Этапы и особенности развития речи дошкольников

Статьи. 3 февраля 2025 г. · 4 мин. чтения

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В дошкольном возрасте, то есть в период 3–7 лет, у детей происходят наиболее заметные изменения в речи. Ребенок активно пополняет свой словарный запас, его речь становится более богатой и выразительной.

Развитие речевых навыков в дошкольном детстве состоит из:

🔸 усвоения коммуникативных навыков (общение и взаимодействие с другими людьми);

🔸 формирования грамматических навыков (полноценное овладение нормами грамматики);

🔸 обогащения словаря дошкольников (активный и пассивный словарный запас);

🔸 формирования звуковой культуры речи (артикуляция звуков);

🔸 формирования связной речи (построение связных высказываний); развития прочих языковых навыков.

Значение развития речи для детей дошкольного возраста

Иногда взрослые считают, что ранняя речь у малыша указывает на его высокое интеллектуальное развитие. Это связано с тем, что в речи ребенка можно проследить его знания и логику.

Безусловно, мышление и речь – взаимосвязанные психические процессы. Однако развитие речи – это лишь одна из составляющих интеллектуального уровня личности. Не всегда развитое мышление говорит о речевых способностях ребенка: речь нужно развивать отдельно.

Речь дошкольника отличается эгоцентричностью. Он говорит больше для себя, повторяя слова и фразы, которые ранее услышал от взрослых. Это похоже на мысли вслух, которые он проговаривает, чтобы лучше понять, как делать что-либо. Обычно речь дошкольника появляется во время деятельности: игры, рисования и прочего. Поэтому она имеет спонтанный характер.

Для дошкольника речь — это многофункциональный инструмент. С ее помощью он получает информацию и взаимодействует с окружающим миром. Для детей дошкольного возраста одна из важнейших речевых функций – коммуникативная. Через речь они не только познают мир, но и учатся общаться. Слова также помогают ребенку осознать результат его деятельности. А еще благодаря речи дети начинают воспринимать образы и постепенно приходят к образному мышлению.

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Задачи развития речи у ребенка–дошкольника

К моменту, когда ребенок поступает в первый класс, он должен обладать определенными навыками:

— иметь обширный активный словарь;

— уметь выражать свои мысли ясно и последовательно;

— получать новую информацию через общение;

— уметь общаться как со взрослыми, так и со сверстниками;

— четко и понятно проговаривать звуки.

Они формируются и развиваются постепенно на каждом из возрастных этапов. Овладение речевым общением начинается в 3–7 лет.

В школе ребенок продолжает развивать связную диалогическую и монологическую речь и расширять активный словарный запас. Он также осваивает письменную речь, в том числе написание словарных слов.

Психологические особенности и этапы развития речи у детей дошкольного возраста

В период дошкольного возраста дети активно осваивают различные навыки и накапливают эмоциональный опыт. Если сравнить речь одного и того же ребенка, допустим, в четыре года и в пять лет, то разница будет очевидна. Словарный запас может увеличиться почти вдвое, а его высказывания становятся более точными и выразительными.

Рассмотрим подробнее этапы формирования речевых навыков дошкольника.

Развитие речи у ребенка–дошкольника от 3 до 4 лет (ранний возраст)

Словарный запас детей, когда они вступают в младший дошкольный возраст, уже довольно обширный. Дети уже знают более 1500 полноценных слов. Они составляют их пассивный словарный запас, то есть слова, которые они понимают, но не используют самостоятельно. В их речи особенно много глаголов и существительных. В 3–4 года ребенок уже не просто показывает действия, а стремится их описать и объяснить словами.

Речь младших дошкольников не всегда подчинена грамматическому строю языка. На этом этапе у них еще нет логики, как у взрослых. Предложения короткие и простые. Главная цель ребенка в разговоре с другими людьми – сообщить им о своих желаниях и потребностях.

Мышление ребенка все еще сильно зависит от конкретной ситуации. Поэтому его общение является ситуативным. Бывает трудно понять, о чем говорит ребенок, без визуальных подсказок, таких как указание на определенную вещь.

У ребенка формируется фонематический слух – распознавание звуков речи, в том числе схожих (например, «б» и «п»). Однако многие звуки пока не произносятся правильно из-за сложной артикуляции. Дети иногда искажают слова, в которых есть несколько согласных звуков подряд («встречу», «вдруг» и т. п.).

