Как расширить пассивный словарный запас?
Статьи. 29 сентября 2023 г. · 4 мин. чтения
Словарный запас – это весь набор слов, которые человек знает и использует. Не все из них он постоянно употребляет в речи. Словарный запас у ребенка, как и у взрослого, разделяется на две части:
Активный словарный запас – слова, которые он регулярно использует;
Пассивный словарный запас – слова, которые он понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь намного больше по объему, чем активный. Однако он не менее важен, поскольку играет ключевую роль в понимании речи и письменных текстов.
Детям с обширным словарным запасом проще общаться и воспринимать чужую речь, они могут конкретнее выразить свои мысли. Им легче описать свои потребности, поделиться со взрослыми и ровесниками своими впечатлениями и эмоциями. Они также обладают более развитым мышлением и гибкостью рассуждений. Поэтому важно обогащать словарный запас ребенка с самого раннего возраста.
При этом нужно помнить, что лексика из пассивного словарного запаса ребенка может переходить в активный. Таким образом, расширение пассивного словарного запаса особенно важно для освоения речи.
Развитие словарного запаса ребенка дошкольного возраста
Формирование словарного запаса ребенка происходит в двух направлениях: количественный рост словаря и качественное развитие, т. е. овладение значениями новых слов. Без понимания значений слов невозможно их усвоение.
Словарный запас ребенка дошкольного возраста пополняется быстро.
Период от года до шести лет считается сензитивным (чувствительным) для речевого развития: в это время внешняя среда оказывает большое влияние на ребенка. При этом на этапе дошкольного детства важно создать условия для пополнения словарного запаса.
Развитие словарного запаса ребенка до года
В возрасте до года ребенок лучше усваивает новые слова, если образ предмета соотносится с его звучанием.
Слово запоминается быстрее, если он может увидеть объект и попробовать им манипулировать: к примеру, взять мяч и повертеть его в руке.
Занятия по развивающим книгам тоже способствуют расширению словарного запаса. Книги Школы Семи Гномов вводят в словарь малыша новые понятия и развивают его познавательный интерес с малого возраста. Они рассчитаны на возраст 0–7 лет: каждый комплект соответствует одному году жизни. В каждой книге есть родительская страничка, которая поможет мама и папам грамотно организовать занятия.
В комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 0+» от Школы Семи Гномов входят книги по развитию речи «Что как звучит?» и «Кто что делает?». Они учат малышей первым звукоподражательным словам (тук-тук, хлоп-хлоп, би-би) и знакомят с предметами, которые издают эти звуки (машина, пароход).
Новый базовый курс. Когнитивное развитие 0+
В 1 год ребенок может употребить в речи всего 5–9 слов, таких как ам, дай и т. д. При этом он уже соотносит их с действиями и объектами, которые они обозначают, и реагирует на слова, когда их произносят взрослые. Поэтому необходимо, чтобы родители разговаривали с ним неторопливо и четко произносили слова.
От года до двух активный словарь ребенка расширяется неравномерно. К полутора годам активный словарный запас насчитывает около 20–40 слов. В это время необходимо пополнять его обозначениями понятных для малыша действий (идем, упало и т. п.). В разговоре с ребенком нужно постепенно заменять упрощенные слова обычными (вместо би-би — машина и т. п.).
Развитие словарного запаса ребенка в 1,5 года
Пассивный словарный запас в 1,5 года составляет 800–1000 единиц. Это слова, которые ребенок пока не использует: их употребляют родители и другие взрослые в разговоре между собой. Для расширения пассивного словаря необходимо называть ребенку цвета (желтый, красный и т. д.), размер предметов (маленький, большой), их количество (много, один). Важно обучать его словам, которые обозначают место (тут), время (сейчас), части тела и лица человека (рука, нога, нос и т. п.).
В комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 1+» включена книга «Обобщающие слова», в которой ребенок, рассматривая красочные иллюстрации, знакомится с такими понятиями, как цветы и насекомые («Обобщающие слова 1+»). А книга «Это чей голос?» дает малышу представление о животных, их детенышах и звуках, которые они издают (мяу-мяу, тяв-тяв и т. д.).
Новый базовый курс. Когнитивное развитие 1+
Развитие словарного запаса ребенка в 2 года
К 2 годам активный словарный запас ребенка составляет уже около 200–400 слов. Речь малыша становится главным средством его общения со взрослыми. В 2 года нужно обогащать словарь детей:
🔹 существительными, которые обозначают названия объектов из окружения ребенка, т. е. игрушек, мебели, транспортных средств;
🔹 глаголами со значением действия и состояния человека (лечить, кормить, ходить, лежать, смеяться и др.);
🔹 прилагательными, которые обозначают особенности предметов (холодный, горячий, теплый).
Упражнения в книге «Развитие речи 2+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 2+» способствуют обогащению словарного запаса. Например, малышу предлагается приклеить на картинку с гномиком предметы одежды, при этом называя каждый из них (штанишки, ботинки, кофта, шапочка).
