Что должен уметь ребенок в 3–4 года?
Статьи. 7 ноября 2024 г. · 4 мин. чтения
Каждый ребенок развивается в собственном темпе. Тем не менее существуют нормы развития, общие для всех детей. Что должен уметь ребенок в 3–4 года? В период дошкольного детства каждый год важен, и необходимые навыки должны формироваться своевременно. Младший дошкольный возраст (3–4 года) характеризуется значительным развитием самостоятельности малыша. Рассмотрим, что должен уметь ребенок в 3 года, чтобы гармонично развиваться в соответствии с возрастом.
Социальное развитие
В 3–4 года сфера общения ребенка перестает ограничиваться семейным кругом. Родители и другие родственники становятся для него носителями социальной роли и определенной профессии. У дошкольника появляется желание иметь ту же социальную функцию, что и взрослые. Это желание выражается в развитии игровой деятельности (например, игра в «дочки-матери» у девочек).
Что должен уметь ребенок в 3–4 года в социальном плане? Он начинает выстраивать взаимоотношения с другими детьми, руководствуясь правилами, принятыми в обществе. Дошкольник может целенаправленно освоить достаточно большое количество социальных норм и на их основе оценивать свои действия и поведение других детей.
В игре особенно четко проявляются отношения между детьми. Они чаще просто играют около друг друга, чем общаются и активно взаимодействуют. Тем не менее в этот период уже может проявляться избирательность во взаимоотношениях: с некоторыми детьми в своей группе детского сада ребенок играет охотнее, чем с остальными. Между детьми могут возникать и конфликты, в основном из-за игрушек. У дошкольника появляется определенное место в группе ровесников, которое во многом зависит от мнения воспитателя.
Игровая деятельность
Основным видом деятельности ребенка 3 лет становится игра. При этом она пока отличается условностью. Это означает, что ребенок соотносит одинаковые действия с разными предметами. Поэтому игра ребенка в этом возрасте происходит в основном с помощью игрушек и предметов-заместителей (к примеру, салфетка замещает одеяло для куклы). Эта особенность наглядно демонстрирует, что у малыша начинает развиваться воображение.
Что должен делать ребенок в 3–4 года в игровой деятельности? Игра у ребенка длится недолго. Она имеет простой, неразвернутый сюжет и одну–две роли. Ребенок только начинается осваивать игры с правилами.
Восприятие
У ребенка 3 лет происходят изменения в перцептивной деятельности. Он переходит от индивидуальных единиц восприятия к сенсорным эталонам, которые представляют собой культурно-выработанные средства восприятия.
Что должен уметь ребенок в 3–4 года на уровне восприятия?
К 4 годам дошкольник способен:
● воспринимать фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник;
● распознавать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый;
● называть некоторые оттенки, такие как розовый, голубой, серый;
● группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы, все формы с углами и т. д.);
● находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
● ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа;
● ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро –вечер;
● ориентироваться в помещении группы детского сада.
Изобразительная деятельность
У ребенка только начинают складываться представления об объектах, лежащие в основе изобразительной деятельности. Поэтому нарисованные ими образы просты и далеки от оригинала. Освоение рисования происходит у детей в разном темпе. Одни дети создают рисунки с высокой степенью детализации, у других в изображениях отсутствуют многие детали. Что должен уметь ребенок в 3–4 года в рисовании? Дети в 3 года уже могут передавать на рисунке цвета предметов.
В обучении малыша рисованию родителям поможет альбом для творчества «Рисуем карандашами 3+» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 3+». Дополняя рисунки в альбоме, ребенок потренируется выбирать подходящие цвета, проводить линии карандашом и создавать изображения по образцу. Малыш может, например, дополнить загородный пейзаж, нарисовав иголки у ежа, кору дерева, морковь на грядке, яблоки, зернышки для цыплят, трубу на крыше дома и узоры на оконной раме.
«Мастерская. Развивающий набор для творчества. Рисуем карандашами 3+», итоговое занятие
Книги от Школы Семи Гномов направлены на всестороннее развитие ребенка от рождения до поступления в школу. Они разработаны с учетом психовозрастных возможностей дошкольников и развивают все необходимые навыки и умения. Каждому году жизни соответствует отдельный курс, в котором ребенку помогает заниматься один из семи гномов. Трехлетнего малыша в его обучении сопровождает девочка-гномик Юла.
