Области развития ребенка до года: периоды и навыки

Статьи. 23 марта 2024 г. · 4 мин. чтения

Как научить ребенка рисовать?

Развитие ребенка с рождения до года происходит очень быстро. Но каждый из навыков должен формироваться последовательно и в определенный промежуток времени. Иногда родители торопят события и делают с малышом упражнения, к которым он физически еще не готов. Этот подход не приносит ожидаемого результата и, более того, может навредить младенцу. Поэтому важно понимать возрастные особенности развития детей до года.

В раннем развитии ребенка до года могут происходить скачки. Первый год жизни делится на пять отличающихся друг от друга периодов:

от рождения до 1 месяца;
от 1 до 2,5–3 месяцев;
от 2,5–3 до 5–6 месяцев;
от 5–6 до 9–10 месяцев;
от 9–10 до 12 месяцев.

Темп развития у каждого младенца индивидуальный. Тем не менее существуют определенные нормы развития ребенка до года: психического, моторного, речевого и т.д. Рассмотрим основные этапы и области развития ребенка до 1 года по месяцам и ключевые навыки, которые он осваивает.

Нормы развития ребенка от 0 до 1 года

Сон и бодрствование

Младенец не рождается с врожденной способностью к полноценному сну и активному бодрствованию. В течение первого года он учится спать глубоким и спокойным сном, бодрствовать и принимать пищу в положенное время. В это время у него закладываются основы здорового образа жизни.

В течение суток сон у детей многократно меняется на период бодрствования. От рождения до года продолжительность бодрствования значительно увеличивается: с одного часа до четырех часов. Это означает, что процессы нервной деятельности становятся более совершенными. Но это также свидетельствует о том, что необходимо беречь нервную систему ребенка от переутомления и следить, чтобы он не уставал.

План развития ребенка до 1 года: режим сна

Возраст Продолжительность бодрствования в часах Количество периодов дневного сна Продолжительность дневного сна в часах
до 2 мес. 1–1,5 6 1,5–2
2–3 мес. 1–1,5 4 1,5–2
4–5 мес. 1,5–2 3–4 1,5–2
5–9 мес. 2–2,5 3 1,5–2
9–12 мес. 2,5–3 2 2–2,5


Зрительное и слуховое восприятие

В первый год жизни у малыша совершенствуются зрение и слух. В первые месяцы младенец учится сосредотачивать взгляд на лице родителя или игрушках, прослеживать их движения, а еще прислушиваться к голосам или звукам, доносящимся из окружающей среды. Он также начинает тянуться к предметам, которые находятся над его кроваткой, и пытается их схватить. Примерно в возрасте 4,5–5 месяцев дети начинают различать формы предметов и основные цвета. У них увеличивается эмоциональная восприимчивость к интонациям разговора и к музыке.

Двигательные и моторные навыки

Младенец полностью зависит от помощи взрослых. Он не способен самостоятельно дотянуться даже до материнской груди. Однако уже к 7–8 месяцам ребенок начинает ползать, может садиться и на некоторое время оставаться в сидячем положении. К концу первого года он уже способен самостоятельно ходить без поддержки взрослых в ближайшем пространстве.

При освоении движений особенно ярко проявляется взаимосвязь различных аспектов развития младенца. Когда у ребенка развиваются зрение и слух, начинают активно работать его руки. В 4–5 месяцев малыш может хватать и держать находящуюся вблизи вещь. Позже вид красочной игрушки или голос родителя вызывают у ребенка стремление ползать, опираясь на руки, а затем и ходить, держась за опору (во второй половине первого года).

В процессе перемещения ребенок начинает осознавать, где он находится (в манеже или в комнате), и у него вырабатывается навык ориентирования в пространстве. Он может двигаться в сторону взрослого, который его зовет, или к объекту, который привлекает его внимание.

Простые действия, такие как удерживание игрушки и размахивание ею, после 9–10 месяцев становятся предметно-игровыми. Малыш начинает класть кубики или детали конструктора в коробку, кидать мяч, девочки – укачивать куклу. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он чаще взаимодействует. К концу первого года младенец может использовать по назначению некоторые предметы, к примеру, игрушки и посуду.

Для развития моторики ребенка до года будут полезны методики Школы Семи Гномов. Альбом для творчества «Мастерская 0+. Рисуем красками» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 0+» содержит несложные упражнения, которые научат малыша рисовать красками с помощью пальчиков, например, зеленую елочку. Подобные задания способствуют укреплению мышц руки и формированию мелкой моторики.

