Группы в детском саду по возрастам

Статьи. 26 мая 2025 г. · 4 мин. чтения

Группы в детском саду по возрастам

Когда ребенок вступает в дошкольный возраст, многие родители задумываются о необходимости посещения детского сада. В связи с этим у них возникает вопрос: какие возрастные группы есть в детском саду и какая из них подойдет малышу? Знание о группах дошкольного учреждения поможет родителям выбрать ту, в которой ребенок будет находиться в кругу сверстников с похожими интересами и возможностями.

Мы разберем, какие бывают возрастные группы в детском саду и как в них занимаются с каждым воспитанником.

Основные группы по ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в дошкольных учреждениях детей нужно распределять по группам с учетом возрастных особенностей.

В большинстве детских садов есть 5 основных групп: ясельная, младшая, средняя, старшая, подготовительная. Иногда возможно наличие разновозрастных ясельных групп.

Развивающие занятия во всех группах проходят по нескольким направлениям: физическое, познавательное, речевое, социальное, художественно-эстетическое. Нередко в них также предусмотрен комплекс оздоровительных мероприятий.

Группы в детском саду по возрастам

Ясельная группа в детском саду (группа раннего возраста)

Данная группа рассчитана на детей 1,5–3 лет. В этом возрасте малышам трудно долго находиться в коллективе, и они обычно не посещают детский сад. Поэтому не во всех дошкольных образовательных учреждениях есть ясельная группа.

Многие из ясельных групп предполагают только кратковременное пребывание. Время нахождения в кратковременных группах — около 3 часов.

В ясельной группе основное внимание уделяется процессам оздоровительной направленности и поддержанию режима. Во время приема пищи, укладывания ко сну, подъема, гигиенических процедур детям помогают воспитатели.

Чему обучаются малыши в ясельной группе:
🔹 соблюдать культуру поведения: здороваться, прощаться, благодарить;
🔹 мыть руки перед едой;
🔹 есть с помощью ложки;
🔹 слушать просьбы взрослых;
🔹 понимать часто употребляемые слова («теплый», «холодный», «чистый», «грязный», «руки», «ноги», «голова» и т. д.);
🔹 произносить простые слова;
🔹 отвечать на вопросы взрослого;
🔹 различать предметы по величине и цвету;
🔹 рассматривать картинки, иллюстрации в книгах;
🔹 проявлять интерес к музыке;
🔹 слушать и понимать короткие стихотворения, песенки, сказки;
🔹 ходить в прямом направлении;
🔹 бросать и катать мяч;
🔹 взаимодействовать с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками и т. п.).

Группы в детском саду по возрастам

Младшая группа в детском саду

В младшую группу в ДОУ набирают детей 3–4 лет. Занятия в ней имеют общеразвивающую направленность. Обучение и развитие проходит в игровом формате. Дети учатся простейшим навыкам, начинают развивать самостоятельность и взаимодействовать со сверстниками.

Чему учат детей в младшей группе:
🔹 принимать пищу с помощью столовых приборов;
🔹 самостоятельно одеваться и раздеваться;
🔹 играть в подвижные игры;
🔹 различать предметы по цвету, форме и размеру;
🔹 называть эти свойства («красный», «круглый», «маленький» и т. д.);
🔹 различать количество предметов (один и много);
🔹 выбирать объекты по заданным признакам;
🔹 понимать смысл обозначений места: «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «на», «под» и др.;
🔹 говорить простыми фразами;
🔹 называть знакомые предметы;
🔹 слушать и понимать небольшие рассказы;
🔹 пересказывать содержание рассказа с опорой на рисунки в книге;
🔹 учить наизусть небольшое стихотворение;
🔹 лепить из пластилина;
🔹 рисовать разные линии карандашами и красками;
🔹 создавать аппликацию из готовых фигур;
🔹 слушать музыкальное произведение до конца;
🔹 различать веселые и грустные мелодии, петь;
🔹 участвовать в совместных постановках как на утренниках, так и в театрализованных играх;
🔹 сохранять равновесие при ходьбе и беге;
🔹 катать мяч в заданном направлении;
🔹 ползать на четвереньках, прыгать на двух ногах, лазать по гимнастической стенке.

Группы в детском саду по возрастам

Средняя группа в детском саду

В средней группе занимаются дети 4–5 лет. С ними продолжаются игровые занятия по развитию мышления, памяти, внимания и речи. В этом возрасте дети постепенно овладевают навыком самостоятельности. Они уже могут довольно свободно ориентироваться в помещении группы детского сада. Среди ровесников у них появляются друзья, с которыми они играют чаще, чем с остальными.

