Что должен уметь ребенок в 2-3 года?
Статьи. 29 октября 2024 г. · 4 мин. чтения
В возрасте от 2 до 3 лет дети становятся самостоятельнее, обретают много новых практических навыков и умений. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 2 года.
Мышление
Мышление ребенка 2 лет становится наглядно-действенным. Оно отличается тем, что проблемные ситуации и практические задачи он начинает решать с помощью взаимодействий с реальными предметами: собрать пирамидку, сложить матрешек и т. п. Эта особенность влияет на все аспекты его развития.
У ребенка этого возраста мышление можно и нужно развивать. Для этого рекомендуем заниматься с малышом по книге «Развитие мышления 2+», которая входит в комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 2+» от Школы Семи Гномов. Занятия по ней научат ребенка мыслить категориями (например, «съедобное–несъедобное») и находить сходство между предметами (к примеру, опознавать предметы по их тени).
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Развитие мышления 2+», занятия 7-8
Школа Семи Гномов – это система домашнего обучения, которая заключается во всестороннем развитии дошкольника от 0 до 7 лет. Материал в ней разработан с учетом психовозрастных возможностей детей: для каждого года жизни предусмотрен отдельный курс, и ему соответствует один из семи забавных гномов. Двухлетнего ребенка в его обучении сопровождает гномик Пончик.
Предметная деятельность
Малыш осваивает способы действия с предметами, которым его обучают взрослые, поэтому его предметная деятельность стремительно развивается. Ребенок учится выполнять соотносящие действия (например, сборка конструктора, приклеивание наклеек) и орудийные (использование ложки во время еды, применение совка для игры в песочнице).
Освоить соотносящие действия ребенку помогут книги из набора «Активити с наклейками. Комплект 2+». Наклеивая подходящие изображения на страницы книги в соответствии с заданием, малыш также разовьет мелкую моторику и мышление. Вот пример задания: приклеить рядом с коричневой собачкой большую косточку, а рядом с белой – маленькую.
«Активити с наклейками. Счет, форма, величина 2+», с. 28
Произвольность
Путем выполнения орудийных действий у ребенка формируется произвольность – осознанная саморегуляция, способность подчинять свое поведение собственной цели или требованию взрослого. Естественная активность ребенка преобразуется в культурную, принятую в обществе. Модель поведения, которую ребенку предлагают взрослые, становится образцом и объектом для подражания. Именно она теперь регулирует деятельность ребенка.
Игровая деятельность
Игра у ребенка 2 лет имеет процессуальный характер. В ней главное – процесс взаимодействия с предметами, а не конкретный результат. Ребенок этого возраста все чаще играет с игрушками, которые напоминают реальные объекты (куклы, машинки и т. д.). Примерно в 2,5 года малыш начинает использовать в игре предметы-заместители, например, «кормить» куклу с помощью веточки вместо ложки.
Зрительное и слуховое восприятие
К 2 годам у ребенка совершенствуется зрительное восприятие. В этом возрасте он может самостоятельно выбрать предмет определенной формы, размера и цвета среди двух–трех других (к примеру, из предложенных ему карандашей красного, желтого и синего цветов взять синий).
Развивается и слуховое восприятие ребенка, в особенности фонематический слух, т.е. способность различать звуки языка. К 3 годам ребенок способен узнавать все звуки родного языка, хотя еще не умеет правильно их выговаривать. В этом возрасте малыш также может различать мелодии и петь.
Для развития фонематического слуха у ребенка 2 лет родителям пригодится книга «Азбука для малышей 2+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 2+». Азбука организована таким образом, что малыш знакомится с буквами через слова, которые начинаются с них (пример: букве «с» соответствуют собака, самолет, стул, снежинка и т. д.). Красочные и понятные ребенку иллюстрации в книге наглядно демонстрируют их и способствуют запоминанию.
