Как развивать у ребенка эмоциональный интеллект с раннего возраста?
Статьи. 6 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
Многие люди недооценивают важность умения понимать и контролировать эмоции. Однако детям, как и взрослым, стоит обучаться этому навыку понимания своих и чужих чувств.
В этой статье мы разберем, что такое эмоциональный интеллект и как развить его у ребенка. Мы также рассмотрим игры для развития этого умения.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать собственные эмоции, а также понимать чувства, которые проявляют окружающие. Благодаря ему люди управляют своими мыслями и действиями.
Модель эмоционального интеллекта, разработанная учеными Дж. Майером, П. Саловеем и Д. Карузо, включает 4 составляющие:
— восприятие (способность «считывать» эмоции людей как по вербальным, так и по невербальным сигналам: жестам, мимике, интонациям голоса и т. д.);
— понимание (умение устанавливать причины, вызывающие ту или иную эмоцию);
— управление (способность брать эмоции под свой контроль);
— использование (применение их в творческой, учебной и иной деятельности).
Зачем заниматься эмоциональным интеллектом?
Развитый эмоциональный интеллект позволяет хорошо разбираться в людях и с легкостью выстраивать общение с ними. Человек с высоким уровнем эмпатии быстро распознает эмоции окружающих и видит собственное поведение со стороны. Эти навыки помогают справляться с конфликтами и предотвращать их.
Если человек обладает развитым эмоциональным интеллектом, он может оказывать положительное воздействие на окружающих. Например, у него получится успокоить близкого, подбодрить его в тяжелой ситуации.
Кроме того, люди с высоким ЭИ редко страдают от проблем с заниженной или завышенной самооценкой. Они уравновешенны, способны к адекватной оценке своего поведения и меньше подвержены стрессу. А еще способность направлять свои эмоции в конструктивное русло нередко побуждает их к творчеству.
Люди со слабо развитым ЭИ, наоборот, с трудом контролируют себя. Они редко обсуждают эмоции, которые испытывают, и не умеют сопереживать другим.
Как оценить уровень эмоционального интеллекта?
Понять, насколько развит эмоциональный интеллект, можно с помощью различных тестов. Например, можно использовать методику Холла, которая представляет собой опросник из 30 высказываний. На них нужно выбрать ответ по шестибалльной шкале от «совершенно согласен» до «полностью не согласен».
Стоит учесть, что этот опросник рассчитан скорее на взрослых и подростков, чем на детей. Однако ЭИ проявляется уже в детском возрасте.
Для оценки эмоционального интеллекта у детей применяется методика «Тест на понимание эмоций» П. Харриса и Ф. Понса. Она включает книгу с простыми историями с иллюстрациями к ним. В каждом задании ребенку нужно выбрать эмоцию, которую испытывает герой, из четырех картинок, изображающих разные выражения лица. Также малышу предлагаются вопросы на понимание историй. Данный тест широко используется во многих странах.
Особенности ЭИ у детей
Давайте разберемся, как дети развивают эмоциональный интеллект на разных возрастных этапах.
Эмоциональный интеллект у младенцев и детей раннего возраста
Младенец только начинает знакомиться с эмоциями, но уже способен ощущать настроение родных. Когда мама ласково обращается к нему, малыш улыбается, а если она нервничает, то он может заплакать. Но контролировать эмоции кроха пока не умеет.
Годовалый малыш понимает простые чувства и слова, которые их обозначают («радоваться», «жалеть», «сердиться», «бояться»). Он различает проявления «хороших» и «плохих» эмоций у окружающих. Тем не менее малыш еще не способен учитывать чужие желания и чувства. Например, он может разозлиться, если другой ребенок вмешивается в его игру.
У двухлетних детей формируются чувства гордости и вины, появляется самосознание. Многие дети в конце этого периода вступают в кризис 3 лет, когда они начинают идентифицировать себя как отдельную личность.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) большинство развитых малышей посещают детский сад или другие учебные заведения, которые способствуют развитию ЭИ. Там они учатся общаться со сверстниками и воспитателями, распознавать их эмоции и считаться с чувствами других людей. Ребенок уже понимает, что ему нужно, например, делиться игрушками и не отбирать чужие вещи, иначе остальные ребята могут обидеться.
Малыш также учится сообщать о своих позитивных и негативных эмоциях в разговоре с воспитателями и родителями. При этом до 5–6 лет детям еще трудно управлять своим эмоциональным состоянием.
Обычно девочкам лучше, чем мальчикам, удается выражать свои чувства и улавливать настроение окружающих. Однако развивать навыки эмоционального интеллекта нужно детям обоих полов.
