Что должен уметь ребенок в 5–6 лет?

Статьи. 20 декабря 2024 г. · 4 мин. чтения

Что должен уметь ребенок в 5-6 лет

Возраст от 5 до 6 лет называют старшим дошкольным детством. В этом возрасте ребенок уже обладает многими важными умениями и навыками.

Рассмотрим подробнее, что ребенок должен знать и уметь в 5 лет.

Физическое развитие

В 5 лет ребенок умеет управлять своими движениями, поэтому они становятся четкими и скоординированными. Дошкольник этого возраста может высоко подпрыгивать, ловить и бросать мяч, прыгать через скакалку. Он способен сохранять равновесие, подпрыгивая на одной ноге.

Пятилетний ребенок уже обладает навыками самообслуживания. Дома и в детском саду он самостоятельно надевает одежду и обувь и снимает их, застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки. Он соблюдает правила гигиены: чистит зубы, моет руки перед едой.

Игровая деятельность

Пятилетний дошкольник уже может перед началом игры выбрать себе роль и выстраивать последовательность своих действия в соответствии с ней. В процессе игры ребенок разговаривает с другими детьми, используя речь, которая подходит его роли. Она отличается от его обыкновенной речи.

Малыш также начинает понимать, как строятся общественные отношения во взрослом мире и в чем заключаются разные виды деятельности, например, профессии. Некоторые роли становятся для него более интересными, чем другие. Поэтому при распределении ролей в сюжетно-ролевой игре между детьми могут возникать споры.

Во время игры ребенок структурирует пространство, в котором образуются своеобразный центр и периферия. Например, в игре «Больница» центром становится кабинет врача, а в игре «Аэропорт» – самолет, при этом зал ожидания в обоих случаях остается на периферии игрового пространства. Игровые взаимодействия ребенка в целом приобретают больше разнообразия.

Изобразительная деятельность

В возрасте 5 лет ребенок активно занимается художественным творчеством. В течение года он может создать около 2000 рисунков.

Содержание рисунков старшего дошкольника разнообразно: оно включает впечатления из реальной жизни, вымышленные ситуации, персонажей из книг и мультфильмов. Чаще всего детский рисунок довольно схематично изображает различные предметы и людей, но он может быть оригинальным в композиционном плане. Ребенок может рисовать как статичные объекты, так и движущиеся (машины едут по шоссе, лошадка скачет и т. д.).

Рисунки ребенка становятся сюжетными. В них часто встречаются схожие сюжеты с разными вариациями. Изображение человека становится более приближенным к реальности, и в нем появляется больше деталей. На рисунке можно определить пол изображенного героя и его эмоции (улыбается, плачет и т. п.).

На данном этапе развития ребенок начинает рисовать более аккуратно: он раскрашивает рисунок, не выходя за контур, и проводит длинные линии без отрыва карандаша от бумаги.

Чтобы усовершенствовать умение ребенка рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, пригодится альбом для творчества «Рисуем карандашами 5+» из комплекта «Мастерская. Развивающий набор для творчества 5+». Инструкции к заданиям в нем наглядно показывают, как поэтапно нарисовать сложные объекты, например, трактор.

Мастерская. Рисуем карандашами 5+, занятие 3

«Мастерская. Рисуем карандашами 5+», занятие 3

Книги Школы Семи Гномов – это полноценная система домашнего обучения, составленная с учетом психовозрастных особенностей детей. Она направлена на всестороннее развитие ребенка от 0 до 7 лет; каждому году обучения соответствует один из семи гномов. Пятилетнего малыша сопровождает девочка-гномик Долька.

Конструирование

В 5 лет ребенок уже умеет подстраивать свою деятельность под условия, при которых она происходит. Дошкольник использует различные по форме детали деревянного или пластмассового конструктора. Он может заменять части конструкции в зависимости от того, какой материал у него есть. Также он умеет ровно вырезать бумажные фигуры и лепить мелкие объекты из пластилина.

Пятилетний ребенок учится обследовать образцы и схемы, обобщать их. Он способен выделить основные части будущей постройки. Его конструктивная деятельность может происходить как по схеме, так и по собственному замыслу. Более того, малыш теперь может конструировать не только сам, но и вместе со сверстниками.

Совершенствуются и практические навыки конструирования. Ребенок может создавать поделки из бумаги, складывая ее в несколько сгибов (два и более). Он также может использовать природный материал, такой как ветки деревьев, камушки на пляже и т. п. При этом выделяются два приема конструирования:

1. Ребенок дополняет имеющийся у него материал различными деталями, чтобы «достроить» из него полноценный образ.

2. Ребенок подбирает нужные материалы в зависимости от задуманного им образа.

Восприятие

У ребенка продолжает развиваться восприятие различных признаков предметов: формы, размера, цвета.

