Что должен уметь и знать ребенок в 3 года: памятка для родителей

Статьи. 20 февраля 2025 г. · 4 мин. чтения

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Возраст 3 лет характеризуется значительным развитием самостоятельности малыша. Рассмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, чтобы гармонично развиваться в соответствии с возрастными особенностями.

Развитие ребенка в 3 года: особенности

Основным видом деятельности ребенка 3 лет становится игра. Она отличается условностью и происходит в основном с помощью игрушек и предметов-заместителей (к примеру, салфетка замещает одеяло для куклы). Эта особенность наглядно демонстрирует, что у малыша начинает развиваться воображение.

Игра у ребенка длится недолго. Она имеет простой, неразвернутый сюжет и всего 1–2 роли. Малыш уже принимает участие в совместных играх с ровесниками. Однако он только начинает осваивать игры с правилами.

Трехлетний возраст также характеризуется изменениями в психике. Ребенок теперь стремится к самостоятельности и независимости от родителей. Он пытается делать все сам: одеваться, умываться, выбирать игры и прочее. При этом он часто отвергает любую помощь, предлагаемую родителями.

Нередко в этом возрасте наступает кризис 3 лет. Возрастные кризисы у ребенка – переходные этапы, которые вызваны формированием его личности. Кризисом 3 лет обусловлены проявления упрямства и конфликтности. В этих случаях ребенок начинает игнорировать или отвергать все просьбы взрослых, требовать немедленного исполнения своих желаний.

Кризис 3 лет со временем проходит. Он способствует тому, чтобы малыш начал осознавать себя как отдельную личность. Однако признаков кризиса у трехлетних малышей может и не быть.

Развитие интеллекта

В возрасте 3 лет наглядно-действенное мышление ребенка начинает трансформироваться в наглядно-образное. Ранее малыш познавал мир через непосредственное взаимодействие с предметами. А теперь он способен оперировать их образами, сохраненными в памяти. Одной из важных особенностей этого возраста является способность ребенка мыслить и рассуждать о предметах, которые не находятся в поле его зрения. Это важный этап в развитии его мышления.

Вот что должен уметь ребенок в 3 года:

– понимать простые причинно-следственные связи (например, на улице лужи, потому что прошел дождь);

– понимать короткую последовательность действий (сначала нужно вымыть руки, а уже потом – садиться за стол);

– совершать несложные действия по инструкции взрослого;

– знать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);

– уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их;

– складывать простые пазлы из четырех крупных частей;

– знать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал);

– составлять логические пары предметов (например, чашка и блюдце);

– оперировать понятиями времени («сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра»);

– различать противоположности по одному признаку (к примеру, горячее и холодное, вверху и внизу);

– понимать положение объектов в пространстве (на полке, под столом и так далее).

– ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речевых навыков

Речь трехлетнего ребенка значительно обогащается по сравнению с более ранним возрастом. Они быстро запоминают новые слова. Активный словарь детей к возрасту 3 лет насчитывает 1000 и более слов. Малыши уже способны осознанно называть предметы, показывать на них и отмечать их качества. Это важно для активного общения со взрослыми и сверстниками.

Детскую речь также характеризует словотворчество. У малышей появляется интерес к звукам родного языка, они пробуют экспериментировать и играть со звучанием слов. Дети рифмуют слова и придумывают новые (например, «читание» вместо «чтение»).

Что должен говорить ребенок в 3 года:

– составлять предложения из 3 и более слов;

– перечислять предметы на картинке и действия, которые выполняют изображенные персонажи (например: «Тут котенок. Он пьет молоко»);

– рассказывать короткие стихотворения;

– называть не только предметы, но и их части (например, у чашки – «ручка»);

– знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, игрушек), животных;

– задавать простые вопросы;

– отвечать на вопросы взрослых;

– использовать слова вежливости: «спасибо», «пожалуйста» и т. п.

У трехлетних детей речь несовершенна: они могут плохо произносить шипящие звуки («ж», «ш», «щ», «ч») и некоторые сонорные («л», «р»), иногда неправильно строить предложения. Длинные и сложные слова детям пока трудно произносить, поэтому они часто их искажают. Все это не выходит за рамки нормы. Недочеты речи будут исправляться, когда наступит средний и старший дошкольный возраст.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие

Ребенок начинает осознанно управлять своим поведением. Он может ограничивать свои желания и побуждения, если этого требует ситуация. На занятиях в детском саду или других дошкольных учреждениях кроху учат следовать правилам и расписанию.

