Зачем развивать графомоторный навык?

Статьи. 30 июня 2023 г. · 3 мин. чтения

1080х778_1.png

Современные родители часто могут услышать, что у детей важно развивать графомоторный навык, или графомоторику.

Графомоторный навык – это способность ребенка управлять движениями рук и пальцев при действиях, которые связаны с мелкой моторикой. Он подразумевает правильное расположение пишущей руки при письме и рисовании.

Графомоторика связана прежде всего с письмом и предполагает точные, конкретные движения руки. Она включает в себя несколько навыков и умений: координацию движений пальцев, контроль над интенсивностью нажима, ориентирование на листе бумаги, рисование мелких предметов, изображение символов.

Графомоторный навык необходим для формирования умения писать и рисовать. Если графомоторика недостаточно развита, то ребенок столкнется с проблемами при обучении в школе. У него возникнут трудности с письмом: рука будет быстро уставать, и первокласснику станет сложно поддерживать необходимый темп работы. Поэтому важно своевременно развивать графомоторику у дошкольника.

Мелкая моторика и графомоторные навыки

Графомоторика включает в себя мелкую моторику – движения мелких мышц кистей рук, например, при застегивании пуговиц. Но она шире, чем мелкая моторика.

Иногда бывает, что у ребенка хорошо развита мелкая моторика, но писать ему трудно. Дело в том, что графомоторика подразумевает более точные и аккуратные действия: писать буквы одинакового размера, выводить завитки и другие мелкие линии, соблюдать один и тот же интервал между словами. Поэтому ребенку необходимо развитие не только мелкой моторики, но и графомоторных навыков.

Развиваем графомоторные навыки у детей дошкольного возраста

Формирование графомоторных навыков должно соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка до года

В возрасте до года малыш еще не умеет правильно держать карандаш. Но он уже может совершать действия, которые способствуют развитию мелкой моторики, а в дальнейшем – графомоторного навыка. В 9–10 месяцев ребенок способен перебирать бусы и мелкие шарики, открывать коробки и класть в них разные предметы. К концу первого года жизни стоит давать ребенку карандаш и пробовать рисовать вместе с ним.

Для первых занятий рисованием с малышом будет полезен альбом «Рисуем карандашами 0+» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 0+». Пробуя дорисовывать части знакомых ему предметов (к примеру, детской кроватки), ребенок будет осваивать рисование цветными карандашами.

Рисуем

«Рисуем карандашами 0+», занятие 7

Альбомы из серии «Мастерская» от Школы Семи Гномов содержат полезные и занимательные упражнения, которые развивают графомоторные навыки. В основе этих книг лежит система развития детей от рождения до поступления в школу. Каждый комплект соответствует одному году жизни ребенка и учитывает его психовозрастные возможности. В книги включены родительские странички, которые помогут взрослым правильно организовать занятия.

Мастерская 0+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 1 год

В 1 год ребенок уже может держать карандаш, зажимая его в кулаке. Движения пальцев малыша в этом возрасте еще хаотичны, и он пока не может рисовать конкретные объекты, только проводит карандашом по бумаге. Для освоения графомоторного навыка на этом этапе подходят пластилин и глина. Взаимодействие с этими материалами помогает разработать мышцы рук и пальчиков.

Альбом для творчества «Лепка 1+» позволяет потренировать руку малыша и подготовить мышцы к письму. Выполняя вместе со взрослым задания из альбома, он научится надавливать пальчиком на пластилин и совершать другие несложные действия. К примеру, задание по лепке апельсинов из пластилина требует расположить пластилиновые шарики на картинке с деревом, что развивает пространственное мышление.

Лепка

«Лепка 1+», занятие 3

Мастерская 1+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 2 года

В 2 года малыши обычно все еще держат карандаш в кулаке. При этом они начинают контролировать свои движения. В этом возрасте полезно учить ребенка проводить карандашом разные линии: горизонтальные, вертикальные, диагональные, а также волнистые. Можно использовать раскраски, чтобы учить малыша рисовать по образцу и раскрашивать рисунки.

Научиться рисовать линии малышу поможет книга «Рисуем карандашами 2+». Внимание малыша наверняка привлечет задание, в котором нужно дорисовать части тела у морских существ: иголки у рыб-ежей, щупальца у медуз и панцири у крабов, а еще нарисовать водоросли. Выполнение этого упражнения также способствует развитию зрительного восприятия.