Мастерская 0+. Рисуем красками», занятие 5

«Мастерская 0+. Рисуем красками», занятие 5

Мастерская 2+

Школа Семи Гномов – это не просто набор учебных материалов, а комплексная система, которая обеспечивает ребенка дошкольного возраста всеми необходимыми знаниями. В основе этой системы лежит программа развития детей от 0 до 7 лет. Каждый комплект разработан с учетом психовозрастных особенностей дошкольников. Разнообразные упражнения в них составлены таким образом, чтобы ребенок мог в игровой форме освоить нужные навыки. А благодаря родительским страничкам, которые содержат рекомендации и подсказки, мамы и папы смогут организовать занятия даже без специальных знаний.

Все книги 0+

Речевые навыки

В самом начале своей жизни ребенок издает краткие, отрывистые звуки («гы», «кхы»). К 4–5 месяцу он начинает гулить, издавая протяжные звуки, похожие на «а-а-а». Это способствует развитию дыхания, необходимого для речевой деятельности.

Затем ребенок начинает лепетать – произносить слоги, которые позже превратятся в слова. На примере этих первых процессов, которые предшествуют речи, можно увидеть, как разные аспекты развития связаны друг с другом. Голосовые реакции, которые лежат в основе речевого развития, возникают именно тогда, когда ребенок оживлен, находится в хорошем настроении и совершает активные движения ручками и ножками.

К концу первого года жизни младенец уже начинает говорить. Годовалый малыш может произносить 8–10 простых слов, таких как «мама», «дай», «на», и употреблять их в необходимой ситуации. Он уже понимает около 30–50 слов. Когда взрослый обращается к ребенку, эта речь может оказать на него воздействие: успокоить его или побудить выполнить простое действие, например, взять указанную игрушку. Малыш этого возраста способен также понимать несложные объяснения.

В развитии речи ребенка до 1 года помогут занятия по комплектам от Школы Семи Гномов. В комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 0+» от Школы Семи Гномов входят книги «Что как звучит?» и «Кто что делает?». Они знакомят малыша с первыми словами-звукоподражаниями («цок-цок», «клю-клю», «дзинь-дзинь»), а также с животными и предметами, которые издают такие звуки (лошадка, цыпленок, телефон).

Что как звучит? 0+, с. 2, 3

«Что как звучит? 0+», с. 2, 3

Кто что делает? 0+, с. 2, 3

«Кто что делает? 0+», с. 2, 3

Новый базовый курс. Когнитивное развитие 0+

Навыки социального взаимодействия

Процессы психического развития и привыкания ребенка к обществу других людей также имеют свои особенности. Даже двух- или трехмесячные дети, если они находятся вместе в манеже, радуются при виде друг друга и с любопытством рассматривают своего соседа.

В течение второго полугодия жизни малыш начинает демонстрировать свое отношение к другим. Он с радостью приветствует близких людей, а незнакомцев рассматривает с настороженностью. В данный период у ребенка закладываются навыки направленного взаимодействия с близкими взрослыми. Он пытается привлекать их внимание и «обращаться» к ним с помощью звуков, улыбки и телодвижений.

Навыки самообслуживания

В 5–6 месяцев малыш по инициативе взрослых начинает осваивать навыки самообслуживания. Он учится держать бутылочку и самостоятельно пить из нее. К концу первого года жизни он уже может держать чашку, когда пьет. Также он учится снимать шапку и носки и подавать предметы одежды по просьбе взрослого.

Для вашего удобства мы представили ключевые навыки ребенка в виде таблицы.

Таблица: нормы развития ребенка до 1 года по месяцам

Возраст Ребенок умеет:
2–3 мес. – следить за предметами, прислушиваться к речи взрослых
– издавать короткие звуки
4–5 мес. – захватывать и удерживать близко расположенные предметы
– издавать певучие звуки, «гулить»
6 мес. – различать цвета и формы
– произносить слоги
– удерживать бутылочку
7–8 мес. – ползать
– сидеть
9–10 мес. – использовать игрушки по назначению
11–12 мес. – ходить
– произносить 8–10 слов
– держать чашечку при питье
– стягивать носки, головной убор
– подавать знакомые предметы по просьбе взрослого

Иногда у родителей возникает вопрос, есть ли различия в нормах развития до года у мальчика и девочки. На этом этапе существенных различий еще нет, они появятся в более старшем возрасте. Например, некоторые девочки быстрее, чем мальчики, осваивают чтение и письмо.

Необходимо понимать, что развитие ребенка происходит при поддержке взрослых. Ребенок до года уже испытывает потребность в целенаправленном общении с взрослым. Поэтому родителям важно разговаривать с младенцем и через игру обучать его новым навыкам и умениям. При этом нужно отслеживать успехи малыша, поддерживать и подбадривать его. Если ребенок будет окружен вниманием и заботой родных, то ему будет легче делать первые шаги к познанию мира и себя.