Почему важно учить ребенка быть ответственным?
Статьи. 14 сентября 2025 г. · 4 мин. чтения
В этой статье мы расскажем, как воспитать в ребенке ответственность и самостоятельность.
Что означает быть ответственным?
Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?
Ответственность — это способность человека отвечать за свое поведение и поступки. Данное качество присуще зрелым личностям, которые осознают последствия любых своих действий и их влияние на окружающих.
Обязательства по отношению к обществу, включая семью и друзей, называются социальной ответственностью. Ответственный человек принимает обдуманные решения и держит свое слово. В случае ошибок он готов исправлять результат и учиться на них.
Ответственное поведение у ребенка не следует путать с послушанием. Когда школьник заранее собирает портфель, «чтобы мама не ругала», то он, разумеется, совершает правильный поступок. Но он делает это без осознания цели, а его мотивацией служит избежание наказания от родителя. А если ребенок выполняет те же действия, чтобы утром в портфеле было все необходимое и не приходилось тратить время на сборы второпях, то в этом проявляется ответственность.
Когда и как дети развивают ответственность?
Такое качество, как ответственность, формируется постепенно в течение жизни. У малыша до 2–3 лет эта черта еще отсутствует. Ребенок пока не может осознать, к чему приводят те или иные поступки. В основном его действия пока контролируются родителями.
Однако малыш уже запоминает простейшие правила поведения, которым его обучают взрослые. Если мама скажет: «Не трогай» и уберет горящую свечку подальше от него, то кроха поймет, что до этого предмета нельзя дотрагиваться, хотя он еще не знает, чем опасен огонь.
В дошкольном возрасте, т. е. от 3 до 7 лет, наступает время для формирования ответственности. Как правило, дети в этот период начинают посещать детский сад, где они учатся выстраивать общение со сверстниками, не мешая им и соблюдая правила. Ребенок уже способен понять, что если он не выучит текст своей роли к празднику, то это повлияет на весь спектакль. Малыш старается не терять игрушки, которые берет в детский сад, не пачкать одежду, перед прогулками одеваться и обуваться без задержки и т. д.
В домашней обстановке ребенок тоже может развивать ответственность. Например, он приучается убирать за собой игрушки, класть на место альбом и карандаши после рисования.
С поступлением в школу зоны ответственности ребенка значительно расширяются. Ему приходится учиться планировать свое время и решать, поиграть ли сначала на планшете или сделать уроки.
Школьники нередко выполняют групповые задания, принимают участие в командных играх и совместных проектах, где им нужно распределять роли. У них появляются несложные домашние обязанности, например вытирать пыть на своем столе и кормить кошку.
В подростковом возрасте вопрос о том, как воспитать в ребенке чувство ответственности, встает еще острее. Подросток желает обладать самостоятельностью, но не всегда осознает последствия своих действий. Нередко родителям приходится напоминать ему о домашних обязанностях и о том, что он обещал возвращаться домой вовремя.
Тем не менее подросший ребенок уже чувствует, что его поступки оказывают влияние как на окружающих, так и на его собственную жизнь. Ему приходится учиться ставить долгосрочные цели, допустим, поступление в вуз, и шаг за шагом идти к ним. Перед подростком появляется множество задач, требующих ответственности, например обучение финансовой грамотности или выборы курсов для подготовки к экзаменам.
Как научить ребенка ответственности?
Теперь давайте рассмотрим, как повысить ответственность ребенка в разном возрасте.
Как воспитать в ребенке ответственность в дошкольном возрасте?
Вот простые советы, как привить ответственность ребенку:
Приучайте быть ответственным за свои вещи. Позвольте малышу самому распоряжаться ими. Например, он вполне может сам убирать игрушки после игры. Объясняйте, что их нельзя ломать и бросать где попало.
Учите ребенка выполнять обещания. Если он согласился лечь спать вовремя, но поздно вечером не собирается прекращать игру, напомните о его словах. При этом сами будьте образцом для малыша и не нарушайте обещаний, которые вы ему даете, ведь ребенок учится на родителях.