Рисуем

«Рисуем карандашами 2+», итоговое занятие

Мастерская 2+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 3 года

В 3 года движения ребенка при рисовании становятся более осмысленными и определенными. Координация движений запястья ребенка в это время заметно улучшается. Малыш уже может проводить карандашом линии и рисовать простые фигуры. Он теперь способен рисовать округлые предметы, пусть и неровные: солнце, тарелку, лицо человечка. На этом этапе стоит обучать ребенка рисовать объекты, которые состоят из нескольких частей: дом, машину и т. д.

Важно, чтобы ребенок постепенно учился рисовать одинаковые предметы, чтобы в будущем ему было легче выводить буквы. Для этого пригодится книга «Рисуем карандашами 3+». В одном из упражнений ребенку необходимо дорисовать кабинки на колесе обозрения. Они должны быть одного размера и иметь прямоугольную форму.

Рисуем

«Рисуем карандашами 3+», занятие 8

Мастерская 3+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 4 года

В 4 года ребенок умеет правильно держать карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним. В 3–4 года у ребенка также определяется ведущая рука. В этом возрасте он рисует более уверенно, может создавать рисунки по образцу из книг, обводить и раскрашивать объекты. У детей в 4 года активно развивается зрительное восприятие: они могут проводить линии нужной длины, пытаются отображать пропорции фигур людей и животных. Для развития графомоторики в этом возрасте полезны упражнения по рисованию круга и овала. Рисование этих фигур поможет ребенку в будущем при написании букв выводить плавные линии.

Занятия по книге «Рисуем карандашами 4+» научат ребенка изображать предметы разной формы. Например, малыш попробует рисовать ракушки с различными очертаниями: округлые, треугольные, завитые. При этом он также потренируется контролировать силу нажима на карандаш.

Рисуем

«Рисуем карандашами 4+», занятие 4

Мастерская 4+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 5 лет

Графомоторные навыки ребенка 5 лет включают умение штриховать рисунок, проводить четкие линии по горизонтали и вертикали. В 5 лет дети также умеют рисовать простые узоры из повторяющихся элементов. Они уже пытаются писать карандашом или ручкой печатные буквы. Для детей этого возраста полезны рисование фигур по точкам, обводка картинок по контуру, аппликация.

При создании аппликаций ребенок учится рисовать разные фигуры, аккуратно вырезать их и приклеивать на бумагу, располагая их правильным образом. Для тренировки этих умений пригодится альбом для творчества «Аппликация 5+». В одном из заданий от дошкольника потребуется вырезать геометрические фигуры и наклеить их на картинку, чтобы получилось изображение двух забавных котов, сидящих на крыше.

Аппликация

«Аппликация 5+», занятие 10

Мастерская 5+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 6 лет

В 6 лет ребенок умеет рисовать плоские геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Его движения становятся более четкими и завершенными. В этом возрасте дошкольник способен проводить любые линии и закрашивать рисунок, не выходя за контур. Графомоторные навыки у дошкольников 6 лет включают в себя умение обводить фигуры по пунктирным линиям в прописях, что подготавливает его руку к письму. Поэтому в 6 лет дошкольнику важно заниматься по прописям.

Книгу «Дошкольные прописи 6+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+» составляют задания, направленные на развитие графомоторных навыков. Например, в одном из упражнений дошкольнику нужно провести различные волнистые линии и завитки по клеточкам.

Дошкольные

«Дошкольные прописи 6+», занятие 12

Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+

Рисование карандашом тоже способствует развитию графомоторики в старшем дошкольном возрасте. В частности, задание по рисованию национального костюма в альбоме «Рисуем карандашами 6+» помогает ребенку отработать навык прорисовки мелких деталей, которые образуют единую композицию.

Рисуем

«Рисуем карандашами 6+», занятие 3

Мастерская 6+

Значок Юлы Графомоторные навыки ребенка 7 лет

Графомоторные навыки ребенка в возрасте 7 лет подразумевают готовность к письму. В первом классе ребенок учится писать прописными буквами с помощью шариковой ручки. Если графомоторика у школьника развита в достаточной степени, то ему будет легче выработать ровный и разборчивый почерк.

Сформированный графомоторный навык – залог успеха в школе. Благодаря развивающим комплектам от Школы Семи Гномов ребенок вовремя овладеет графомоторным навыком, а также разовьет внимание и творческое мышление, которые пригодятся ему для дальнейшего обучения.