Что делать, если ребенок — амбидекстр
Статьи. 25 августа 2025 г. · 4 мин. чтения
Почти все население планеты делится на правшей и левшей. Однако некоторые люди, которых называют амбидекстрами, одинаково владеют обеими руками. Эта черта проявляется в детстве и сохраняется в течение всей жизни.
Давайте рассмотрим подробнее, каковы особенности развития психики у ребенка-амбидекстра, как с ним обращаться и можно ли обучить детей навыку амбидекстрии.
Что такое «амбидекстр»: объясняем простыми словами
Большинство людей в мире является правшами. Они составляют более 80% населения. Правши выполняют правой рукой все важные задачи, например чистят зубы, рисуют или открывают дверь. Левшей намного меньше, и почти во всех случаях леворукость — врожденное качество, а не приобретенное.
Обычно уже к возрасту 3–4 лет можно определить у ребенка ведущую руку, которой он держит ложку. От рождения все люди могут использовать обе руки, но со временем одна из них начинает преобладать. Ей ребенок совершает бытовые действия, держит игрушки и т. д.
Однако существует и третий тип людей — амбидекстры. На протяжении всей жизни они в одинаковой степени владеют как правой, так и левой рукой. Иными словами, таким детям в равной степени удобно пользоваться обеими руками. Поэтому амбидекстров называют «двурукими»: они являются одновременно и правшами, и левшами.
Амбидекстры рождаются крайне редко и составляют не более 1–2% людей. Среди них встречаются выдающиеся личности. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело умели писать картины обеими руками.
Дети-амбидекстры: различия в обоих полушариях мозга
Доминирование определенной руки оказывает влияние на работу полушарий головного мозга. Этот феномен называется межполушарной асимметрией. У правшей преобладает противоположное, левое полушарие, а у левшей — правое.
Работа каждой из половин мозга отражается на определенных способностях человека. Зоны в левом полушарии связаны с речью, логическим мышлением, анализом фактов. Правое полушарие отвечает за воображение, пространственное восприятие и эмоциональную сферу.
Поэтому нередко случается, что у правшей лучше, чем у левшей, развиты речь и логика. Зато левши более склонны к проявлению творческих способностей и сопереживанию окружающим. Разумеется, эта связь условна и проявляется не во всех случаях. К тому же на развитие тех или иных качеств влияют обучение и воспитание, а не только ведущая рука.
Поскольку амбидекстры объединяют в себе черты и левшей, и правшей, оба полушария мозга развиты у них примерно в равной степени. Они способны как эффективно выстраивать логические цепочки, так и придумывать творческие идеи. Благодаря этой особенности амбидекстры могут справляться с широким кругом задач.
Как понять, что ребенок — амбидекстр?
Как правило, амбидекстры не задействуют обе руки одновременно. Большинство повседневных действий достаточно выполнять одной рукой. Тем не менее вполне возможно отличить правшей или левшей от истинных амбидекстров. Такие дети уже в 4–6 лет хорошо владеют и левой, и правой рукой, а также могут их чередовать.
Эти способы помогут определить у ребенка, амбидекстр он или нет:
Попросите малыша выполнить несколько действий. Например, пусть он соберет башенку из кубиков, застегнет пуговицы на одежде или одной рукой поймает мячики, которые вы ему бросаете. Амбидекстр будет уверенно совершать движения обеими руками.
Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если ваш малыш — амбидекстр, вы наверняка замечали, что он принимает пищу и чистит зубы то правой, то левой рукой. Нужные ему предметы он тоже берет разными руками. Играя в футбол, он бьет по мячу и правой, и левой ногой.
Предложите ребенку написать одно и то же слово двумя руками по очереди. Этот прием подойдет для тех дошкольников, которые уже владеют письмом. Амбидекстры смогут справиться с данным заданием, и в начертании этого слова правой и левой рукой не будет значительной разницы. В целом при рисовании и письме таким детям трудно отдавать предпочтение какой-либо руке, и они могут держать карандаш в обеих поочередно.
Дайте дошкольнику задание с разными действиями. К примеру, предложите ему сжимать правую руку в кулак и разжимать ее, а левой — стучать по столу. Ребенок должен выполнять эти действия несколько секунд, а затем поменять руки. У амбидекстра достаточно быстро получится переключиться и не сбиться с ритма.
В чем трудности амбидекстрии?
На первый взгляд может показаться, что дети с такой уникальной способностью, как амбидекстрия, обладают огромным преимуществом по сравнению с остальными. Развитый ребенок-амбидекстр может свободно писать обеими руками и выполнять многие действия вдвое быстрее обычных людей. Он также способен развиваться в любых областях, даже в противоположных, таких как иностранные языки и рисование.
