Здоровая самооценка у ребёнка
Статьи. 2 июля 2024 г. · 4 мин. чтения
Самооценка человека начинает формироваться буквально с рождения и играет важную роль в том, как складывается его жизнь.
Будет ли ребенок в будущем успешным, открытым миру и новым возможностям, будет ли легко завязывать знакомства и дружить, зависит в том числе и от того, какая у него самооценка.
Ребенок с заниженной самооценкой часто боится браться за новые задачи, считает себя неспособным, недостойным, даже награды может считать незаслуженными.
Из-за того что он невысоко оценивает свои возможности, он может упускать шансы и не раскрывать свои таланты.
Завышенная самооценка тоже порой вредит в жизни, мешая адекватно оценивать свои силы.
Тот, кто считает себя лучше других, склонен стремиться быть первым абсолютно во всем и при этом трудно переживает поражения. В случае неудачи он часто винит кого угодно, кроме себя, и не может разумно сделать выводы, провести успешную «работу над ошибками».
Как же помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, стать уверенным в себе и открытым миру?
Любить и принимать своего ребенка. Безусловно. Такого, какой он есть.
Это, пожалуй, самое главное правило. Ребенок в первые годы смотрит на себя глазами родителей. Невозможно верить в себя, если в тебя не верят самые близкие люди.
Правильно хвалить.
Не стоит бояться «перехвалить» ребенка, но похвала должна быть осознанной. Психологи советуют не повторять дежурное «Молодец» на каждое действие ребенка, а давать позитивную обратную связь, фокусируясь на процессе, усилиях, которые он приложил. Например: «Здорово получилось, ты очень аккуратно нарисовал круг, видно, что ты долго тренировался».
Не сравнивать с другими.
Сравнения возможны только с самим ребенком ранее. «Класс! Теперь у тебя получилось проплыть целый бассейн, а месяц назад ты боялся даже опустить лицо в воду! Ты проделал большую работу!»
Критиковать с умом, а не на эмоциях.
Нельзя унижать, излишне стыдить, эмоционально подавлять ребенка. Критиковать можно поступки, поведение, объясняя, почему так поступать не стоит, но не личность ребенка. Не «ты злой/нехороший/ленивый и т. д.», а «Так делать неправильно, потому что…»
Вырабатывать правила и расставлять границы.
Детям очень нужны границы, они помогают чувствовать себя в безопасности. Разумные, без перегибов, границы и правила жизни семьи позволяют ребенку «не выходить из берегов», осознавать последствия нарушений и выбирать верное поведение. Важно, чтобы правил и ограничений не было слишком много, никаких «ежовых рукавиц». У ребенка должно быть личное пространство и личное время, когда он может заниматься чем хочет, должна быть свобода для игры, фантазии и творчества.