Как развивать у ребенка творческое мышление?
Статьи. 13 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
В этой статье мы разберем, как развивать творческое мышление у детей.
Что означает творческое мышление?
Творческое мышление — это способность разрабатывать новые, нестандартные идеи и решения. Оно связано с умениями мыслить нешаблонно и рассматривать проблемы с разных точек зрения. Как правило, творческое мышление также говорит о высоких интеллектуальных способностях человека.
Этот тип мышления применяется не только в различных видах творчества, таких как рисование или дизайн. Человек, обладающий креативностью и способный мыслить творчески, может успешно применять эти умения в учебной или профессиональной деятельности.
Способность к творчеству и нестандартному мышлению имеет множество плюсов и в детском возрасте. Дети, которые владеют этим навыком:
— с удовольствием учатся и создают новое;
— умеют справляться с трудностями;
— преуспевают в творческих активностях;
— имеют широту воображения и гибкость мышления;
— могут самостоятельно находить себе занятия;
— способны к критическому осмыслению реальности.
Обучать ребенка творческому мышлению можно уже с дошкольного детства, когда достигается пик творчества.
Развитие творческого мышления ребенка по возрасту
Рассмотрим, как развить креативное мышление на разных этапах детства и какие подходы для этого использовать.
Творческое мышление в раннем возрасте
От 1 года до 3 лет малыш уже активно изучает окружающее пространство и экспериментирует с разными предметами. Он сооружает элементарные постройки из кубиков и крупных деталей конструктора, проводит линии по бумаге, мнет пластилин.
В этом возрасте важно предоставлять ребенку возможность заниматься творчеством. Наборы «Мастерская» от Школы Семи Гномов помогают развивать креативность в разных областях.
Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста
У малыша от 3 до 7 лет активно развиваются творческие способности. Он сам придумывает сюжеты рисунков и идеи для поделок. Его креативность также отражается в игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые игры («дочки-матери», «магазин» и т. д.). Они также могут подбирать замену необходимым предметам: веточка вместо ложки, круглые листочки вместо монет и др., благодаря чему развивают воображение.
Развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста способствуют игры:
«Дорисуем». Нарисуйте крупно на бумаге геометрическую фигуру и попросите ребенка закончить рисунок. Например, он может превратить круг в солнце, луну, тарелку, помидор, лицо человека и т. д.
«Одним цветом». Предложите дошкольнику нарисовать картину с использованием только одного цвета на его усмотрение. К примеру, зеленым карандашом он сможет изобразить лес. Еще одна подсказка — нарисовать несколько одинаковых фруктов: фиолетовый виноград или оранжевые мандарины.
«Куда едет машинка?» Покажите изображение машины в книге или журнале и попросите придумать, куда и откуда она едет, кто ее пассажиры. Если ребенку трудно дать ответ, задавайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, она везет кого-то на дачу?»
«На что похожи облака?» Правила простые: вы вместе с дошкольником наблюдаете за облаками на небе и придумываете, кого или что они напоминают: животных, людей, сказочных существ, горы и т. д. А еще можно рассматривать узоры на ковре или случайные пятна от краски на бумаге.
«Что построим?» Предоставьте дошкольнику ограниченный набор креативных материалов и предложите соорудить любую постройку без помощи взрослых. Ребенок может, допустим, построить домик из листов бумаги или коробочек, поставленных друг на друга.
Развитие творческого мышления ребенка младшего школьного возраста
Школьники развивают навыки творческого мышления в специальных упражнениях. В математических заданиях им предлагается поиск нестандартных решений. Занятия творчеством, такие как оригами или составление коллажей, тоже развивают креативность и стимулируют воображение.
Развить творческое мышление младшему школьнику помогут эти несложные упражнения:
«Машина времени». Пусть ребенок представит, что он нашел машину времени. Спросите его, в какую эпоху он бы отправился, что бы там делал, кого бы повстречал. Возможно, он хотел бы увидеть динозавров или поучаствовать в рыцарском турнире. Подобные игры с креативным подходом также помогают развить речевые способности.
«Совместный рассказ». Вы с ребенком сочиняете историю таким образом: первое предложение говорите вы, второе — он, третье — снова вы и т. д. Малышу придется не только быстро придумывать идеи, но и учитывать сказанное собеседником, что полезно для формирования диалогической речи и других важных речевых навыков.
«Как это использовать?» Покажите ребенку какую-то вещь и попросите придумать, где ее можно применить. К примеру, платок можно использовать как флаг или повязать вместо пояса, а из прищепок смастерить поделки.
«Волшебная планета». Это творческое задание заключается в том, чтобы вообразить новую планету, рассказать про ее устройство и обитателей. Их можно нарисовать или попробовать вылепить из пластилина. Возможно, ребенок будет вспоминать какие-то мультфильмы или книги, но полностью заимствовать сюжеты не разрешается.
Методы развития творческого мышления у детей-подростков
В подростковом возрасте творческое мышление приобретает более сложные формы. Подросток уже может сочинить небольшой рассказ на заданную тему. На школьных занятиях ребята нередко участвуют в учебных проектах, которые развивают творческие способности.
Вы можете использовать такие методы развития творческого мышления у детей-подростков:
«Отгадай слово». В этом логическом задании вы загадываете какое-либо существительное, обозначающее предмет или понятие, знакомое подростку. Его задача — отгадать слово, задавая вопросы, на которые можно дать ответ «да» либо «нет». Например: «Этот предмет мы видим каждый день?», «Он относится к живой природе?» Затем поменяйтесь местами.
«Единственная буква». В этом упражнении нужно составить предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву, скажем: «По полю побежала пестрая перепелка». Для упрощения игры можно не учитывать предлоги, для усложнения — задать количество слов.
«Нарисуй мелодию». Включите музыку, которая нравится подростку, и предложите ему нарисовать то, что она передает. Он может создать картину по сюжету песни или зарисовать свои ассоциации.
Теперь вы знаете, как развивать творческое мышление у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Занимаясь креативным мышлением, давайте ребенку возможность самовыражения. Не критикуйте его за склонность к фантазиям и не торопитесь давать готовые ответы, препятствующие творческому потенциалу. Поощряйте детскую любознательность, и тогда вы разовьете творческое мышление и воображение.