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Азбука для малышей 2+», с. 19
Понимание речи
В процессе предметной деятельности, которой управляет взрослый, у двухлетнего малыша развивается восприятие и понимание речи. Слова в сознании ребенка отделяются от частных ситуаций и получают самостоятельное значение. Значительно увеличивается его пассивный словарный запас, т.е. количество слов, которые он понимает. Малыш продолжает осваивать названия объектов, которые окружают его в повседневной жизни: предметов мебели, транспортных средств и т. д. Он также учится выполнять несложные просьбы родителей и воспитателей в рамках видимой ситуации («Принеси свою кружку», «Сядь на стул»). Малыш начинает понимать и рассказы взрослых. В результате этого ситуативно-делового общения со взрослыми у него формируется способность регулировать свое поведение.
Обогащению словарного запаса у двухлетнего ребенка способствуют занятия по книге «Первый словарик 2+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 2+». Обучаясь по ней, малыш будет запоминать названия знакомых объектов, например, овощей: помидор, тыква, капуста, морковь и т. п.
Активная речь
На третьем году жизни речевые навыки ребенка тоже интенсивно развиваются. К 3 годам он владеет основными грамматическими конструкциями и пытается выстраивать простые предложения. При общении со взрослыми он использует почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и т. д. Пользуется словесной формой общения при взаимодействии не только со взрослыми, но и с другими детьми.
Активный словарь ребенка в 2 года составляет 200–400 слов, а к 3 годам он увеличивается до 1000–1500 слов.
Расширить активный словарный запас ребенка поможет книга «Развитие речи 2+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 2+». Задания в ней обучают детей выговаривать отдельные звуки и употреблять слова в соответствии с их значением. Ребенку предлагается, например, приклеить на картинку наклейки, на которых изображены предметы одежды, и назвать каждый из них (шапка, кофта, штаны, ботинки).
Творчество
К 2 годам у ребенка складываются различные типы творческой деятельности: игра, конструирование, лепка, рисование красками и карандашами, аппликация. Ребенок этого возраста способен выражать намерение изобразить определенный предмет, к примеру, любимую игрушку или животное. Двухлетний малыш уже может нарисовать человека, пока еще в виде «головонога» – овала с линиями, отходящими от него.
Для рисования в этом возрасте подойдут пальчиковые краски. Альбом для творчества «Рисуем красками 2+» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 2+» научит малыша рисовать гуашью с помощью пальчиков. Прикладывая пальчик к бумаге, чтобы изобразить, например, машинку, он попробует подбирать подходящие цвета и отображать характерные черты объектов. В набор входят необходимые канцтовары, в том числе краски, а также плакаты и наклейки.
Самосознание и поведение
Хотя детям в возрасте 2 лет свойственны импульсивность, быстрая изменчивость желаний и подверженность чужому эмоциональному состоянию, у них начинает вырабатываться произвольность поведения. У ребенка формируются чувства стыда и гордости и черты самосознания. Он постепенно начинает идентифицировать себя с именем и полом. На более ранних этапах развития малыш ощущает себя частью мира, а к 3 годам он уже осознает себя как отдельного человека, который отличается от взрослых.
Для того чтобы помогать ребенку с раннего возраста осваивать главные этические понятия, которые сформируют его характер и поведение, советуем заниматься с ним по книге «Хорошо и плохо 2+» из комплекта «Новый базовый курс. Окружающий мир 2+». Она основана на наглядном противопоставлении ситуаций, в которых по-разному ведут себя семь гномов (например, Пончик разбросал игрушки, а Тучка убралась в комнате). Описание этих ситуаций направлено на то, чтобы вызвать у малыша желание поступать правильным образом. А стихотворения и сюжетные иллюстрации в книге способствуют лучшему восприятию и усвоению информации.
«Новый базовый курс. Окружающий мир. Хорошо и плохо 2+», с. 10- 11
Мы подготовили гайд с основной информацией о том, что должен уметь ребенок в возрасте от 2 до 3 лет, который можно скачать бесплатно и всегда держать под рукой.
Чтобы двухлетний малыш гармонично развивался, родителям нужно много разговаривать с ним и слушать его, проявлять уважительное отношение к его нуждам и желаниям. Тогда у ребенка разовьются не только необходимые в его возрасте умения, но и познавательный интерес, наблюдательность и отзывчивость.