На самом деле плюсы амбидекстрии неоднозначны. Амбидекстры склонны к быстрой утомляемости и низкой концентрации внимания. Хотя они способны к многозадачности, она требует от них слишком больших затрат энергии.
Нужно понимать, что амбидекстры обычно не пользуются обеими руками одновременно. Они пишут в тетради одной рукой, что, как ни странно, тоже может вызвать определенные трудности. В школе ребенку-амбидекстру придется либо определиться с выбором ведущей руки, либо развивать мелкую моторику обеих рук.
Совершенствовать мелкую моторику любому малышу помогут книги из серии «Мастерская» Школы Семи Гномов.
Зарубежные исследования показали, что у детей-амбидекстров по сравнению с правшами чаще встречаются проблемы с развитием речи и низкая успеваемость в школе. Кроме того, они дольше осваивают новый материал.
Несмотря на это, не стоит насильно переучивать малышей с двурукостью и искоренять их естественные наклонности. Иначе ребенок не сможет полноценно овладеть ни одной из рук. Напротив, родителям лучше создать подходящие условия для его развития. В частности, обустройте рабочее место на письменном столе ребенка таким образом, чтобы оно было освещено с обеих сторон.
Со временем большинство амбидекстров сами по себе выбирают одну рабочую руку. Обычно при письме ей становится правая, поскольку в школе детей чаще всего учат держать ручку именно в этой руке. Но при желании они могут использовать вместо нее левую руку или обе, особенно в быту. Если вы хотите, чтобы у ребенка сохранилась эта особенность, то нужно тренировать мышцы обеих рук.
Чтобы поддерживать гармоничное развитие малыша с амбидекстрией, обращайте внимание на его общее состояние во время обучения. При интенсивной работе мозга важно не допускать переутомления. Почаще делайте перерывы в развивающих занятиях, предоставляйте малышу время для активных игр.
Можно ли развить амбидекстрию у детей или взрослых?
Вынуждать ребенка становиться амбидекстром бессмысленно, как и пытаться подавить в нем эту особенность. Дети рождаются амбидекстрами, а не становятся ими. Даже если ребенок или взрослый приобретет эту черту в результате подражания, он все равно не сможет пользоваться обеими руками в равной степени.
Вместе с тем можно развивать у ребенка двигательные навыки, связанные с обеими руками. Когда ребенок использует две руки, у него укрепляется межполушарная связь и совершенствуется координация, а мышление становится более гибким. Некоторые упражнения полезны и амбидекстрам, поскольку активизируют их естественные способности.
Вот какие занятия развивают работу мозга:
Рисование обеими руками. Дайте ребенку 2 одинаковых набора карандашей и предложите ему рисовать одновременно и правой, и левой рукой. Покажите малышу пример: нарисуйте геометрическую фигуру или простой узор сначала одной рукой, а затем — двумя. Многим детям интересно повторять за родителями и пробовать рисовать симметричные картины обеими руками сразу.
«Двойные прописи». Это упражнение рекомендуется выполнять амбидекстрам или детям, которые уже хорошо умеют писать. В начале обучения письму оно может запутать ребенка и усложнить процесс. Итак, правила простые: малышу нужно выводить одинаковые слова на двух листах бумаги. Ребенку придется постараться, чтобы буквы выглядели ровными и аккуратными. Вероятнее всего, наклон почерка при этом будет различаться. Это нормально: у левшей буквы обычно слегка наклонены влево.
Игры с мячом. Бросайте ребенку мяч и предлагайте ловить или отбивать его то правой, то левой рукой. Вам тоже нужно будет использовать обе руки поочередно. Если кто-то из вас ошибается, игра начинается заново. Можно вводить похожие правила и в другие подвижные игры, к примеру, играть в бадминтон попеременно двумя ракетками.
Игра с числами. Она подойдет для дошкольников и младших школьников. Вы называете число, а ребенок должен поднять правую руку, если оно четное, или левую, если нечетное. Можно усложнить задание и вместо готовых чисел задавать примеры. Возможны и другие варианты игры: наклониться в правую или левую сторону, топнуть ногой и т. д.
Жонглирование. Возьмите 2 небольших мячика (например, теннисных) и вместе с малышом попробуйте научиться жонглировать ими. Подбросьте один мяч вверх по диагонали. Когда он достигнет пика, бросьте в другую руку второй мяч, а затем поймайте оба. Постепенно у вас будет получаться все лучше, и затем можно осваивать жонглирование в обратную сторону.
Теперь вы знаете, что, хотя амбидекстры обладают уникальной особенностью, они могут страдать от гиперактивности и повышенной утомляемости. Если ваш ребенок — амбидекстр, постарайтесь обеспечить ему поддержку и создать необходимые условия для его развития.