Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]: от теории к практике
Статьи. 17 июня 2025 г. · 4 мин. чтения
В дошкольном возрасте ребенку важно научиться правильно произносить все звуки родного языка. Звук «ш» — один из согласных, которые могут представлять трудности для малыша.
В связи с этим выработана артикуляционная гимнастика для постановки звука «ш». Она содержит комплексы упражнений, которые помогают овладеть правильным произношением в домашних условиях.
В этой статье мы разберем артикуляционную гимнастику для детей для постановки звука «ш».
Какие звуки называются шипящими?
Шипящие звуки — это особенные согласные в русском языке. К ним относятся «ш», «ж», «щ» и «ч». Они называются так из-за того, что при их произношении мы слышим шипение. Для произнесения шипящих нужно расположить язык определенным образом, немного округлить губы и совершить выдох.
Обычно дети начинают выговаривать шипящие звуки к 4 годам. До этого времени считается нормой, если ребенок произносит их не совсем правильно или нечетко. Это связано с тем, что органы артикуляционного аппарата у него еще развиваются. Например, трехлетний ребенок может говорить «сапка» вместо «шапка».
Звук «ш» обычно появляется в речи ребенка в 4–5 лет. Но если в пятилетнем возрасте он все еще не произносит «ш» или заменяет его на другие согласные, стоит записаться на консультацию к логопеду.
Когда ребенок неправильно произносит звуки, это может негативно влиять на его самооценку, общение со сверстниками и преподавателями. Нередко дети, имеющие проблемы с произношением, допускают ошибки при письме, поскольку пишут те же звуки, которые говорят. Поэтому важно исправить ситуацию до поступления ребенка в школу.
Научиться произносить все звуки речи, включая «ш», ребенку помогут развивающие наборы «Новый базовый курс. Когнитивное развитие» от Школы Семи Гномов.
Как произносится звук «ш»?
Произнесение звука «ш» может казаться простым, но на самом деле требует слаженного взаимодействия губ и языка. При артикуляции этого звука происходит следующее:
— зубы слегка разомкнуты;
— губы округляются и выдвигаются вперед, образуя небольшое отверстие, через которое проходит поток воздуха;
— язык принимает форму «чаши»: его передняя и средняя части поднимаются к небу, а боковые края прижимаются к верхним коренным зубам;
— кончик языка немного приподнимается и образует щель с альвеолами;
— сильная воздушная струя проходит по центру языка, создавая шум, т. е. звук шипения.
Попробуйте произнести протяжный звук «ш-ш-ш», обращая внимание на то, как расположены органы артикуляции. Если вы поднесете близко ко рту ладонь, то почувствуете теплую воздушную струю.
Частые ошибки при произнесении звука «ш»
При произнесении звука «ш» дети могут допускать ошибки:
🔸 «щечное» произношение: воздушная струя уходит в щеки, и звук получается нечетким;
🔸 межзубное произношение: язык не поднимается высоко, звук напоминает свист (часто из-за короткой уздечки);
🔸 замена на свистящий звук: «ш» произносится как «с», потому что артикуляция свистящих звуков дается многим детям проще;
🔸 боковое произношение: воздушная струя идет сбоку, и звук искажается.
Знание этих ошибок поможет вовремя заметить и исправить нарушения звукопроизношения.
Зачем проводится артикуляционная гимнастика для постановки звука «ш»?
Артикуляционную гимнастику полезно проводить, чтобы укрепить мышцы языка, губ и щек. Она формирует нужные ощущения для правильного произношения звуков.
Существует специальный комплекс артикуляционных упражнений, направленных на постановку звука «ш». Они ускоряют процесс обучения правильному произношению, а также помогают исправить неправильную артикуляцию этого согласного.
Общие правила выполнения артикуляционной гимнастики
Для максимальной эффективности работы с артикуляционным аппаратом нужно соблюдать эти правила:
1. Заниматься ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.
2. Начинать с простых упражнений и постепенно усложнять их.