Самооценка ребенка тоже начинает закладываться в этот период. При этом дошкольник во многом ориентируется на то, как его оценивают родители и воспитатели.

В этот период ребенок начинает контролировать свои эмоции. Малыш уже может сдержать свои чувства, например, не заплакать, когда ему больно. Это умение зависит от индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка.

Тем не менее, ребенок еще не может полностью контролировать свое поведение. Важно помнить, что для разрядки нервного напряжения малышу необходима физическая активность, подвижные игры, прогулки и здоровый сон.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Математические умения

В возрасте 3–4 лет дети уже обладают некоторыми математическими навыками.

Что должен уметь ребенок в 3 года:

– различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного»;

– находить один или несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

– показывать свой возраст на пальцах;

– сравнивать количество предметов, используя слова «больше» и «меньше»;

– узнавать формы геометрических фигур в окружающих предметах (например, тарелка – круглая, стол – квадратный и так далее).

Развитие физических навыков

Дети в 3 года уже умеют в значительной степени управлять своим телом. Как и в любом возрасте, им необходимо заниматься физическими упражнениями и активными играми.

Вот что должны уметь дети в 3 года:

– прыгать на двух ногах;

– удерживать равновесие, стоя на одной ноге;

– переступать через препятствия;

– уверенно бегать;

– лазать на детской площадке;

– управлять самокатом или трехколесным велосипедом;

– скатываться с горки;

– пинать мяч;

– передавать мяч броском.

Навыки самообслуживания

Трехлетний ребенок способен выполнять несложные бытовые действия без помощи близкого взрослого.

Что должен делать ребенок в 3 года:

– самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность вещей;

– застегивать и расстегивать молнию на одежде и крупные пуговицы;

– обуваться;

– мыть руки с мылом;

– умываться;

– вытираться полотенцем;

– уметь пользоваться не только ложкой, но и вилкой;

– аккуратно пить из чашки;

– убирать игрушку на место после игры.

Чтобы малыш становился более независимым, родителям стоит научить ребенка регулярно выполнять каждое из этих самостоятельных действий. Не следует чрезмерно опекать ребенка, иначе он окажется беспомощным в ситуациях, когда вас не будет рядом, например, в коллективе сверстников.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Мелкая моторика

В 3 года развивается мелкая моторика – тонкие движения пальцев и кистей. Она позволяет в будущем овладеть навыком письма.

Что умеет делать ребенок в 3 года:

– держать карандаш и кисточку тремя пальцами: большим, указательным и средним;

– обращаться с карандашами и красками;

– проводить линии;

– рисовать простые геометрические фигуры;

– обводить простые фигуры;

– резать бумагу ножницами;

– раскрашивать рисунок;

– использовать клей в аппликациях;

– лепить из пластилина простые объемные фигуры, например, шарики;

– соединять пластилиновые фигуры.

Отлично развивают мелкую моторику пазлы и мозаика. Многие дети с удовольствием рисуют и раскрашивают. Такие занятия развивают не только моторику, но и концентрация внимания.

Знания об окружающем мире

В 3 года дети уже имеют определенные знания о природе и обществе.

Что должен знать и уметь называть ребенок в 3 года:

– основных домашних животных (собака, кошка, корова, коза и так далее) и диких (медведь, волк, лиса, заяц и т. п.);

– некоторые растения: деревья, цветы (елка, береза, ромашка, роза и прочие);

– овощи и фрукты;

– времена суток (утро, день, вечер, ночь) и их порядок;

– свои имя и фамилию, имена близких;

– клички домашних питомцев;

– название города, в котором живет.

Трехлетнего ребенка нужно учить правилам безопасности: не выбегать на проезжую часть, не трогать острые предметы, не подходить к незнакомым людям на улице и т. п.

Развитие внимания и памяти

Внимание детей еще нестабильно, но они постепенно учатся концентрации и усидчивости. Вместе с вниманием развивается и долговременная память. Главное – не перенагружать ребенка. Не забывайте делать перерывы во время развивающих занятий с вашим малышом.

В 3 года ребенок должен научиться:

– сосредотачивать внимание на одной и той же деятельности в течение 10–15 минут;

– удерживать в поле зрения несколько предметов;

– повторять за старшими слова, фразы, движения;

– запоминать основное содержание сказки, рассказа, мультфильма;

– запоминать предметы на картинке или фотографии.

