Речевое развитие ребенка в 1 год
Статьи. 7 мая 2025 г. · 4 мин. чтения
В возрасте 1 года малыш начинает произносить свои первые слова. Это важное достижение на пути к формированию самостоятельной речи.
Рассмотрим, сколько слов знает и говорит ребенок в 1 год и как помочь малышу в развитии речевых навыков.
Какие слова говорят дети в 1 год?
Ранний возраст — один из самых важных этапов в речевом развитии, когда формируется активный словарь. Развитие речи детей 1 года жизни проходит в несколько этапов.
От рождения до 1 года ребенок осваивает различные звуки. В 3–4 месяца и позже он протяжно гулит, а примерно в 5–6 месяцев начинает лепетать — произносить слоги. Обычно младенцу легче всего произнести слоги «ма» и «ба», которые он может повторять в разных комбинациях.
В 9–12 месяцев у малышей появляются первые осмысленные слова. Дети произносят звуки и слова, пытаясь подражать взрослым. Они также понимают значение простых слов, которые часто употребляют их близкие.
Каким словам учить ребенка в 1 год? В 1 год он способен осмысленно произносить несколько простых слов: «мама», «папа», «баба», «дядя». Они состоят из одного или двух повторяющихся слогов.
Какова норма слов ребенка в 1 год? Активный словарный запас годовалых детей насчитывает 5–10 слов, иногда до 20. В 1,5 года это количество увеличивается до 20–30 слов, а к 2 годам он составляет минимум 50 слов. Пассивный словарный запас может быть в несколько раз больше.
Среди слов ребенка в 1 год бывают:
— обращения к близким людям;
— предметы, которые часто встречаются в окружении ребенка;
— обозначения простых действий;
— звукоподражания голосам животных;
— подражания звукам окружающего мира.
Ранняя речь ребенка еще несовершенна. Он может недоговаривать слова («ди» вместо «иди») или говорить упрощенные («би-би» вместо «машина», «га-га» вместо «гусь»). Важно, что ребенок уже понимает, что он хочет сказать, так как без понимания слов невозможно расширение словаря.
Норма развития речи ребенка в 1 год
В 1 год малыш должен обладать некоторыми навыками распознавания и осмысления речи других людей.
При успешном освоении речи ребенок в возрасте 11–12 месяцев умеет следующее:
🔹 откликаться на свое имя;
🔹 понимать обращенные к нему слова и выполнять простые просьбы, например: «Держи чашку», «Покажи, где собачка»;
🔹 отвечать на речь взрослого с помощью жестов, лепета и простых слов;
🔹 понимать слова «да», «нет», «нельзя»;
🔹 произносить слоги;
🔹 различать изменение интонации взрослого и реагировать на него;
🔹 смотреть на человека, который разговаривает с ним.
Какие признаки говорят о речевых нарушениях?
Нужно обращаться к специалисту, если годовалый малыш:
— не произносит ни одного слова;
— лепечет на своем языке, который понятен только ему;
— когда его спрашивают, как его зовут, молчит и отворачивается;
— не реагирует на элементарные просьбы, такие как «Дай...» или «Покажи...», и не выполняет их;
— не пытается повторять слоги или слова;
— не проходил стадию лепета;
— на ранних этапах пытался лепетать и говорить, но затем перестал;
— к возрасту 2 лет не произносит слов.
Эти признаки указывают на задержку речевого развития. В таких случаях следует проконсультироваться с логопедом или дефектологом. С ними можно заниматься уже с 2–3 лет. На индивидуальных занятиях ребенок постепенно сможет овладеть навыком речи, а позже — правильным произношением.
Возможные причины задержки в развитии речи малыша в 1 год
На детскую речь влияет множество факторов. Вот наиболее распространенные причины речевой задержки:
Проблемы со слухом. Признак слухового нарушения — малыш не реагирует на шумы, которые раздаются за пределами его поля зрения, и не поворачивается к источнику звуков. Например, он не отзывается, когда родитель подходит к нему со спины и зовет его. В таких случаях малыш также не проявляет интереса к радио, звуку телефона и т. д.
Поражения нервной системы. Они могут случаться во время беременности и в первый год жизни ребенка. К ним относятся различные виды алалий и дизартрия. В подобных случаях не обойтись без помощи специалистов. Иногда эти симптомы свидетельствуют и о психическом отставании.
Наследственные особенности. Бывает, что в нескольких поколениях семьи речевое развитие происходит с задержкой, а значит, ребенок нуждается в усиленной работе над речью.
Неправильное строение органов речи. Например, у некоторых детей нижняя или верхняя челюсть излишне выдается вперед. Иногда встречается укороченная уздечка языка.
Недоразвитие мелкой моторики. Те центры мозга, которые отвечают за речь и за мелкую моторику, находятся рядом друг с другом. Поэтому моторное развитие влияет на речевое.
Недостаток общения. Ребенок начинает говорить, подражая взрослым. Если родные не разговаривают с ним, то интерес к словесному общению у него не формируется. Похожая ситуация складывается, когда родители предугадывают все желания ребенка по его жестам. Тогда малыш не будет понимать, зачем ему учиться произносить слово «машинка», если можно просто указать на нужную игрушку.
Билингвизм. У ребенка он может возникнуть, например, когда мама и папа говорят с ним на разных языках. Если один из языков преобладает, то второй начинает запаздывать, так как ему уделяется меньше внимания.
Нужно также учитывать половые различия в развитии речи. Девочки в речевом развитии обычно опережают мальчиков и раньше начинают говорить полными словами, а затем и фразами.
Когда у ребенка наблюдается темповая задержка речевого развития, т. е. навыки речи формируются с опозданием, то ситуация поправима. Для этого следует заняться упражнениями, которые разовьют речь.
Как развивать речевые навыки у ребенка в 1 год?
Вот эффективные способы формирования речи, которые рекомендуют логопеды:
Разговаривайте с малышом как можно чаще. Комментируйте свои действия во время прогулки, одевания, кормления, купания. Когда родители разговаривают с ребенком, они помогают развивать его словарный запас.
Используйте короткие стишки и песенки. Ритмичная речь вызывает интерес у малыша. Сопровождайте речью игры и потешки, такие как «Ладушки», «Идет коза рогатая» и т. п. Они также способствуют появлению новых эмоциональных впечатлений.
Развивайте мелкую моторику ребенка. Позволяйте ему под вашим присмотром играть с небольшими предметами: бусинами, кольцами пирамидки, маленькими мячами. Движения, которые активно развивают мелкую моторику, способствуют формированию речевых навыков.
Поощряйте подражание. Просите повторять за вами звуки и простые слова, которые малышу уже доступны.
Работайте над словарным запасом ребенка. Его необходимо постоянно расширять и закреплять. Просите малыша найти и принести определенную игрушку или вещь («Дай мишку»).
Развивайте речь через игру. Во время игр проговаривайте действия с игрушками («Зайка ложится спать», «Давай покормим куклу Машу»).
Вовлекайте кроху в разговор. Задавайте ему несложные вопросы и подсказывайте ответы на них: «Что мы сейчас будем делать? Гулять». Они стимулируют запуск речи и способствуют развитию мышления.
Четко выговаривайте слова. Ваша речь должна состоять из правильных и понятных слов. В разговоре с малышом приближайтесь к нему, чтобы он видел, как работает ваш артикуляционный аппарат.
Развитие речи у ребенка в 1 год во многом зависит от взрослых. Общайтесь с малышом, обращайтесь к нему ласково и хвалите за первые слова. Тогда ребенок будет осваивать речь с радостью и без значительных трудностей.