3. Сначала выполнять каждое задание по 3–5 раз, со временем увеличивая количество повторений до 10–15.
4. Показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения.
5. Использовать зеркало для зрительного контроля.
6. Заниматься в спокойной обстановке, в месте, где ничто не отвлекает.
7. По возможности вводить игровые элементы для поддержания внимания и интереса ребенка.
Не стоит сразу ожидать значительных изменений в произношении. Как правило, результат появляется после регулярных занятий в течение долгого времени.
Артикуляционная гимнастика для звука «ш»
Давайте подробно рассмотрим каждое из упражнений для постановки звука «ш», которые вы можете выполнять с ребенком в домашних условиях.
Упражнения для губ
Можно использовать 2 основных артикуляционных упражнения:
«В стороны — вперед». Ребенок должен улыбнуться, показав зубы, и удерживать губы в таком положении около 5 секунд. Потом вытянуть их вперед трубочкой и задержаться в этом положении тоже примерно 5 секунд.
«Баранка». Округлить губы и немного вытянуть их вперед, удерживать это положение не менее 5 секунд. Губы не должны быть сильно напряжены.
Упражнения для языка
«Чашка». Высунуть широкий язык, поднять его боковые края вверх, не касаясь зубов, и удерживать 5–10 секунд.
«Грибочек». Растянуть губы в улыбке, коснуться языком неба, опустить нижнюю челюсть. Удерживать положение 5–10 секунд. Это упражнение помогает растянуть подъязычную связку.
«Парашют». Положить ватку на кончик носа, прижать язык к верхней губе, чтобы он по форме напоминал чашку. В этом положении подуть на ватку, чтобы она полетела вперед.
Занятия в игровой форме
Дети лучше всего обучаются с помощью игр и веселых заданий. Чтобы малыш не скучал и не отвлекался, а проявлял интерес к занятиям, стоит ввести в них элементы игры.
Например, расскажите ребенку, как Язычок провел свой день. Сначала он решил выпить чаю (здесь нужно выполнить упражнение «Чашечка»), потом пошел в лес собирать грибы («Грибочек»), а после этого решил прыгнуть с парашютом («Парашют»). Так занятие превратится в увлекательную историю.
Можно придумать и другие сюжеты. Например, Язычок и его друзья делают зарядку («В стороны — вперед»), а потом идут в магазин, чтобы взять баранки к чаепитию («Баранка»). Ребята с интересом выполняют подобные упражнения.
Помощь при постановке звука «ш»
Для выработки звука «ш» можно использовать не только артикуляционную гимнастику, но и другие способы.
Вспомогательные инструменты
Логопедический зонд — это приспособление, которое помогает изменить положение языка. Оно представляет собой металлическую рукоять с наконечником, который может иметь разную форму. В частности, у зонда «Крестовина» наконечник в виде креста. Он используется для массажа языка и постановки звука «ш».
Важно отметить, что подобными инструментами может пользоваться только логопед. В ином случае возникает риск получения травм.
В домашних условиях для улучшения артикуляции можно использовать обычные ватные палочки. Ими вы можете слегка помассировать ребенку язык и щеки, чтобы расслабить мышцы. Также с помощью ватной палочки проверяют, правильно ли расположен язык. Но не забывайте о гигиене: одной и той же ватной палочкой нельзя пользоваться много раз.
Развитие речевого дыхания
Чтобы четко произносить звуки, в особенности шипящие, нужно выработать правильное дыхание. Его можно тренировать в следующих простых упражнениях:
— плавно дуть на комочек из ваты или бумаги, чтобы он катился по поверхности стола;
— выдувать мыльные пузыри;
— сдувать с ладони тонкую бумажную салфетку;
— через трубочку дуть на воду в чашке, вызывая «волны».
Этапы работы над звуком «ш»
Постановка звука «ш» у дошкольника проходит в несколько стадий.