Для тренировки памяти ребенка можно просить его рассказывать о событиях дня, пересказывать истории, заучивать детские стихи и песенки.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Музыкальное развитие

У ребенка 3 лет необходимо развивать навыки музыкального восприятия.

Ребенку нужно уметь выполнять следующие действия:

– запоминать и петь детские песенки и частушки;

– повторять простые танцевальные движения (прыжки, повороты, хлопки и так далее);

– узнавать знакомые мелодии;

– делать гимнастику под музыку, повторяя за взрослым.

Иногда дети в 3 года активно осваивают детские музыкальные инструменты: барабан, дудочку, пианино и т. п. Это не значит, что малыши умеют самостоятельно на них играть, но занятия музыкой помогают развивать чувство ритма и координацию движений.

Сенсорное развитие

У детей должны быть развиты не только зрительные, но и слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные ощущения, даже если они еще не могут передать их словами.

Что должен понимать и различать ребенок в 3 года:

– звуки (например, интонации речи, шум электрических приборов);

– вкусы (сладкое, горькое, соленое, кислое);

– запахи (ароматы цветов, запах пищи);

– фактуры предметов (гладкое, шершавое).

Чтобы развивать органы чувств, можно, к примеру, учить ребенка определять предметы на ощупь и угадывать животных по их голосам.

Социальное развитие

В 3 года сфера общения ребенка перестает ограничиваться семейным кругом. Обычно в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад или другие дошкольные учреждения. Он учится выстраивать взаимоотношения с другими детьми, руководствуясь правилами, принятыми в обществе. Благодаря этому у детей активно формируются навыки общения.

В игре особенно четко проявляются отношения между детьми. Они чаще просто играют около друг друга, чем общаются, и пока не умеют строить взаимоотношения, как взрослые. Однако уже начинают формироваться предпосылки дружбы. Например, с некоторыми детьми в своей группе детского сада ребенок играет охотнее, чем с остальными.

У дошкольника появляется определенное место в группе ровесников, которое во многом зависит от мнения воспитателя. Детям становится важно получать одобрение старших.

Родители и другие родственники становятся для ребенка носителями социальной роли и определенной профессии. У малыша появляется желание иметь ту же социальную роль, что и взрослые. Это желание выражается в развитии игровой деятельности (например, игра в «дочки-матери» у девочек).

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Примерный режим дня

Рекомендуем следующий режим дня для трехлетнего ребенка:

07.00 Подъем

07.30 Зарядка, гигиенические процедуры

08.00 Завтрак

08.30 Игры и развивающие занятия

10.00 Прогулка на свежем воздухе

12.00 Обед

12.30 Дневной сон

15.00 Пробуждение

15.30 Полдник

16.00 Игры, в том числе подвижные

18.00 Прогулка

19.00 Ужин

19.30 Спокойные игры и занятия

20.30 Гигиенические процедуры

21.00 Отход ко сну

В детском саду расписание может отличаться, но оно тоже составляется с учетом рекомендаций по режиму.

Что умеет ребенок в 3 года: мальчики и девочки

Часто родители интересуются: есть ли отличия в том, что умеет делать мальчик и девочка в 3 года?

К трем годам дети различают мужской и женский пол и осознают свою половую принадлежность. В их поведении и умениях тоже появляются отличия.

Девочки в этом возрасте часто играют в группах, тогда как мальчики предпочитают играть в одиночку. Мальчики обычно более активны физически: они больше бегают, прыгают и лазают на детских площадках. Девочки, в свою очередь, выбирают более спокойные игры. Половая самоидентификация проявляется в выборе конкретных игрушек и сюжетов игр (девочки чаще играют с куклами, мальчики – с машинками и т. п.).

Различия между полами также проявляются в речи. В среднем девочки обладают более богатым словарным запасом. Они также легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в разговоре.

А еще девочки чаще могут говорить о своих эмоциях и потребностях. У них раньше начинает развиваться эмоциональный интеллект. Мальчикам, наоборот, бывает сложно определить и словесно выразить свои чувства.

Итог

В 3 года дети продолжают активно расти, проявляют самостоятельность и развивают множество навыков. Их мышление становится наглядно-образным, у них активно развиваются речь и память. Малыши начинают больше общаться с ровесниками и постепенно осознавать себя как личность.