Что должен уметь ребенок в 4-5 лет?
Статьи. 13 декабря 2024 г. · 4 мин. чтения
Период от 4 до 5 лет называют средним дошкольным возрастом. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивный рост и развитие организма.
Главные достижения ребенка этого возраста связаны со следующими направлениями развития: разделение игровых взаимодействий и реальных; совершенствование творческой деятельности; развитие психических функций; появление познавательной мотивации; конкретизация образа «Я».
Рассмотрим подробнее, что ребенок должен уметь в 4 года.
Игровая деятельность
В играх детей 4 лет впервые наблюдаются ролевые взаимодействия (дочки-матери, продавец и покупатель в магазине и т д.). Эта особенность указывает на то, что ребенок начинает осознавать себя в контексте выбранной роли и отличать ее от реальности. В течение игры эти роли могут изменяться. Игровые действия в целом совершаются не ради самих себя, а ради замысла игры. Например, четырехлетней девочке интересно не просто раскладывать веточки, а представлять себя продавцом в магазине, где эти веточки заменяют продукты. В то же время наблюдается разграничение реальных и ролевых взаимодействий между детьми.
Изобразительная деятельность
В возрасте 4 лет у ребенка совершенствуются способности к рисованию. Рисунки теперь изображают конкретные предметы и содержат больше деталей. В выполненных карандашом рисунках человека появляются туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда – одежда и ее элементы.
У малыша этого возраста уже получается рисовать хорошо знакомые ему предметы, к примеру, игрушки. Одно из заданий в альбоме для творчества «Рисуем карандашами 4+» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 4+» направлено на то, чтобы научить ребенка правдоподобно изображать на бумаге любимую игрушку с помощью цветных карандашей или фломастеров.
«Рисуем карандашами. Мастерская. Развивающий набор для творчества 4+», занятие 12
Книги от Школы Семи Гномов – это не просто наборы пособий, а полноценная система домашнего обучения. Она создана для гармоничного развития ребенка с самого рождения и до школы, поэтому учитывает психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Для каждого года жизни ребенка разработан свой курс, в котором его сопровождает один из семи гномов. Четырехлетнему малышу в обучении помогает гномик по имени Лучик.
У ребенка активно развиваются технические навыки рисования. Он уже может рисовать простые геометрические фигуры, вырезать с помощью ножниц, приклеивать наклейки и детали поделок на бумагу и т. п.
Конструирование тоже совершенствуется.Постройки, которые ребенок собирает, например, из конструктора, могут состоять из 5–6 деталей. Малыш учится конструировать по своему замыслу и обдумывать порядок действий.
Двигательная и моторная деятельность
В возрасте 4 лет у дошкольника наблюдаются значительные улучшения в развитии крупной и мелкой моторики. Ребенок становится более ловким и координирует свои движения. Он способен сохранять равновесие лучше, чем в младший дошкольный период, и перешагивать через невысокие препятствия. Малыш также может играть в разнообразные игры с мячом.
Восприятие
К 4–5 годам восприятие мира у ребенка уже довольно развитое. Ребенок может определить, какую фигуру напоминает определенный объект. Также он умеет выделять простые формы в составных предметах и, наоборот, создавать из простых форм сложные.
Дошкольник на этом этапе своего развития уже может классифицировать объекты по размеру и цвету. Он начинает отмечать и такие характеристики предметов, как длина, ширина и высота. Как следствие, у ребенка улучшается навык пространственного ориентирования.
Чтобы обучить малыша ориентироваться в пространстве, родители могут использовать книгу «Время, пространство 4+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 4+». Занимаясь по ней, дошкольник научится, например, различать понятия, связанные с местоположением предмета («далеко», «близко») и направлением движения («вправо, влево).
