Влияние технологий на детей: как правильно регулировать экранное время?
Статьи. 1 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
Многие из взрослых отмечают, что их дети все больше времени уделяют телефону или планшету, начиная с малого возраста. Порой у них возникает впечатление, что малыш не может найти себе занятий без использования смартфонов и других гаджетов.
Давайте разберемся, сколько времени ребенок может проводить в телефоне без ущерба для здоровья и развития и как родителям контролировать экранные устройства.
Сколько времени ребенок может «сидеть» в телефоне?
Вред от чрезмерного использования гаджетов очевиден. Дети, которые слишком много времени проводят за экраном, страдают от проблем со зрением, бессонницы, боли в шее и спине. У них могут затекать мышцы и появляться покраснения глаз.
Избыток экранного времени отражается и на эмоциональной сфере. Ребенок становится нервным или замкнутым. Он может сопротивляться и проявлять агрессию, когда взрослые «вытаскивают» его из виртуального мира, например для прогулки или выполнения уроков. А еще у него снижается концентрация внимания и наблюдается неусидчивость.
Кроме того, у малыша формируются нездоровые привычки. Некоторые дети не отрываются от телефонов во время приема пищи, что негативно отражается на пищеварении. Иногда ребенку сложно прервать мобильную игру даже для общения с родителями, и это разрушает отношения между членами семьи.
Вместе с тем нельзя не признать, что телефоны и другие устройства являются частью современной жизни. Школьники используют гаджеты для обучения (например, электронный дневник или видеоуроки), для общения и поддержания связей. К примеру, родители отпускают ребенка на дополнительные занятия без сопровождения, он сообщает им в мессенджере, что добрался.
Более того, взрослые сами постоянно используют смартфоны, компьютеры или планшеты. Многим они необходимы для работы, и в таком случае ребенок часто видит, что мама и папа сидят за экраном, а значит, без цифрового устройства им тоже не обойтись.
Даже если родители полностью запретят доступ к электронному устройству дома, малыш будет подвергаться воздействию социума. Представьте, что все его одноклассники пользуются интернетом, кроме него. Ребенок не захочет оставаться «белой вороной» в коллективе.
Таким образом, полностью оградить всех детей от современных смартфонов не получится, да и не нужно. Однако родителям стоит понимать, сколько времени ребенку можно проводить с телефоном.
Ограничение времени телефона у ребенка
Сколько времени детям можно «сидеть» в телефоне, зависит от их возраста. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, малышам от рождения до 3 лет не следует давать цифровые устройства. В этом возрасте крохе не нужны никакие игры в приложениях или доступ к интернету.
Дошкольники от 3 до 6 лет могут пользоваться планшетами или смартфонами не более 1 часа в день. Согласно данным всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе», дети дошкольного возраста, которые посвящают использованию гаджетов ежедневно 1 час и менее, успешнее в речевом и эмоциональном развитии, чем их сверстники, которые проводят с электронными устройствами существенно больше времени.
Желательно дробить экранное время на короткие промежутки. Например, малыш поиграл 10 минут в развивающую игру на знание алфавита, а затем вернул гаджет родителю и пошел обедать. Перед сном использование устройства нужно исключить.
Развивающие игры вы найдете не только на экране телефона, но и в наборах от Школы Семи Гномов.
К младшему школьному возрасту (от 7 до 11 лет) уже можно разрешать ребенку использовать смартфон и другие гаджеты около 2 часов в день, помимо учебы. В выходные дни и каникулы экранное время на телефоне ребенка может в норме достигать 3–4 часов, но не более. Следите за тем, чтобы школьник не «засиживался» в нем подолгу и делал перерывы.
Для подростков 12–18 лет нет четких ограничений экранного времени. Тем не менее им лучше всего проводить за гаджетами не более 4 часов в сутки суммарно. Иначе у подростка будет накапливаться усталость и раздражительность, в особенности, если он играет в компьютерные игры, требующие больших затрат энергии. Важно, чтобы проведенное за смартфоном или ноутбуком время не отражалось на повседневных делах и не препятствовало реальному общению.
Тревожные признаки
Теперь вы знаете, сколько времени можно играть ребенку в телефоне. Превышение этого лимита способно привести к зависимости от использования мобильных устройств.
Вам стоит ограничить экранное время, если ребенок:
— постоянно пользуется гаджетом, не прерываясь на разговоры;
— поздно засыпает и нарушает режим дня;
— отказывается от других занятий;
— подвержен перепадам настроения;
— испытывает трудности с социализацией в школе;
— страдает от болей и спазмов в мышцах;
— жалуется на резкое ухудшение зрения.
Если большинство признаков совпали, скорее всего, ребенок становится зависим от экранных устройств. Обычно это происходит, когда взрослые его не ограничивают и не контролируют.
Ребенок все время проводит в телефоне — что делать?
Случается, что момент уже упущен, и ребенок не может расстаться с цифровым устройством. Если попытаться отнять у него телефон или сократить время его использования, малыш начнет плакать, сопротивляться ограничениям, устраивать истерику. А подросток может возмутиться или попросту проигнорировать просьбу родителя.
Как поступать взрослым, когда ребенок слишком много времени проводит в телефоне? Здесь тоже нужно учитывать возраст сына или дочери.
Если дошкольник или малыш помладше выпрашивает планшет помимо установленной нормы, надо отказать ему и не идти на поводу у ребенка. В этом возрасте малышу трудно понять, что полезно, а что вредно для него. Поэтому обязанность взрослого — четко определить, сколько времени ребенок должен «сидеть» в телефоне или другом гаджете.
С младшими школьниками действует похожее правило. Родители уже могут объяснять школьнику причину запретов, когда это необходимо. Однако, если ребенок отказывается слушать вас, не следует ему потакать. Вы также можете установить программы для ограничения экранного времени, при которых, например, экраны смартфонов автоматически выключаются через 20 минут. Но не забудьте предупредить об этом малыша.
Иногда родители придумывают повод для отказа ребенку, например: «Компьютер сломался, вот и не получится сейчас поиграть». Поначалу он может поверить, однако постоянно поддерживать «легенду» невозможно. К тому же в начальной школе большинство детей уже пользуются личными смартфонами. Поэтому важно, чтобы ребенок знал об ограничениях по использованию устройства.
Чтобы не испортить отношения с малышом, предложите ему альтернативу гаджетам: раскраску, пазл, конструктор и т. д. Вы можете вместе поиграть в настольную игру, такую как домино или шахматы, или запустить самолетики из бумаги. Вариантов множество, и такие занятия точно не дадут малышу заскучать.
На подростка категоричный отказ или отбирание телефона не подействует. В этом возрасте подросшие дети стремятся выяснить причины запретов. Вам стоит спокойно поговорить с подростком и объяснить, почему нужно отдыхать от телефона и ноутбука. Подчеркните, что вы доверяете ему, просто беспокоитесь о его здоровье и самочувствии.
Мы разобрали, сколько времени должен проводить ребенок в телефоне. Даже если вы заняты, не спешите давать малышу в руки гаджет. Предоставьте ему возможность самому найти себе занятие или предложите занимательные игры.