Ребенок начинает лучше различать промежуточные цвета и оттенки (фиолетовый, сине-зеленый и т. д.). Он может выделять в предметах такие формы, как прямоугольники, овалы и треугольники. Ребенок в этом возрасте способен определять размер предметов и легко выстраивать по увеличению или уменьшению до 10 объектов.

Однако в нестандартных ситуациях восприятие все еще представляет сложность для малыша, особенно в тех случаях, когда ему приходится учитывать несколько разных признаков одновременно.

Образное мышление

У старшего дошкольника продолжает совершенствоваться образное мышление. Он способен преобразовывать объекты, определять последовательность, в которой они будут взаимодействовать и т. п. Однако его решения будут верными только при использовании подходящих мыслительных инструментов.

Среди таких инструментов выделяются схематические представления, которые формируются в процессе наглядного моделирования по схемам. Также ребенок может оперировать комплексными представлениями, которые отражают его понимание системы признаков объектов. Кроме того, у него формируются представления о стадиях преобразования разных явлений и объектов, включая циклические изменения. Например, дошкольник может представлять себе смену месяцев и времен года, переход от дня к ночи и т. д.

Чтобы закрепить у ребенка представление о циклических природных процессах, рекомендуем заниматься с ним по книге «Время, пространство 5+» из комплекта «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 5+». Занимаясь по ней, малыш запомнит названия времен года, месяцев и дней недели.

Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Время, пространство 5+, с. 12, 13

«Новый базовый курс. Когнитивное развитие. Время, пространство 5+», с. 12, 13

Когнитивные процессы

У ребенка 5 лет продолжают совершенствоваться способности к обобщению и причинно-следственное мышление. Они закладывают основу для развития словесно-логического мышления.

В этом возрасте малыш еще не имеет полного представления об устойчивых классах объектов. Он часто группирует их по признакам, которые могут меняться. Тем не менее у старшего дошкольника уже начинают складываться операции объединения и пересечения классов. Например, при распределении объектов по группам он учится рассматривать одновременно два признака: цвет и форму, цвет и материал и т. д.

Для того чтобы научить ребенка выделять отличительные признаки объектов и распределять их по группам, родители могут использовать книгу «Мир животных 5+», которая входит в комплект «Новый базовый курс. Окружающий мир 5+». Обучаясь по ней, малыш получит представление о классификации разных животных, например, птиц (водоплавающие птицы и сухопутные, летающие и нелетающие, перелетные и зимующие, ночные и дневные).

Новый базовый курс. Окружающий мир. Мир животных 5+, с. 10, 11

«Новый базовый курс. Окружающий мир. Мир животных 5+», с. 10, 11

Пятилетний дошкольник способен рассуждать и приводить логически верные объяснения, если анализируемый вопрос не выходит за рамки его опыта.

Воображение позволяет ребенку этого возраста придумывать уникальные последовательные истории. Однако воображение эффективно развивается только при его стимулировании (например, когда ребенка просят придумать волшебное животное и рассказать о нем).

У дошкольника продолжается также развитие устойчивости внимания. Внимание становится произвольным, то есть ребенок теперь может его контролировать. Малыш учится его правильно распределять и переключать.

Речевая деятельность

У ребенка продолжается развитие речи, включая ее звуковой аспект. Ребенок умеет правильно произносить шипящие звуки (ш, ж, щ, ч), свистящие (с, з, ц) и сонорные (й, м, л, н, р).

Развивается умение ребенка различать звуки языка. Интонации его речи становятся более выразительными. Это особенно ярко проявляется при чтении стихотворений и во время игры.

Улучшается понимание грамматики языка. Ребенок задействует в разговоре почти все части речи. Он также может заниматься словотворчеством – выдумывать новые слова, которые соответствуют грамматическим правилам языка. Пополняется активный словарный запас малыша. В своей речи он активно использует синонимы и антонимы. Его активный словарный запас насчитывает более 2000 слов.

Нужно иметь в виду, что речевые навыки ребенка в 5 лет у мальчиков по норме отличаются от навыков девочек. Девочки в этом возрасте их опережают: речь девочек более богатая и выразительная.

Развивается также связная речь. Дошкольник уже способен пересказывать истории и строить рассказ по картинке. При этом передает не только основную мысль, но и детали.

Развить речь ребенка 5 лет поможет книга «Речь, грамота 5+» из комплекта «Активити с наклейками. Комплект 5+». Занятия по ней разовьют фонетическую сторону речи и обогатят словарный запас ребенка. Пример задания – соединить животных и прилагательные, которыми их можно описать (кит – огромный, тигр – полосатый, жираф – пятнистый и т. д.).

Активити с наклейками. Речь, грамота 5+, с. 17

«Активити с наклейками. Речь, грамота 5+», с. 17

Стоит отметить, что развивающие занятия наиболее эффективны, когда вызывают у малыша интерес и не утомляют его. Книги от Школы Семи Гномов следуют принципу «развитие через игру» и направлены на освоение всех важнейших умений и навыков ребенка 5–6 лет.

Все книги 5+