«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Время, пространство 4+», с. 7
Мышление
У ребенка 4 лет начинает формироваться образное мышление. Он может использовать несложные схемы и рисунки, чтобы решать простые задачи. Дошкольник теперь может собирать конструкции по схеме и проходить лабиринты. У него развивается способность делать предположения о результате действий. На основе положения предметов в пространстве ребенок может предсказать, что произойдет при их взаимодействии (два шарика столкнутся, мяч отскочит от пола и т. д.). Однако ему еще сложно представить себя на месте другого человека или мысленно преобразовать образ.
Когнитивные процессы
В этом возрасте у ребенка увеличивается объем памяти. Он способен запомнить до 7–8 названий объектов. Кроме того, начинает формироваться произвольная память: дошкольник понимает задания по запоминанию, помнит просьбы родителей или воспитателя, может выучить короткое стихотворение и т. п.
Воображение тоже стремительно развивается. Складываются такие его свойства, как произвольность и оригинальность. Это значит, что ребенок способен управлять своим воображением в зависимости от цели и создавать уникальные изображения и сюжеты. Например, он может сам придумать небольшой рассказ или сказочную историю на предложенную тему.
Концентрация внимания тоже увеличивается. Дошкольник может сосредоточиться на одном занятии в течение 15–20 минут. Он также обладает способностью удерживать в памяти простое условие при выполнении какого-либо задания (например, на картинке с шариками выбрать шарики красного цвета).
Ребенку в 4 года становится легче воспринимать и усваивать новую информацию, поэтому его познания значительно расширяются. Из книги «Кто самый-самый? 4+» (комплект «Новый базовый курс. Окружающий мир 4+») малыш почерпнет много новых сведений о животном и растительном мире Земли, в том числе о самых крупных животных, и увидит, как их размеры соотносятся между собой.
«Новый базовый курс. Окружающий мир. Кто самый-самый? 4+», с. 2-3
Речевая деятельность
У ребенка 4 лет заметно улучшается артикуляция и выразительность речи. Речь становится для него не только способом общения, но и предметом особого интереса. Он может подражать голосам животных и имитировать речь разных персонажей при помощи интонации.
Дошкольника начинают привлекать ритм речи и рифмы в стихах. Его речь развивается и в грамматическом аспекте: ребенок может придумывать новые слова, основываясь на грамматических правилах языка.
Развить речь ребенка и расширить его знания о грамматических правилах поможет книга «Развитие речи 4+», входящая в набор «Активити с наклейками. Комплект 4+». Малыш научится, к примеру, правильно называть детенышей зверей и части их тела (уши, хобот, лапы и т. д.), а также употреблять притяжательные прилагательные (львиный, тигриный).
«Активити с наклейками. Развитие речи 4+», с. 8
Психическое и социальное развитие
Речь малыша в общении со сверстниками ситуативна и зачастую определяется ситуацией игры. В то же время общение ребенка со взрослым меняется. Оно выходит за рамки конкретной ситуации, в которой находится ребенок.
Главным мотивом общения теперь является познавательный интерес, любопытство. Новая информация, которую малыш приобретает в процессе общения, иногда бывает трудной для понимания, но вызывает у него живой интерес.
У ребенка появляется потребность в одобрении со стороны взрослых, и их похвала становится для него очень значимой. Иногда это приводит к тому, что ребенок остро чувствует обиду на замечания взрослого. Однако в более старшем возрасте повышенная обидчивость малыша проходит.
В отношениях с ровесниками проявляется избирательность: ребенок начинает предпочитать одних детей другим. Он часто выбирает одних и тех же товарищей по играм. В группах детей (особенно в детском саду) выделяются лидеры. Ребенок все чаще проявляет стремление соревноваться с другими детьми, например, в спортивных играх. Соревновательность и конкуренция важны для сопоставления себя со сверстниками. Таким образом у ребенка развивается и детализируется образ «Я».
Мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4–5 лет. Стоит отметить, что все умения у дошкольника необходимо развивать постепенно, учитывая его индивидуальные особенности и склонности. Нельзя забывать, что в этот период малышу особенно важна похвала родителя. Поэтому нужно обязательно хвалить ребенка за его достижения, а если у него что-то не получается, то подбодрить и оказать помощь!