Развитие речи ребенка: этапы и эффективные средства
Статьи. 21 ноября 2024 г. · 4 мин. чтения
Процесс развития речи занимает весь период дошкольного детства. Ребенку нужно постоянно совершенствовать свои речевые навыки: пополнять словарный запас, учиться произносить отдельные звуки, согласовывать слова между собой.
Факторы развития речи детей
Существует множество факторов, от которых зависит речевое развитие ребенка. Основными являются следующие:
– Физиологический фактор. Он подразумевает правильное строение речевого аппарата (язык, гортань, голосовые связки), которое обеспечивает дыхание и произнесение звуков речи. Чтобы исключить врожденные отклонения, младенца обследуют неонатолог, педиатр, а позже и другие специалисты. Кроме того, у девочек речь обычно начинает развиваться раньше, чем у мальчиков, что связано с более быстрым созреванием головного мозга.
– Эмоциональный фактор. Если у ребенка есть крепкая эмоциональная связь с родителями и другими родственниками, то у него чаще возникает желание общаться с ними: попросить о чем-то, задать вопрос, поделиться эмоциями.
– Влияние речи окружающих и речевая среда. На формирование речевых навыков ребенка влияет то, как родители и другие взрослые разговаривают с ним. Поэтому при разговоре с малышом нужно произносить звуки и слова правильно, избегать постоянных звукоподражаний и излишних упрощений. Особенно важно, чтобы речевая среда, в которой протекает процесс речевого развития, была правильной, культурной. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой он воспитывается. Поэтому, например, рассогласованное двуязычие затормаживает развитие речи (когда дома говорят на одном языке, а в детском саду – на другом, малышу сложно «переключаться», у него может возникать смешение слов из разных языков).
Этапы развития речи у детей
Речевое развитие детей дошкольного возраста можно разделить на три этапа:
– До 1 года;
– 1–3 года (раннее развитие речи);
– 3 года и старше (возраст детского сада).
Разберем подробнее план развития речи ребенка по годам.
Развитие речи ребенка от рождения до 1 года
В первые месяцы жизни младенец издает короткие и отрывистые звуки наподобие «гы» или «кхы». В возрасте 4–5 месяцев он начинает протяжно гулить («а-а-а»), что способствует развитию речевого дыхания. Затем ребенок начинает лепетать – произносить слоги, из которых позже формируются отдельные слова. Эти предречевые реакции, которые закладывают основу для речевого развития, появляются в состоянии эмоциональной оживленности малыша.
К концу первого года у младенца появляется речь. Малыш в этом возрасте понимает до 30–50 слов, и обращение взрослого к нему может успокоить его или побудить к выполнению простого действия. Младенец уже может произносить несколько слов (мама, баба, дай).
Книга «Активити с наклейками 0+» из комплекта «Развитие речи 0+» от Школы Семи Гномов научит ребенка произносить первые звукоподражательные слова, а еще познакомит с обозначениями животных и их детенышей (например, корова и теленок говорят му-у-у).
«Активити с наклейками. Развитие речи 0+», с. 12, 13
Развитие речи ребенка в 1–2 года
В 1 год у ребенка начинается интенсивное формирование речи. При этом он по-прежнему лучше понимает чужую речь, чем разговаривает. Важно, что в этом возрасте у ребенка появляется способность к обобщению. Слово в его сознании начинает обозначать не только конкретный предмет, но и все предметы, которые относятся к этой группе, даже если они отличаются по внешнему виду (мяч может быть маленьким, большим, красным, синим и т. д.).
Активный словарный запас (слова, которые ребенок использует в речи) в течение года увеличивается неравномерно. В 1,5 года он насчитывает около 20–30 слов. Ближе к 2 годам происходит скачок, и активный словарь теперь включает 200–300 слов. Он состоит из разных частей речи: существительных, глаголов, простых прилагательных, предлогов и наречий (тут, туда, там и прочих).
Звукоподражательные слова заменяются полноценными (вместо ав-ав – собачка), даже если их произношение пока несовершенно. К 1,5 годам дети способны составлять предложения из двух слов, а к 2 годам – из трех, иногда четырех слов. В этом возрасте они часто задают взрослым вопросы и уже могут использовать вопросительные слова (где, куда и т. п.).
Книга «Развитие речи 1+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 1+» поможет малышу освоить новые слова, например, глаголы движения (летит, бегает).
«Активити с наклейками. Развитие речи 1+», с. 22, 23
Развитие речи ребенка в 2–3 года
В 2 года у ребенка значительно увеличивается пассивный словарный запас – количество слов, которые он понимает, но пока не использует в речи. Малыш начинает понимать не только просьбы и инструкции взрослых, но и их рассказы. Активная речь ребенка тоже интенсивно развивается. К 3 годам он пользуется основными грамматическими структурами и пытается разговаривать простыми предложениями. Активный словарный запас к 3 годам составляет не менее 1000–1200 слов. При разговоре с родителем малыш может использовать почти все части речи. Более того, ребенок начинает пользоваться речью при общении не только со взрослыми, но и с другими детьми.
«Азбука для малышей 2+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 2+» поможет малышу опознавать слова, начинающиеся с определенных звуков (к примеру, «г» – гриб, гвоздь, гном, гусеница и т. д.).
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Азбука для малышей 2+», с. 4
Развитие речи ребенка в 3–4 года
В 3 года многие дети начинают посещать детские сады и другие дошкольные учреждения, поэтому круг их общения значительно расширяется. У ребенка появляется необходимость пользоваться словами при общении со сверстниками и воспитателями. Однако общение с родителями остается не менее важным, поскольку именно оно формирует основу для развития речи. В этот период совершенствуются все аспекты речи: артикуляция, интонация, фонематический слух (различение определенных звуков), словарный запас. У ребенка также складываются предпосылки для обучения грамоте.