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Развитие речи у ребенка–дошкольника от 4 до 5 лет

В возрасте 4 лет ребенок активно использует слова в простых предложениях. В некоторых случаях он может произносить шипящие звуки («ш», «щ», «ж», «ч») и свистящие («с», «з», «ц»). Но в этом возрасте у детей нередко встречаются трудности в произношении. Если окружающие не понимают ребенка, он не исправляет свои слова, а снова и снова повторяет их.

Ребенок среднего дошкольного возраста начинает обращать внимание на звучание слова. Он даже придумывает несуществующие слова, которые не имеют смысла, но звучат забавно, например, «котенок-тотенок».

Такое желание создавать новые созвучные слова называется словотворчеством. Оно начинает проявляться примерно с 3 лет и обычно достигает пика к 5 годам. Словотворчество помогает ребенку лучше понять родной язык. Появление словотворчества указывает на то, что ребенок начинает осваивать основы грамотности.

К 5 годам дети начинают использовать сложноподчиненные предложения, учитывают порядок слов в них. Они обычно правильно используют падежи, склоняют слова по родам и числам. Но в этом возрасте освоены еще не все грамматические формы. К примеру, ребенок может сказать «громкее» вместо «громче», не понимая, что это грамматически неверно.

Формирование речи у детей дошкольного возраста: 5–7 лет

В старшем дошкольном возрасте на смену отрывочным предложениям приходит связная речь. Связной (контекстной) называется последовательная речь, которая имеет смысловую связь.

Старшие дошкольники начинают выражать свои мысли ясно и понятно. В этом возрасте дети ориентируются на того, кто их слушает (например, на педагогов в дошкольных образовательных учреждениях).

В 6 лет у детей развивается способность к планированию речи. Ранее детскую речь сопровождала деятельность, а теперь слова выходят на первый план. Ребенок сначала обдумывает, а затем рассказывает что-либо.

Дети в 6–7 лет осмысляют речь иначе, чем в младшем возрасте. Для старших дошкольников процессы говорения, слушания, чтения становятся отдельными видами деятельности. Они могут возникать независимо от других занятий.

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Нормы и особенности развития речи у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Исследования о речевых умениях детей дошкольного возраста позволяют определить средние значения.

Рассмотрим, какие стадии развития речи характерны для младших, средних и старших дошкольников.

Возраст Словарный запас Речевые навыки ребенка
3–4 года до 2000 слов Речь ситуативна. Используются неопределенные формы: «там», «такой». Ребенок строит простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто – указательные местоимения «этот», «тот»). Смягчает многие звуки, не выговаривает звук «р» (иногда – «л», «г», «к»). Заменяет шипящие на свистящие («ш» на «с» и т. п.).
4–5,5 лет 2000–2500 слов Увеличивает использование прилагательных. Понимает смысл слова буквально. Занимается словотворчеством. Строит сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «потому что», «когда». Сравнивает предметы: «больше –меньше», «выше – ниже» и т. д. Перестает смягчать звуки. Почти все звуки произносит правильно. Частично произносит звук «р».
5,5–6 лет 2500–4000 слов Использование правильных грамматических форм. Появляются навыки связной речи. Составляет речь из предложений, связанных по смыслу. Образует слова с помощью суффиксов («кошка–кошечка»). Произносит все или почти все звуки правильно.

Активность родителей при формировании речи у детей дошкольного возраста

Дошкольнику необходима помощь родителей в развитии речи. С их поддержкой ребенок может успешно развиваться в следующих направлениях:

🔸 Формирование словарного запаса. Разговаривайте с ребенком, вводите в его речь новые слова и объясняйте их значение. Сообщайте ему сведения о мире вокруг. Не полагайтесь только на мультфильмы и телепередачи для обучения дошкольников. При их просмотре ребенок пассивно воспринимает информацию. А разговор с родителем вызывает у малыша интерес и активизирует речь.

🔸 Развитие развернутой речи. Предлагайте малышу описать, что он видит на прогулке, или рассказать, что произошло сегодня в детском саду. Задавайте наводящие вопросы для размышления («Какого цвета был зайчик? А какие еще есть звери белого цвета?»). Подсказывайте ему, если он затрудняется ответить. Ответы на вопросы также развивают грамматическую сторону речи.

