язык;
🔸 вытянуть губы трубочкой;
🔸 широко улыбнуться и показать зубы;
🔸 подуть на легкий предмет, например на тонкую полоску бумаги;
🔸 провести языком сначала по нижним, затем по верхним зубам;
🔸 поцокать языком, касаясь им неба;
🔸 перевести язык вправо-влево, вверх-вниз;
🔸 надуть и сдуть щеки.
Сначала покажите ребенку, как выполняется упражнение, а потом пусть он повторит эти действия несколько раз. Заниматься можно перед зеркалом или сидя друг напротив друга. Не нужно принуждать малыша к занятиям. Лучше, чтобы он воспринимал их как веселую игру, в которую хочется играть снова и снова.
Важны также упражнения, которые развивают мелкую моторику, поскольку они способствуют развитию речевых навыков. Вот несколько приемов, которые стимулируют речевую деятельность:
— делать легкий массаж ладошек и стоп;
— давать ребенку играть с материалами разной текстуры (с гладкими камушками на пляже, песком, крупой и т. д.);
— учить малыша рисовать карандашами и красками.
Главное в речевом развитии — разговаривать с ребенком как можно чаще. Просмотр мультфильмов не заменит живого общения со взрослым. Малыш лучше всего воспринимает и запоминает слова, обращенные непосредственно к нему.
Выводы о развитии речи ребенка в 2 года
Ранний возраст имеет особое значение для формирования речевых навыков. Родителям важно не оказывать излишнее давление и уделять внимание индивидуальным особенностям речевого развития ребенка. Поскольку каждый малыш уникален, важно сравнивать его достижения не только с общими нормами, но и с ситуацией в прошлом, например с его словарным запасом в 1 год.
Если у родителей возникают сомнения, необходимо обратиться к специалистам. Логопеды помогут выяснить причины задержки речи и разовьют ее с помощью индивидуально подобранных артикуляционных упражнений.