Артикуляционная гимнастика для малыша

Статьи. 28 мая 2025 г. · 4 мин. чтения

Артикуляционная гимнастика для малыша

Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки, нужно заниматься с ним артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика — это комплексы упражнений, развивающих правильное произношение звуков. Они тренируют органы артикуляционного аппарата и помогают овладеть основами звукопроизношения.

Выполнение гимнастики помогает развить губные и лицевые мышцы. Но главный орган речи — язык. Поэтому артикуляционная гимнастика для языка особенно важна малышу при постановке четкого произношения.

Ребенку около 1 года нужно развивать речевое дыхание. Для этого подойдут следующие игры:
— дуть на вертушку;
— свистеть в дуделку;
— сдувать с ладони тонкие салфетки;
— выдувать мыльные пузыри;
— сдувать пух с одуванчика;
— согревать ладошки дыханием.

Важно одновременно развивать мелкую моторику, связанную с речевыми центрами мозга. Для этого пригодятся такие занятия, как нанизывание бусин, собирание пирамидок, перебирание пуговиц.

Вместе с этим стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой для малышей. Проводить ее могут как логопеды на специальных занятиях, так и родители.

Артикуляционная гимнастика для малыша

Как проводить детскую артикуляционную гимнастику?

Общие правила артикуляционной гимнастики для детей любого возраста:
🔸 Заниматься нужно ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.
🔸 Ребенок должен сидеть расслабленно, в спокойном положении.
🔸 Гимнастика длится 3–5 минут.
🔸 Каждое упражнение повторяется около 5 раз.
🔸 Статические упражнения (на удержание артикуляционных поз) выполняются по 10–15 секунд.
🔸 Начинать с простых упражнений и переходить к более сложным. Уровень их сложности должен соответствовать возрасту.
🔸 Сначала взрослый кратко объясняет упражнение и показывает его, затем малыш повторяет.
🔸 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
🔸 Во время выполнения упражнения можно использовать зеркало, чтобы малыш наблюдал за собой.
🔸 Взрослым нужно следить за тем, как дети выполняют упражнения. Если они неправильно произносят звуки или не удерживают позы, нужно поработать над этим, а не переходить к новым заданиям.
🔸 В одном занятии можно использовать от 2 упражнений (в 3 года) до 7 (в 6–7 лет).

Артикуляционная гимнастика для малыша

Работа с артикуляционным аппаратом: упражнения для губ

Начинать артикулярную гимнастику для детей можно с упражнений для губ:

«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, не показывая зубов.

«Лягушка». Смыкать и размыкать губы, широко раскрывая рот.

«Хоботок». Вытянуть губы трубочкой.

«Забор». Широко улыбнуться, показав зубы.

«Бублик». Сомкнуть зубы, округлить губы, слегка вытянув их вперед, и показать верхние и нижние зубы.

«Зайчик». Широко улыбнуться и приподнять верхнюю губу, показав верхние зубы.

Артикуляционная гимнастика для малыша

Другие упражнения артикуляционной гимнастики для дошкольников

Тренировать различные мышцы речевого аппарата можно в следующих эффективных упражнениях. Они будут полезны дошкольникам для отработки речевых навыков.

«Лошадка». Пощелкать языком, подражая цоканью копыт.

«Рыбка». Втянуть щеки и удерживать их в таком положении.

«Зубная щетка». Кончиком языка провести сначала по верхним, а потом по нижним зубам с наружной стороны, затем — с внутренней.

«Хомячок». Надуть щеки: сначала обе, затем поочередно правую и левую.

«Лопаем шарик». Надув щеки, легко ударить по ним указательными пальцами, чтобы воздух вышел.

«Свинка». Вытянуть губы трубочкой и двигать ими по кругу, не размыкая.

«Грибочек». Поднять язык к небу и удерживать его в таком положении несколько секунд.

«Иголка». Высунуть язык, выпрямить его и тянуть как можно дальше.

Варенье». Облизнуть верхнюю губу широким языком, как будто слизывая с нее варенье или мед.

«Качели». Открыть рот, слегка высунуть язык и поочередно поднимать и опускать его.

«Часики». Приоткрыть рот и прикасаться кончиком языка то к правому, то к левому уголку рта.

«Пароход». Растянуть губы в улыбке, слегка прикусить язык, удерживая его в одном положении, и тянуть звук «ы-ы-ы».

«Собачка». Улыбнуться, приоткрыть рот и слегка покусывать язык на кончике и в центре.

«Чашка». Широко раскрыть рот, прикоснуться языком к верхней губе и удерживать его в этом положении.

«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и водить кончиком языка по небу вперед-назад.

«Парашют». Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на верхнюю губу так, чтобы по бокам он был прижат к губе, а посередине оставался желобок. Подуть на ватку, положенную на кончик носа, чтобы она полетела.

«Чупа-чупс». Держа рот в закрытом положении, надавливать изнутри кончиком языка поочередно на правую и на левую щеку.

«Колбаска». Слегка приоткрыть рот, поместить язык между нижней губой и нижними зубами и удерживать эту позу.

«Бульдог». Это упражнение аналогично предыдущему, но выполняется с верхней губой и верхними зубами.

Комплексы артикуляционной гимнастики помогают сформировать постановку речевых органов и овладеть правильным произношением. Однако при значительных речевых нарушениях или проблемах с определенным звуком советуем обратиться к специалисту. Он окажет логопедическую помощь в постановке правильных звуков и тренировке артикуляционных органов.