🔸 Постановка произношения. Занимайтесь с ребенком звуковыми упражнениями по развитию артикуляции. Для этого используйте такую методику, как артикуляционная гимнастика. Можно вытягивать губы трубочкой, цокать языком, чмокать губами, надувать щеки, показывать язык. Все эти упражнения тренируют речевой аппарат.

🔸 Развитие выразительности речи. Учите с малышом стихотворения, частушки и песни. Демонстрируйте ему различные интонации речи. Можно изображать по ролям любимых героев ребенка, например, Красную Шапочку и Серого Волка. Стремитесь к тому, чтобы речь старшего дошкольника становилась четкой и выразительной.

🔸 Чтение книг ребенку. Чтение книг малышу вслух способствует активному овладению литературным языком и формированию правильной речи. При этом также происходит расширение пассивного словаря малыша. Обсуждайте с ребенком прочитанные истории, побуждайте его пересказывать их своими словами. Так дошкольник будет воспринимать чтение не как учебную нагрузку, а как увлекательный процесс общения. А в 5–7 лет можно обучать его навыку чтения по слогам.

🔸 Коррекция нарушений речи. Если родители наблюдают у ребенка несоответствие нормам речи, это может указывать на задержку речевого развития и необходимость активных мер по коррекции. Когда ребенок 3 лет и старше почти не разговаривает или искажает большинство слов, это повод обратиться к логопеду или педагогу-дефектологу. Отсутствие реакции на речь взрослых тоже говорит о возможных речевых нарушениях.

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Формирование речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

В основных видах деятельности потребность ребенка в словесном выражении проявляется по-разному.

🔸 Самостоятельная игра. Когда дошкольник играет со своей игрушкой, зачастую он ведет с ней диалог. Это может быть внутренняя беседа, не выраженная словами, но чаще ребенок произносит свои обращения к ней вслух.

🔸 Игра с ровесниками. Игра со сверстниками требует обращения к другому человеку и обмена информацией. В младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и обычно связано с игровой ролью ребенка. А старшие дошкольники все чаще используют объяснительную речь. Это речь дошкольника, которая является полноценным сообщением и описывает ситуацию. Объяснительная речь развивается, когда дети договариваются о чем-то или разъясняют друг другу правила игры.

🔸 Творчество. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях со стороны ребенка. Иногда взрослые не понимают, что именно он изобразил, но чаще всего ребенок сам хочет рассказать про свой рисунок. Его словесное описание дополняет содержание картинки. С помощью речевого описания ребенок может, например, передать характер персонажей или рассказать их предысторию.

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста в общении

Речь – средство общения, которое наиболее удобно ребенку 3–7 лет во взаимодействии с окружающими.

В условиях общения с ровесниками речь ребенка развивается естественным образом. Уже в 3 года ребенок старается использовать речь в общении со сверстниками на детской площадке или в дошкольных образовательных учреждениях. В начале разговор детей состоит в основном из глаголов и существительных. Затем появляются оценочные прилагательные: «хороший», «добрый», «злой» и т. д. Так формируется связная речь.

При этом дети не спрашивают, понял ли их собеседник. Они думают таким образом: если что-то сказано, то другие поняли смысл. Дети часто используют слова, указывающие на предмет: «смотри», «видишь» и т. п.

Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью, особенно в дошкольных учреждениях: дети вместе играют и обсуждают что-то. Речь ребенка в общении со сверстником обычно более эмоциональная, чем в разговоре со взрослыми.

Общение дошкольника со взрослыми чаще носит познавательный характер. Часто разговор строится вокруг бытовых тем («Расскажи, что ты ел в садике на завтрак?»). Родители и педагоги следят за правильностью речи ребенка и поправляют его ошибки, чтобы научить его говорить в соответствии с нормой. Ровесники малыша общаются, не зная этих правил. Поэтому общение между ними более свободное, что привлекает детей.

Полноценное формирование речи у детей дошкольного возраста является частью их успешного обучения. Развивайте речь дошкольника: это откроет много возможностей для дальнейшего гармоничного развития!