Подготовка к освоению звука
На этом этапе задача состоит в том, чтобы натренировать мышцы артикуляционного аппарата. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие речевого дыхания, описанные выше. Этот процесс может занять как несколько дней, так и недели. Но если ребенок еще не освоил все упражнения, переходить к следующему этапу рано. Поэтому торопиться не следует.
Постановка звука
Теперь ребенок приступает к освоению звука. В большинстве случаев дети осваивают звук «ш» по подражанию. Ребенок имитирует движения артикуляционного аппарата, которые ему показывает взрослый. Иногда дети лучше произносят звук, если их просят представить, как шипит змея или кошка.
Другой способ освоения «ш» — от опорного звука. Обычно это звук «с», который малыш уже освоил. Взрослому нужно предложить ребенку произнести «с-с-с» и при этом поднять язык за верхние зубы.
Закрепление звука
На данном этапе произнесение звука доводится до автоматизма. Малыш учится выговаривать «ш» в разных позициях: отдельно от других звуков, в открытых слогах (таких как «ша»), в закрытых слогах («аш»), на стыке согласных («шта»), в словах («шапка», «кошка»), в предложениях.
Для совершенствования звука «ш» подойдут скороговорки, например:
🔸 «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;
🔸 «Кукушонок в дом зашел, капюшон себе нашел»;
🔸 «Шестеро больших мышат шумно дышат и шуршат»;
🔸 «Шила Саша шапку Сашке, Сашка шапкой шишку сшиб».
Игровые упражнения для закрепления звука «ш»
Упражнения в игровой форме проводятся для отработки правильных звуков, в т. ч. шипящих. Они также помогают научиться отличать от «ш» похожие звуки речи (например, звук «щ»).
Игры на развитие слухового восприятия
«Ловим звук». Вы произносите разные звуки, слоги или слова, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук «ш».
«Ищем звук». Подготовьте картинки с предметами, в названиях которых есть звук «ш» (например, шарик, шуба, шина) и теми, где его нет. Ребенку нужно найти все картинки с «ш». Для этого ему потребуется вслух произнести слова.
Речевые игры
«Придумай конец». Вы начинаете фразу, а ребенок должен закончить ее словом со звуком «ш». Например:
«На день рождения дарят воздушные...» (шарики);
«Кот охотится на...» (мышей);
«Чтобы нарисовать рисунок, нужны бумага и цветные...» (карандаши).
«Был один, а стало много». Вы называете предмет, а от ребенка требуется сказать множественное число этого слова («шутка» — «шутки», «лягушка» — «лягушки»).
Творческие игры
«Угадай». Попросите ребенка придумать предмет, в названии которого есть звук «ш», и нарисовать его. А вы будете отгадывать по рисунку, какое слово он задумал.
«Придумываем историю». Для этого можно использовать картинки со звуком «ш» из игры «Ищем звук». Ребенок наугад вытаскивает три картинки и пробует составить из этих слов предложение или небольшой рассказ.
Рекомендации для родителей
Вот советы по тому, как обучить ребенка звуку «ш»:
— следите за четким произношением этого звука в своей речи и словах ребенка;
— превращайте домашние дела в игры, например найти в комнате предметы со звуком «ш»;
— отслеживайте прогресс ребенка и отмечайте его успехи на занятиях;
— занимайтесь регулярно и систематично;
— хвалите малыша за старания, а не только за результат;
— не сравнивайте его с другими детьми;
— исправляйте ошибки мягко, не критикуйте малыша за неудачи.
Помните, что ваша поддержка играет ключевую роль в речевом развитии ребенка.
Заключение
Постановка звука «ш» крайне важна для развития речи дошкольника. Этот процесс требует времени и терпения, но регулярные упражнения помогут вам добиться успехов. Артикуляционную гимнастику можно с легкостью превратить в увлекательные занятия, которые будут радовать и вас, и ребенка.
Подготовительные упражнения можно выполнять дома, но при сложностях советуем обратиться к специалисту. Логопеды помогают определить причину речевых нарушений и подобрать наиболее подходящие способы их устранения.