Книга «Развитие речи 3+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 3+» содержит занятия, направленные на расширение словарного запаса. В ней малыш знакомится, к примеру, с названиями профессий: врач, художник и т. д.
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Развитие речи 3+», с. 9
Развитие речи ребенка в 4–5 лет
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются дикция и произношение звуков. Речь становится одним из основных видов активной деятельности ребенка. Дошкольник способен подражать голосам животных и пользоваться различными интонациями. Для этого возраста также свойственно словотворчество: ребенок экспериментирует с речью и может придумывать новые слова, не соответствующие правилам (допустим, не рассмешливай меня). В этом случае стоит тактично подсказать ему правильный вариант.
Разноплановые задания на развитие речи можно найти в книге «Речь, грамота 4+», входящей в набор «Активити с наклейками. Комплект 4+». Одно из заданий направлено на то, чтобы научить ребенка различать предлоги со значением местоположения (на, за, под, над и другие).
«Активити с наклейками. Речь, грамота 4+», с. 18
Развитие речи ребенка в 5–6 лет
У ребенка 5 лет продолжает развиваться звуковой аспект речи. На этом этапе дошкольник уже может правильно воспроизводить шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), свистящие (с, з, ц) и сонорные (м, н, л, р, й). У ребенка развивается выразительность интонации, что проявляется в разных ситуациях: при чтении стихов, в разыгрывании спектаклей и при повседневном общении. Навык построения грамматически правильной речи с согласованием всех слов в предложении тоже совершенствуется. Словарный запас дошкольника пополняется антонимами и синонимами. У него также развивается связная речь: ребенок уже способен пересказывать сказки и истории, строить рассказ по картинкам, передавая при этом не только основной смысл, но и подробности.
Книга «Развитие речи 5+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 5+» содержит разнообразные задания по развитию речи в игровой форме: чистоговорки, скороговорки, загадки.
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Развитие речи 5+», с. 2
Развитие речи ребенка в 6–7 лет
У старшего дошкольника продолжают развиваться все стороны речи. В разговоре ребенка отражается навык обобщений, свойственных этому возрасту. Ребенок начинает активно использовать обобщающие существительные, а также синонимы, антонимы, средства речевой выразительности: эпитеты, сравнения, образные выражения. В результате занятий по речевому развитию у ребенка развиваются диалогическая речь (полноценный диалог между ребенком и взрослым, между детьми) и некоторые виды монологической речи.
Книга «Речь, грамота 6+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 6+» включает задания, обучающие дошкольника распознавать слоги и составлять из них слова, что пригодится для дальнейшего обучения в школе.
«Активити с наклейками. Речь, грамота 6+», с. 9
Средства развития речи детей
Чтобы развить речь у ребенка, родители могут использовать следующие средства:
🔹 Чтение книг.
Родителям рекомендуется читать ребенку вслух детские книги, желательно с понятным содержанием и иллюстрациями. При чтении стоит показывать ребенку объекты на картинках и называть их: «Вот зайчик», «Вот лиса» и т. д. Когда ребенок освоит самостоятельное чтение, его словарный запас тоже будет расширяться.
🔹 Песенки и потешки.
Их ритмичное звучание заинтересует малыша и будет способствовать запоминанию слов. Можно использовать потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока» и другие, а также детские песни и стихотворения.
🔹 Повторение за взрослым.
Этот способ является очень эффективным, поскольку в дошкольном возрасте ребенок осваивает слова в основном путем подражания. Чтобы побудить малыша повторить слово, сказанное взрослым, стоит задавать вопросы: «Как говорит собачка? Собачка говорит «гав-гав». Скажи, как говорит собачка?».
🔹 Участие в диалоге.
Предыдущий принцип подходит также для того, чтобы научить ребенка раннего возраста отвечать на вопрос взрослого словесно, а не с помощью жестов.
🔹 Развивающие игры.
Они способствуют обогащению речи ребенка в увлекательной игровой форме.
Игры для развития речи детей
Игра «Что везет грузовик?»
Возьмите игрушечный грузовик. Скажите ребенку, что он возит только особые грузы, например, сейчас он повезет только те предметы, названия которых начинаются с буквы «А». Помогите ребенку погрузить необходимые вещи в машинку и назвать первый звук каждого слова.
Игра «Перепутанная сказка»
Начните рассказывать хорошо знакомую ребенку сказку, например, о Колобке. Немного измените сюжет: «...и вдруг он видит Красную Шапочку!» Если ребенок скажет, что все было не так, попросите напомнить продолжение сказки.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Возьмите мяч и объясните ребенку правила игры. Ведущий бросает мяч игроку и говорит слово – название какого-то предмета. Если слово обозначает что-то съедобное (например, яблоко), мячик нужно поймать, если нет (машинка) – отбросить. Во время игры можно меняться ролями.
Важно помнить, что в речевом развитии главную роль играет активное общение ребенка со взрослыми. Поэтому родителям стоит в разговоре с малышом показывать ему богатство языка и обучать его на своем примере.
Книги Школы Семи Гномов – это готовая система домашнего обучения, построенная по принципу «от простого к сложному». С их помощью каждый взрослый справится с организацией занятий для детей от 0 до 7 лет. Пособия разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников и содержат задания, направленные на развитие речи.