В 3 года ребенок уже владеет навыками лепки и может под руководством родителя или воспитателя слепить несложные предметы и фигурки. Он также умеет создавать простые виды аппликаций. Занятия лепкой и аппликацией в этом периоде дошкольного детства особенно важны, поскольку способствуют развитию мелкой моторики и восприятия.
Ребенок этого возраста также осваивает конструктивную деятельность. Она пока ограничивается сооружением простых построек по собственным идеям малыша или по инструкции взрослого.
Когнитивные процессы
У дошкольника на этом этапе активно развиваются внимание и память. По указанию взрослых ребенок способен выучить 3–4 слова и 5–6 названий, обозначающих предметы. Что должен уметь запоминать ребенок в 3–4 года? К 4 годам малыш может запоминать довольно большие отрывки из хорошо знакомых ему сказок, а также короткие стихотворения.
Ребенок теперь пользуется наглядно-действенным мышлением. Это означает, что он опирается на непосредственное восприятие объектов в процессе действий с ними. Дошкольник уже может устанавливать некоторые неявные связи между предметами.
Развивать мышление ребенка помогают задания на нахождение отличий между картинками. Подобные упражнения вы найдете в книге «Логика, мышление 3+», которая входит в комплект «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 3+». Рассматривая и сравнивая красочные иллюстрации, ребенок научится сопоставлять изображения и находить разницу между ними. Например, приведенные ниже картинки с рыбками отличаются не только наличием или отсутствием некоторых объектов, но и их расположением в пространстве.
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Логика, мышление 3+», занятие 7
Речевое развитие
Активный словарный запас ребенка 3 лет насчитывает около 1000 слов. В этом возрасте он может называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, пуговицы), качества (цвет, форма, размер), свойства (бумага рвется, стаканы бьются), использовать обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, мебель, фрукты, овощи, домашние животные и т. п.). Он также умеет строить простые предложения, согласовывать слова, называть окружающие его предметы. Ребенок уже использует почти все части речи.
Словарный запас ребенка в этом возрасте нужно обогащать названиями животных и растений, времен года и явлений природы, а также уменьшительно-ласкательными словами. В книге «Развитие речи 3+» из набора «Активити с наклейками. Комплект 3+» предлагается следующее задание: приклеить рядом с большим предметом маленький, а затем назвать большой предмет и придумать название для маленького (мяч – мячик, шапка – шапочка, кукла – куколка и т. д.).
«Активити с наклейками. Развитие речи 3+», с. 10
Самоконтроль и самооценка
Ребенок начинает осознанно управлять своим поведением. Его поведение пока в значительной степени ситуативно, но он может и ограничивать свои желания и побуждения, сопровождая это словесными комментариями. Самооценка ребенка тоже начинает закладываться в этот период. При этом дошкольник во многом ориентируется на то, как его оценивают родители и воспитатели. Продолжает формироваться и половая самоидентификация. Она проявляется в выборе игрушек и сюжетов игр (девочки чаще играют с куклами, мальчики – с машинками и т. п.).
Чтобы регулировать свое поведение, ребенку нужно учиться осознавать эмоции: свои и других людей. Книга «Мои эмоции 3+» из комплекта «Новый базовый курс. Окружающий мир 3+» познакомит малыша с эмоциями через ассоциации с определенными цветами и расскажет о них в доступной форме. К примеру, страх изображается как большая туча черного цвета. При этом ребенку показывается и положительная сторона этой эмоции: на страницах книги объясняется, что страх помогает в опасных ситуациях, он заставляет человека быстро думать.
«Новый базовый курс. Окружающий мир. Мои эмоции 3+», с. 10, 11
Мы подготовили гайд с основной информацией о том, что должен уметь ребенок в возрасте от 3 до 4 лет, который можно скачать бесплатно и всегда держать под рукой.
Период от 3 до 4 лет особенно значим для дошкольника, поскольку в этом возрасте расширяется его сфера общения и формируются многие навыки. Для полноценного развития ребенка родителям важно заниматься с ним в игровой форме, не допуская переутомления. Занятия в книгах от Школы Семи Гномов ориентированы на развитие ребенка по всем важным направлениям по принципу «обучение через игру». Выполняя их, малыш получит все необходимые знания и умения в соответствии с его возрастом.