Активити с наклейками. Комплект 2+
Развитие словарного запаса ребенка в 3 года
В 3 года активный словарный запас достигает примерно 1000 слов. Ребенок уже может употреблять в речи простые предложения и согласовывать слова по форме. В этот период его словарь значительно пополняется. Ребенок способен осознанно называть предметы, показывать на них и замечать их качества. Он уже использует почти все части речи. Малышу в 3 года нужно помогать овладевать словами, которые обозначают:
🔹 положение в пространстве и направление (влево, вправо, вверх и др.);
🔹 фигуры и формы (круг, шар);
🔹 животных и их детенышей (кошка-котенок), несколько названий растений (елка, береза);
🔹 времена года и явления природы (снег, ветер, солнце);
🔹 физические ощущения (тепло, темно).
Задания в книге «Окружающий мир 3+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 3+» помогают усвоить названия времен года. Ребенку предлагается приклеить наклейки в соответствии с тем, как выглядит дерево летом, зимой, осенью и весной.
Активити с наклейками. Комплект 3+
Развитие словарного запаса ребенка в 4 года
В 4 года активный словарный запас малыша насчитывает 1600–1900 слов. У ребенка значительно расширяется представление об окружающей среде. В этом возрасте нужно уточнять названия и назначение мебели, посуды и т. д. Стоит учить детей различать и называть части объектов (например, у птицы — крылья, клюв) и их расположение (на кухне, под столом). Ребенку также важно научиться называть время суток (утро, день, вечер, ночь). В этом возрасте он также учится образовывать однокоренные слова: кошка – кошечка, бежать – побежал.
Комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 4+» содержит книгу «Время, пространство 4+», которая помогает ребенку овладеть словами, обозначающими временные промежутки и местоположение предметов (перед, за и т. д.), а занимательные задания по раскрашиванию закрепляют полученные знания.
Новый базовый курс. Когнитивное развитие 4+
Развитие словарного запаса ребенка в 5 лет
В 5 лет словарь ребенка насчитывает 1900–2200 единиц. В этот период нужно расширять представления малыша об объектах и понятиях, которые пока отсутствуют в его личном опыте (к примеру, жираф на картинке в книге).
Набор «Активити с наклейками. Комплект 5+» включает в себя карту мира, которая знакомит ребенка с названиями материков (Африка, Антарктида и др.). Приклеивая подходящие наклейки, он также узнает, как называются обитающие на них животные (например, слон, пингвин).
Активити с наклейками. Комплект 5+
В возрасте 5 лет также вырабатывается навык обобщения: ребенок уже может относить слово не к одному объекту, а к нескольким. В это время необходимо учить ребенка употреблять существительные в обобщающем значении (например: яблоко, груша, банан – это фрукты; медведь, волк, лиса – это звери), чтобы они переходили из пассивного словаря в активный.
Развитие словарного запаса ребенка в 6-7 лет
Активный словарный запас ребенка 6–7 лет составляет примерно 3500 слов. В 6 лет нужно продолжать обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы из его бытового окружения, а еще мира живой и неживой природы. Стоит также тренировать у дошкольника подбор существительных к прилагательным (белый — снег, сахар, листок бумаги), синонимов (врач — доктор), антонимов (громкий — тихий, холодно — жарко).
В 6–7 лет надо совершенствовать навык ребенка точно подбирать слова для выражения своей мысли. Стоит помогать дошкольнику осваивать средства языковой выразительности (образные выражения, сравнения). В это время для обучения ребенка особую значимость приобретает чтение: оно становится источником новых эмоций и знаний и одним из главных способов речевого развития.
Книга «Как жили наши предки? 6+» из набора «Новый базовый курс. Окружающий мир 6+» содержит полезные сведения об истории и рассказы о традициях прошлого. Из них дошкольник узнает, например, что означает город-крепость.
Новый базовый курс. Окружающий мир 6+
Как развить словарный запас ребенка?
Чтобы расширить словарный запас у ребенка, родители могут применять следующие подходы:
1. Чтение книг: оно способствует расширению пассивного словаря и в целом способствует обогащению словарного запаса. В том возрасте, когда ребенок еще не овладел грамотой, можно и нужно читать ему вслух сказки и стихотворения, при этом объясняя значения непонятных ему слов. Полезно также обсуждать с малышом прочитанное.
2. Речевые игры помогают обогащать словарный запас ребенка в увлекательной форме. Например, полезна игра в подбор определений. В ней ребенку предлагается придумать как можно больше определений к названному слову. (Например: яблоко. Как про него можно сказать? Каким оно может быть? Круглое, красное, вкусное и т. д.) Можно также использовать схожие игры по подбору синонимов («Скажи по-другому») и антонимов («Скажи наоборот»).
3. Обогащение общения с ребенком способствует тому, что он естественным образом увеличивает словарный запас. Для этого родителям нужно в общении с ним использовать разнообразную лексику, вводить синонимы и сложные слова. Во время прогулки стоит обсуждать то, что ребенок видит вокруг, и рассказывать об окружающих предметах. Следует постепенно вовлекать ребенка в диалог: задавать ему вопросы и делать паузы для ответа, даже если он пока не может ответить сам.
4. Обучающие книги особенно эффективны для развития словарного запаса. Книги Школы Семи Гномов помогают расширить словарный запас ребенка в игровой форме, одновременно развивая мышление и другие когнитивные навыки. Они разработаны с учетом психовозрастных возможностей детей и направлены на поступательное развитие от рождения до поступления в школу.
Расширение словарного запаса у ребенка происходит постепенно. Под правильным руководством взрослого этот процесс может стать для малыша незаметным, но веселым и познавательным!