Занятия с воспитателями помогают детям овладеть следующими умениями:
🔹 считать до 5;
🔹 составлять целое из частей (например, собирать детскую мозаику);
🔹 сравнивать два предмета по размеру;
🔹 обозначать словами место и направление («справа», «слева», «вперед» и т. д.);
🔹 правильно произносить гласные и согласные звуки;
🔹 выделять первый звук в слове;
🔹 читать наизусть стихотворения, считалки;
🔹 описывать картинки;
🔹 рисовать отдельные предметы и простые композиции из них;
🔹 вырезать и клеить детали из бумаги;
🔹 изготавливать несложные поделки из природных материалов;
🔹 узнавать знакомые мелодии;
🔹 петь протяжно, четко произнося слова;
🔹 выполнять движения под характер музыки;
🔹 играть на музыкальных инструментах (маракасы, металлофон, колокольчик и т. д.);
🔹 ловить мяч кистями рук и отбивать его о землю пять раз подряд;
🔹 ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны;
🔹 строиться в колонну по одному и парами, в круг, шеренгу.

Группы в детском саду по возрастам

Старшая группа в детском саду

В старшую группу распределяют детей 5–6 лет. Здесь они закрепляют умения, полученные ранее. У дошкольников начинают развиваться дисциплина и усидчивость. На занятиях творчеством они постепенно вырабатывают аккуратность и самоконтроль.

Чему учат в старшей группе:
🔹 понимать поставленную задачу и действия для ее достижения;
🔹 правильно пользоваться столовыми приборами;
🔹 аккуратно заправлять постель после сна;
🔹 объединять предметы в группы по общему признаку;
🔹 соблюдать правила в групповых играх;
🔹 считать до 10;
🔹 различать времена суток;
🔹 иметь представления о взаимодействии живой и неживой природы;
🔹 пересказывать короткие сказки и рассказы;
🔹 составлять рассказ по картинкам;
🔹 подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово синонимом;
🔹 определять место звука в слове;
🔹 участвовать в беседе, высказывать свое мнение и аргументировать его, делиться впечатлениями;
🔹 смешивать краски при рисовании;
🔹 лепить знакомые предметы;
🔹 изображать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания и обрывания бумаги;
🔹 рассказывать наизусть стихотворения;
🔹 драматизировать небольшие сказки;
🔹 различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
🔹 петь плавно;
🔹 выполнять танцевальные движения;
🔹 прыгать в высоту и длину;
🔹 метать предметы правой и левой рукой.

Группы в детском саду по возрастам

Подготовительная группа в детском саду

В 6–7 лет дошкольники посещают подготовительную группу детского сада. В ней наибольшее внимание уделяется подготовке к школе: навыкам письма, чтения, счета. Дети обогащают свои знания о живой и неживой природе и видах деятельности людей. Малыши также участвуют в театральных постановках и выступлениях к праздникам.

Знания и умения, которые дошкольники осваивают в подготовительных группах:
🔹 делить фигуры на части;
🔹 знать числа до 20;
🔹 складывать и вычитать в пределах 10 (реже — 20);
🔹 составлять конструкцию из пластмассового и деревянного конструкторов по образцу и словесной инструкции;
🔹 читать по слогам;
🔹 писать простые слова;
🔹 иметь представления о природных зонах Земли и погодных явлениях (снег, иней, туман, град, дождь, ливень, ураган, метель и т. д.);
🔹 различать жанры литературных произведений;
🔹 составлять рассказы;
🔹 создавать индивидуальные и коллективные рисунки;
🔹 использовать разные материалы и способы создания изображений;
🔹 расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства;
🔹 исполнять выученные детские песни;
🔹 правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
🔹 выполнять физические упражнения из разных исходных положений в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
🔹 знать правила дорожного движения.

Во многих современных детских садах предусмотрено наличие особых образовательных программ с разной направленностью. Например, ребенку с задержкой речевого развития могут оказать логопедическую помощь. Чтобы получить информацию об этих программах, родители могут обратиться к педагогу.

Разделение групп в детском саду по возрасту происходит с учетом не только интеллектуальных способностей ребенка, но и его психологического развития, а также бытовых навыков. Программа дошкольного образования направлена на формирование нужных умений в наиболее подходящий для этого период.