Обучайте на примере любимых героев. Читайте ребенку книги, в которых персонажи держат свое слово и несут ответственность за других (например, Айболит лечит зверей, Илья Муромец спасает простой народ от Соловья-Разбойника). Так дошкольник поймет, что поступки одного человека могут оказывать значительное влияние на окружающих.
Книга «Хорошие привычки» из набора «Новый базовый курс. Окружающий мир 5+» от Школы Семи Гномов тоже знакомит малыша с ответственным поведением. Истории с заданиями, содержащиеся в ней, наглядно показывают как примеры ответственных поступков, так и противоположные, благодаря чему ребенок может сам сделать выбор.
Четко озвучивайте правила. Дошкольнику трудно понять смысл долгих объяснений. Говорите о конкретных действиях: «Нельзя брать чужую игрушку без разрешения». Правила должны быть четкими и понятными, тогда ребенку будет легче их запоминать и выполнять.
Как приучить к ответственности ребенка младшего школьного возраста?
Предлагаем следующие советы о том, как развить в ребенке ответственность:
Давайте малышу простые поручения. Они должны быть посильными для ребенка: полить комнатное растение, помыть тарелки, накрыть на стол и т. п. Важно, чтобы у малыша были обязанности, которые он будет выполнять регулярно. Тогда ответственное поведение войдет в привычку.
Покажите образец действий. Непонятные и трудновыполнимые задачи отобьют у малыша желание брать их на себя. Поэтому, прежде чем давать ребенку какое-либо задание, научите выполнять его. Убедитесь, что ребенок осознает, что от него требуется и как этого достичь.
Приучайте держать слово. Ребенок должен понимать: если он пообещал сделать что-то, то должен выполнить обещание. Стоит учесть, что авторитарные высказывания («Думаешь, ты один такой? Все это делают!») не помогают научиться быть ответственным. Лучше показать ребенку, что вам знакомы его чувства: «Я понимаю, что тебе не хочется собирать карандаши и фломастеры, но ты пообещал прибрать за собой».
Поощряйте самостоятельность и инициативность. Если ребенок выражает желание сделать что-то самостоятельно, например нарезать фрукты для салата или сходить в магазин за хлебом, предоставьте ему эту возможность. Не забудьте похвалить малыша за старание и помощь. Так он поймет, что его действия приносят пользу.
Побуждайте к рефлексии. Учите ребенка оценивать со стороны свои поступки. Вместо того чтобы ругать его за неправильные действия, предложите ему самому поразмышлять над своим поведением («Сегодня Катя поздоровалась с тобой, а ты с ней — нет. Как ты думаешь, на ее месте тебе было бы обидно? Может, тебе стоит извиниться?»).
Не стремитесь сделать все за ребенка. Иногда родители думают, что им легче самим решить задачу, которую задали по математике, чтобы сэкономить время. Но при таком подходе ребенок не научится нести личную ответственность за свои действия и будет всегда полагаться на старших. Вы можете объяснить ему правило и помочь найти решение, но выполнение домашних заданий должно стать его зоной ответственности.
Не предъявляйте слишком высокие требования. Помните, что некоторые навыки у малыша все еще формируются. Он может забыть о каком-то обещании или попросту отвлечься. Однако, если такое происходит часто, стоит указать на это ребенку. Возможно, выполнять нужные дела ему помогут «подсказки», например стикеры с напоминаниями.
Как научить подростка быть ответственным?
Для воспитания ответственности у подростка подойдут следующие методы:
Объясняйте причины. Подростку важно видеть цель, на которую направлены его действия, и понимать, к чему может привести отказ от их выполнения. Делать домашнюю работу по геометрии, «чтобы учительница не поставила двойку», — не самая подходящая мотивация. Более того, она может привести к списыванию. А вот если подросток делает задания, чтобы разобраться в важной теме, это демонстрирует ответственный подход.
Определите зону ответственности. У подростка она уже является довольно широкой, так как включает учебную деятельность, контроль за личными вещами, внешний вид, уход за своим питомцем и множество важных домашних дел. Повзрослевший ребенок в состоянии сам выбирать, к примеру, дополнительные учебные занятия. Объясните ему, что именно он отвечает за последствия своего выбора.