Не принуждайте мальчика или девочку умалчивать о своих чувствах («Не смей плакать, ты же мужчина!»). Напротив, учите выражать эмоции словами. Расспрашивайте ребенка, как прошел день в детском саду, что ему понравилось делать, что запомнилось. Это также полезно для формирования эмоциональной связи между вами. Объясняйте малышу, какие чувства испытывает другой человек («Бабушка рада, что ты сделал для нее открытку», «Маша упала и ударилась, ей больно. Поэтому она сейчас не хочет играть»).
Развить эмоциональный интеллект ребенка вам также поможет книга «Мои эмоции» из набора «Новый базовый курс. Окружающий мир 3+», которая знакомит с различными эмоциями в игровой форме.
Формирование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста
Младшие школьники (от 7 до 11 лет) уже способны проявлять эмпатию (эмпатия — сопереживание чувствам других людей). В литературных произведениях они видят примеры проявления эмоций, выходящие за пределы их опыта.
Дети выражают свои эмоции в устной и письменной форме (например, в сочинениях). Научиться распознавать эмоции им помогает общение с одноклассниками. Дети учатся понимать чужие проблемы и искать компромиссы.
Постарайтесь поддерживать эмоциональную связь с ребенком. Если вы замечаете, что он не в порядке, выясните причину такого состояния («Что тебя огорчает?», «Что напугало тебя?»). Вероятнее всего, ребенок не сможет объяснить ее подробно, но он будет наблюдать за своими реакциями и задумываться о них.
Эмоциональный интеллект у подростка
К переходному возрасту ребенок нередко теряет контроль над своими эмоциями. Настроение у него часто меняется, и он не всегда осознает, какие чувства испытывает. В то же время на первый план выходит общение со сверстниками, в процессе которого подросток может развивать эмпатию.
В этот период важно дать понять подросшему ребенку, что вам небезразличны его переживания и вы распознаете их. Подросток уже может рассказывать о своем эмоциональном состоянии: «Я рад, что...», «Меня огорчило...» и т. д. Подавайте ему пример и озвучивайте свои чувства, особенно если они напрямую касаются подростка: «Я понимаю, что тебе не слишком нравится учить математику, но меня беспокоит, что ты не делаешь уроки». Не стыдите ребенка за проявление эмоций, иначе это вызовет низкую самооценку, неуверенность в своих способностях и недоверие к вам.
Обучение эмоциональному интеллекту: занятия и упражнения для детей
Эмоциональный интеллект ребенка можно развивать с помощью игр. Вы можете воспользоваться следующими игровыми упражнениями:
«Эмоции в картинках». Подготовьте несколько рисунков или фотографий, которые наглядно демонстрируют различные эмоциональные состояния (например, улыбающийся и плачущий человечки). Правила игры такие: ребенок отвечает на ваши вопросы («Как ты себя чувствуешь, когда твоя команда побеждает в футболе?»), показывая на картинку соответствующей эмоции. Для усложнения задания можно попросить малыша описать ее словесно.
«Пантомима». Вы показываете эмоцию жестами и мимикой, а малыш отгадывает. Потом вы меняетесь ролями. Для детей помладше достаточно самых важных, базовых эмоций, таких как радость, грусть, страх, удивление. А школьники могут отгадать и более сложные эмоциональные реакции: благодарность, обиду, волнение, скуку, смущение, уверенность и т. д.
«Список радостей». Вместе с ребенком вспомните и напишите, что доставляет ему радость (к примеру, солнечная погода или встреча с другом). После этого можно составить списки про другие эмоции, допустим, удивление, восхищение, гордость.
«Учусь вести дневник». Это упражнение подойдет для школьников. Пусть ребенок записывает в конце дня, какие эмоции вызвали у него произошедшие события. Предложите ему подсказки: «Мне сегодня удалось...», «Я обрадовался, когда...», «Мне показалось страшным/смешным...».
«Придумываем историю». Покажите малышу картинку, которая наглядно показывает какую-либо эмоцию, и попросите пофантазировать о том, что ее вызвало. Вы можете при этом задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему эта девочка расстроена?», «Что сделать, чтобы она перестала грустить?»
Если вы хотите помочь малышу научиться выражать свои эмоции и овладеть важным навыком эмпатии, можно также обратиться к психологу. Специалист определит уровень ЭИ и даст советы о том, как научить ребенка эмоциональной отзывчивости.
Мы разобрали, как происходит формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Чтобы развивать эмпатию, обсуждайте с ним его чувства, а также эмоции, которые испытывают герои мультфильмов и книг. Воспитание эмоционального интеллекта ребенка происходит по примеру взрослых, поэтому не бойтесь разговаривать о своих переживаниях.