Учите организовывать свое время. У подростков важно развивать навыки тайм-менеджмента. Пусть ваш ребенок сам решает, пропылесосить ли сначала ковер или поиграть на компьютере. Главное — чтобы обещание было вовремя выполнено. Возможно, на первых порах ему будет сложно рассчитывать свое время, но лучше позволить ему учиться на своих ошибках.
Обучайте финансовой грамотности. Подросшему ребенку нужно постепенно учиться правильно распоряжаться финансами. Если он мечтает, например, накопить на поездку к морю, вы можете помочь составить план и определить, какие суммы и в течение какого времени ему придется откладывать.
Благодарите за помощь. Подростку важно чувствовать, что его ценят. Когда он помогает вам, не бойтесь выражать свою признательность. Также обращайте внимание подростка на то, как ему благодарны за помощь другие члены семьи. Тогда забота о других станет для него стимулом брать на себя ответственность.
Избегайте чрезмерного контроля. В этом возрасте ребенок в состоянии делать многое без участия взрослых и постоянных напоминаний. В ином случае велика вероятность, что при неудачах подросток будет перекладывать вину на вас. Ответственность предполагает в первую очередь не внешние, а внутренние ориентиры, осознанное поведение и понимание того, что правильно, а что нет.
Ошибки формирования ответственного поведения в любом возрасте
Для того чтобы воспитать ответственных и самостоятельных детей, советуем избегать этих ошибок:
Взваливать на ребенка слишком много дел. Уровень ответственности должен соответствовать его возрасту. Кроме того, излишние обязанности не воспитают в ребенке чувство долга, а только вызовут усталость, раздражительность и нежелание вступать во взрослую, «ответственную» жизнь. Ему нужно иметь достаточно свободного времени, чтобы насладиться детством.
Требовать идеального результата. Не беда, если дошкольнику не удается ровно заправить кровать. Важнее то, что он пробует снова и снова, постепенно осваивая исполнение этой обязанности. Когда ребенок сомневается в своих силах, не давите на него, а подбодрите: «Я уверена, что ты справишься», «Ты обязательно сможешь это сделать!»
«Подкупать» ребенка. Бывает, что родители дают детям карманные деньги, когда те выполняют домашние дела. Однако этот способ не всегда приводит к ожидаемому результату. В таком случае мотивацией становится не забота о себе и близких и поддержание порядка, а лишь денежное вознаграждение. Лучше поблагодарить ребенка, подчеркнув важность дела, которое он взял на себя. С малышами можно использовать мини-поощрения, такие как наклейки или яркие магнитики.
Не ставить ограничения. Ребенок должен знать о возможных последствиях и личных «штрафах» за неисполнение обещания. Они должны быть не слишком жесткими, но действенными. Вы можете договориться, что, к примеру, вы не даете ребенку возможность поиграть еще полчаса на планшете, если он возвращается домой позже обозначенного заранее времени.
Сравнивать с другими детьми. У каждого свой уникальный опыт. То, что легко дается кому-то из одноклассников вашего ребенка, может потребовать у него больше времени и сил на освоение. Далеко не всегда стоит сравнивать его и с собой в детстве: вспомните, что с тех пор многие обстоятельства жизни изменились. Лучше концентрироваться не на сопоставлении с другими, а на усилиях, приложенных им, и достигнутых целях.
Не учить извиняться за ошибки. Когда ребенку все прощается, он не ощущает свою вину и потому не может научиться нести за нее ответственность. Постарайтесь приучить его признавать свои ошибки, вовремя извиняться и пытаться исправить их, если они причиняют вред или серьезные неудобства другим людям.
Как формируется ответственность у детей: заключение
Мы разобрали, как воспитать ответственность в ребенке и почему важно объяснять последствия его поступков. Чтобы он овладел этим навыком, не забывайте поощрять в нем самостоятельность и обучать планированию своих действий. Когда взрослые объясняют ребенку, что выполненные им дела улучшают жизнь других людей, у него не только появляется дополнительная мотивация к исполнению долга, но и повышается самооценка.
В случае, если у вас возникают значительные трудности с формированием ответственного поведения и самоконтроля, рекомендуем обратиться к психологу. Он поможет подобрать методы обучения и воспитания с учетом особенностей именно вашего ребенка.











